Годы службы в дивизии им. Ф.Э. Дзержинского ветеран металлургического завода Борис СОЛОМЕННИКОВ помнит во всех подробностях. К тому же у него в отдельной папке - дорогие свидетельства: фотографии, вырезки из газет, пожелтевшие за 60 лет хранения. Впервые лысьвенец согласился показать некоторые снимки землякам.
14 новобранцев из Лысьвы
На плакатном поздравлении читателей газеты «Комсомольская правда» с Новым 1953 годом - два бравых солдата в шапках. Рассматривая свой крупный портрет, Борис Калинович неспешно рассказывает, как командир роты направил его с товарищем к фотокорреспонденту для снимка на фоне Кремлёвской стены. Он вспоминает: 14 новобранцев из Лысьвы (статных, высоких, спортивных, славянской внешности) были призваны в элитные внутренние войска при Министерстве госбезопасности в марте 1950 года. Сначала бойцов обучали в полковой школе. Там пришлось написать несколько биографий - сверяли и уточняли факты.
- Какая ещё тогда биография? - рассуждает ветеран. - Родился в мае 1929 года в Лысьве. В 14 лет поступил на завод 700 (ЛМЗ). Запись о приёме на работу сделана на свидетельстве о рождении - паспорт ещё не получил. В восьмом цехе изготавливал каски, потом перешёл на жесть-2, где работал отец. Комсомольцем был. Вот и вся биография.
По результатам экзаменов по физподготовке, стрельбе, топографии Соломенникову сразу присвоили звание сержанта и распределили в роту почётного караула. Перед первым для него парадом тренировался в марше с солдатами призыва 1943 года – они служили 7 лет. Сержант Соломенников прошёл успешно в первой шеренге.
Ким Ир Сен приезжал на поезде
Наш земляк был очевидцем и участником многих важных государственных событий. Торжественное открытие нового здания МГУ на Ленинских горах Соломенников запомнил и сохранил об этом вырезку из газеты. 1 сентября 1953 года охрану важных персон обеспечивали солдаты его отделения особого назначения. Со своим почётным караулом, в котором Соломенников был разводящим, несколько раз за годы службы встречал и провожал гостей СССР на Центральном военном аэродроме.
Борис Калинович чётко называет имена официальных лиц Китая, Германии, Монголии: Чжоу Энь-лай, Отто Гротеволь, Вальтер Ульбрихт, Юмжагийн Цеденбал. Только глава партии Кореи Ким Ир Сен приезжал в СССР на поезде. Солдаты строились в две шеренги на Ленинградском вокзале, отвечая на приветствие однократным: «Здравия желаю!».
Выполняли они свой долг и на авиационных парадах в Тушино. Повышенную бдительность соблюдали при охране членов партии и правительства на парадах на Красной площади. Помощник начальника караула старший сержант Соломенников воочию видел, как спускался с трибуны Мавзолея И.В. Сталин и проходил мимо солдат, выстроенных в цепочку. При этом воспоминании мой собеседник уточняет интересную деталь: руководитель партии и правительства роста был среднего, а ребята в его отделении - все под два метра.
Подробный рассказ Борис Калинович подкрепляет документами из своей архивной папки. Показывает фотографию, на которой он запечатлён на фоне развёрнутого знамени части. Каллиграфическим почерком на обороте выведено «За отличные показатели в учёбе, службе и дисциплине. Командир части полковник Каменев. Сентябрь 1952 года».
Кровати для утомлённых горем
В конце нашей встречи, видимо, доверившись мне, 84-летний ветеран прошёл к тумбочке и достал редкостную, памятную для него вещь – траурную повязку из материи красного цвета с чёрным обрамлением. В дни всенародной скорби, в марте 1953 года, когда прощались с умершим И.В. Сталиным, повязку закрепляли приближённым и часовым на левом рукаве.
Рассказ Бориса Соломенникова о похоронах Сталина - словно репортаж. Подъём солдат по тревоге, форма одежды - «встречная», размещение по машинам и доставка к месту службы. Гроб с телом Сталина установлен в Колонном зале Дома Союзов. Подопечные Соломенникова стоят в почётном карауле три дня (с 6 по 9 марта) по стойке смирно, сменяя друг друга каждые 15 минут. Часовые (четыре солдата по углам возвышения) не проявляют никакой реакции на действия руководителей КПСС и правительства, на стенания-рыдания людей, проходящих беспрерывным потоком.
До входа в зал прощания приготовлено помещение с кроватями для людей, которые не могут справиться с переполняющим их горем, утомлением от народного столпотворения в долгом ожидании очереди для прощания. Два оркестра – духовой и симфонический – поочередно играют траурные мелодии. Сбоку от возвышения стоят стулья для родственников. Среди них - дочь Светлана Аллилуева с мужем.
Борис Калинович видел, как в зал входил Василий Сталин с мальчиком, а на венке – надпись «Дорогому дедушке от внука».
Разводящий Соломенников спросил разрешения встать в караул. Ему позволили с условием убрать лычки, знаки отличия, так как часовые были рядовыми. Оказанное доверие он выполнил с честью. Но, вспоминая, ветеран признаётся: «15 минут без движения показались вечностью». Об этом почётном карауле и осталась на память красно-чёрная нарукавная повязка.
В день выноса гроба с телом В.И. Сталина, 9 марта, на прощание был выстроен весь генералитет в несколько шеренг. В первой - маршалы С.М. Будённый, И.С. Конев, С.К. Тимошенко, Р.Я. Малиновский и другие. Будённый был ответственным за подбор коней для лафета. Для сопровождения процессии до Красной площади было приказано старшему сержанту Борису Соломенникову подготовить физически крепких солдат.
Перед демобилизацией, в декабре 1953 года, Борису вручили благодарность «Воину, уволенному в запас». В ней значится: «товарищ Б.К. Соломенников добросовестно выполнил свой долг воина-чекиста перед Родиной».
Прошло более полувека, а Борис Калинович Соломенников по-военному точен в рассказе о службе во внутренних войсках без оценки исторических личностей и событий. Свой священный долг он выполнил с честью и достоинством настоящего мужчины.
Надежда Вершинина
Социальные комментарии Cackle