Основной обязанностью 53-летней Ирины Мануцян было начисление зарплаты работникам городской детской поликлиники. Составив зарплатные ведомости, она несла их на подпись главному бухгалтеру и главному врачу. А получив обратно, заполняла на своём компьютере их электронный вариант, ставила под ним электронную подпись главврача, которую имела в своём распоряжении, и оправляла по электронной почте в банк.
Нельзя сказать, что такой способ распоряжения казёнными деньгами безупречен. Но других пока не изобрели. Да и в бухгалтериях, как правило, трудятся люди не с улицы. Так что система обычно сбоев не даёт. Тем более если исполнителей жёстко контролирует руководство.
Похоже, Ирину Николаевну не контролировали вовсе. Во всяком случае, последнюю пару лет. Иначе чем объяснить, что за это время она сумела «увести» у поликлиники почти три миллиона рублей? Не давала поводов для подозрений в махинациях? Очень может быть. Однако народная мудрость и служебные инструкции гласят: доверяй, но обязательно проверяй.
Не проверяли. И в январе 2012 года она опробовала простой способ хищения, который к тому времени созрел у неё в голове. И главбух, и главврач, которым она приносила ведомости для утверждения, сверяли в них только суммы начислений сотрудникам с общей итоговой суммой, подлежащей перечислению в качестве зарплаты. А что она «изображала» в их электронном варианте, не смотрели. Этим и воспользовалась мошенница - стала увеличивать себе зарплату в электронных ведомостях. Сначала на несколько тысяч в месяц, потом – на несколько десятков тысяч. Когда увидела, что всё это сходит с рук, решила завышать итоговые суммы зарплаты сотрудников и удесятерять хищения. По этой схеме положенные ей 13 040 рублей жалованья превращались в 137722 рубля, а 12270 – в 215594 и так далее в том же духе. В итоге, пока её не остановили в июне прошлого года, она присвоила 2 млн 862 тыс. 757 рублей.
Не знаю, как вас, читатель, но меня в этих кражах впечатляют не похищенные суммы, а возраст похитительницы. Если верить данным, приведённым в приговоре, никогда ранее Мануцян ни в чём предосудительном не замечали. Стало быть, прикарманивать чужие деньги она начала в 52 года. В этом возрасте люди обычно начинают задумываться о спасении души. А тут - безоглядное наплевательство на Христову заповедь «не укради».
Что стало мотивом краж, выяснить не удалось. Ни следователя, ни суд этот вопрос не интересовал. А Ирину Николаевну уже не спросишь. В феврале суд квалифицировал её деяния по ч. 4 ст. 159 УК РФ как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана, совершённое в особо крупном размере. И назначил ей три года заключения в колонии общего режима. Хотя санкции по четвёртой части этой статьи предусматривают лишение свободы от пяти до десяти лет и штраф до миллиона рублей.
Почему они ей не «достались»? Ну, во-первых, потому что судили её в особом порядке, то есть без судебного следствия. А когда суд не тратит время на многочасовые проверки предъявленного следствием обвинения, закон позволяет снижать санкции сразу на треть. Во-вторых, потому что она активно способствовала раскрытию преступления. В-третьих, признала вину и раскаялась, добровольно вернула поликлинике 885 тысяч 134 рубля из похищенных денег. Были и другие смягчающие наказание обстоятельства.
У читателя, наверное, вертится на языке вопрос: а куда она потратила украденные деньги? Самые крупные её вложения – автомобили «Lada-Kalina» и «Volkswagen-Polo». Но владеть ими ей уже не придётся. Поликлиника предъявила Мануцян гражданский иск на 1 млн 977 тыс. 622 рубля, и обе машины уйдут с молотка в счёт погашения этого ущерба.
Социальные комментарии Cackle