23 августа исполнился 71 год с момента окончания Курской битвы. В пятницу в администрации округа чествовали её участников-лысьвенцев. Прийти на встречу смогли только двое из четырёх живых ветеранов Курской дуги – Иван Филиппович Заузолков и Виссарион Демидович Волков.
Приняв поздравления от замглавы администрации Владимира КОСТЫЛЕВА, фронтовики за чашкой чая вспомнили, как попали на фронт, как воевали.
Иван Заузолков оказался на передовой в 19 лет.
- Под Сталинградом плохо было… - вспоминает Иван Филиппович, - 15 патронов дали – и воюй как хочешь. Ни кормёжки толком, ничего. А за спиной Волга – отступать некуда...
В боях за Сталинград красноармеец Заузолков попал под гусеницу танка. После госпиталя был направлен в район Курска.
- На Курской дуге меня два раза ранило: сначала в ногу, потом в руку. Смерть постоянно рядом ходила. Однажды с первым номером (пулемётного расчёта – прим. авт.) сделали перебежку, легли. Я ему: что не стреляешь? Тот молчит. Смотрю, а его убило. Пуля точно в лоб прилетела. А ведь мы рядом лежали...
Виссарион Волков войну встретил в действующей армии, но далеко от линии фронта.
- Я служил в комиссии по проведению государственной границы между Монголией и Маньчжурией. На фронт меня отправили только в 1942 году. Немного повоевал на Дону, после попал под Курск. Был назначен командиром взвода топоразведки артполка. Как остался живой – не пойму. При моей должности приходилось постоянно голову высовывать из окопа...
Ветеран с горечью посетовал: совсем недавно получал на праздники до 20 писем от однополчан, а нынче не получил ни одного...
Постепенно разговоры перешли к ситуации в Украине. Антитеррористическую операцию, проводимую Киевом, фронтовики однозначно назвали фашизмом.
Петра Арзамасцева, ещё одного участника Курской битвы, представители комитета ветеранов пришли поздравить в городскую больницу. Застали его за обедом. Увидев гостей, ветеран обрадовался.
- Я, правда, после обеда по девкам хотел идти, - с присущим ему юмором выразился фронтовик – Спасибо, что пришли!
Получая поздравления, Пётр Григорьевич прослезился.
Не смог сдержать слёз и Пётр Душкин. В свои 95 лет он уже не выходит из дома – подводит здоровье. Но гостям был рад – внимание очень важно этим людям.
- Я никогда в конце не плёлся, всё время шёл впереди, - сказал Пётр Григорьевич. – Таким было наше поколение… Сейчас почти никого не осталось… Но я себе поставил цель – до 70-летия Победы дожить обязательно! А мы если цель себе ставим – всегда выполняем.
Социальные комментарии Cackle