Административные барьеры, недобросовестная конкуренция, нестабильность взаимоотношений с государством и муниципальной властью, необоснованные проверки – все эти системные проблемы не позволяют бизнесу развиваться с такой скоростью, какая необходима сегодня для экономики страны, края, города. Кто виноват и что делать? На эту тему говорили предприниматели Лысьвы, Суксуна, Чусового, Кунгура, Октябрьского района с сопредседателем совета по предпринимательству при губернаторе Геннадием САНДЫРЕВЫМ и краевым бизнес-омбудсменом Вячеславом БЕЛОВЫМ на площадке клуба «Бизнес-контакт».
Политика кнута и пряника нервирует бизнес
Лысьва для такой встречи выбрана неслучайно. Город в числе 13 прикамских территорий включён в пилотный проект по внедрению и отработке инвестиционных стандартов. Кроме того, наш округ по праву считается передовым в плане развития малого и среднего предпринимательства. В этой сфере у нас работают свыше семи тысяч человек. Доля налоговых поступлений в местный бюджет от этого сектора растёт, и именно здесь каждый год появляются новые рабочие места.
Но проблем у предпринимателей хватает. Государственная политика кнута и пряника добавляет нервозности в отношения бизнеса и власти. Как бы сладко ни звучали со стороны власти слова о необходимости находить взаимопонимание и выстраивать взаимоотношения, обратная связь остаётся под вопросом. По крайней мере, в Пермском крае.
Чтобы убрать все барьеры и наладить конструктивный диалог власти и бизнеса, при губернаторе был создан совет по предпринимательству. С июня этого года он начал активную работу, встречаясь на местах с деловыми людьми и формируя пул проблем, с которыми сталкивается бизнес в современных экономических условиях. Представители совета побывали уже в районах Верхнекамья. Второй визит – в Лысьву.
Начиная диалог, Геннадий Сандырев констатировал: сейчас много предпосылок – и внешнеэкономических, и внешнеполитических – для консолидации усилий бизнеса и власти в интересах развития экономики регионов.
- Мы хотим, чтобы в предпринимателях власти видели соратников, людей, помогающих жить городу, району, краю. Да, пока не очень большая часть бюджета наполняется малым и средним бизнесом. Но анализ показывает: чем меньше муниципалитет, тем большее значение для него он имеет. В Перми всё просто: там «Мотовилихинские заводы», «Пермские моторы», «Лукойл». В Березниках – «Уралкалий». А в отдельных муниципалитетах нет вообще ничего. И вопрос малого и среднего бизнеса там весьма актуален, - сказал он. И зал с ним был солидарен. Как и в том, что административные барьеры остаются настоящим бичом для предпринимателей.
Административные гильотины
Всем известно постановление правительства о правилах торговли алкоголем вблизи объектов образования, здравоохранения. По мнению Геннадия Сандырева, оно просто бездумное. А то, какие документы на его основе приняли в муниципалитетах, не поддаётся никакой критике. Итог: предприниматели свою деятельность свернули, рабочие места ликвидировали, налоги в бюджет поступать перестали. Так получилось, к примеру, в Краснокамске.
- Не говорю, что торговать алкоголем хорошо, но не торговать им тоже нельзя. Если полностью отменить эту торговлю, мы получим самогоноварение, отравления и рост смертности. Мало того, торговать предпринимателю не разрешили, а деньги, уплаченные за полученную лицензию, никто ему не вернул. Многие потеряли сотни тысяч рублей, – прокомментировал он.
В прошлом году российские предприниматели едва не попали ещё под одну административную гильотину. Они помнят, как лет шесть назад государство обязало всех сменить контрольно-кассовые аппараты на новые модели. Каждому пришлось потратиться, а точнее - извлечь из оборота по 14-30 тысяч рублей.
В России, как известно, всё возвращается на круги своя. Производители контрольно-кассовых машин в минувшем году решили пролоббировать новый закон, обязывающий поменять ККА. Фишка была такая: новые ККА - с компьютерной программой, и информация в режиме онлайн сразу будет попадать в базу данных налоговых органов.
Минэкономразвития «зарубило» закон на стадии принятия. Было два аргумента. Первый – далеко не на всех территориях есть Интернет, второй – бешеная нагрузка на бизнес. В случае принятия закона он в целом понёс бы убытки в 1,5 трлн рублей.
Поэтому одна из задач совета - добиться принятия Закона «Об оценке регулирующего воздействия в Пермском крае». Согласно ему все нормативно-правовые акты, касающиеся бизнеса, которые издаются в крае, в Перми, а с 2016 года – во всех муниципалитетах, должны проходить независимую оценку перед тем, как попасть на стол законодателям. Обязательно оценивается степень рисков, административные барьеры. Без учёта предпринимательского сообщества ни один закон не должен быть принят.
В первом чтении законопроект уже принят – на это ушло полтора года работы.
Права - по закону, а не «по понятиям»
В разговоре с предпринимателями второй гость из Перми - уполномоченный по защите прав предпринимателей Вячеслав Белов - сразу подчеркнул: людям бизнеса надо помнить, что государство защищает их законные права, а не права вообще (как их понимают некоторые).
В Пермском крае институт защиты прав предпринимателей создан в конце прошлого года. Назначен уполномоченный. За это время 164 человека уже обратились в новый гос-орган с претензиями на действия разных государственных структур.
-Наша задача – защита законных интересов. Однако бывает ситуация, когда предприниматель, игнорируя закон, требует защиты, - подчеркнул бизнес-омбудсмен.
По его словам, было обращение и из Лысьвы. Обратился предприниматель, получивший по программе самозанятости небольшие деньги на открытие собственного дела. Деньги потратил, а через год опять встал на учёт и снова заявился в программу. Ему отказали, и он посчитал, что его права были нарушены.
Или ещё пример. Владелец небольшого предприятия увольняет своего водителя и регистрирует на него ИП. Водитель приобретает у бывшего хозяина имущество, принимает на работу людей, которых тот уволил, и обращается за господдержкой в службу занятости. Получает её в порядке 3,5 млн рублей. На эти деньги покупает имущество своего предыдущего работодателя. Схема явно имеет все признаки нарушения закона. Возбуждается уголовное дело, и возмущённый предприниматель обращается за защитой к бизнес-омбудсмену.
- Очень трудно защищать права человека, если он сам не соблюдает действующее законодательство, - заметил Вячеслав Белов.
Но эти случаи единичны. В основном же деловые люди негодуют по поводу нарушений в сфере земельно-имущественных отношений - не согласны с кадастровой оценкой их недвижимости, встречают препоны на пути перевода жилого помещения в нежилое и т. д.
Порой перегибают палку и правоохранительные органы: держат предпринимателей под заключением без суда и следствия, объясняя это законом и нормативными актами.
- Выход из конфликтных ситуаций – будь то вопрос земельно-имущественный или прямое нарушение законов – требует детального и взвешенного подхода и поиска взаимоприемлемых путей, - считает омбудсмен.
Контроль в рамках закона
Тема ограничения контроля по-прежнему остаётся весьма острой в предпринимательском сообществе. Да, есть закон, ограничивающий количество проверок бизнеса. Предприниматели согласились: после его выхода их число стало регламентироваться. Оператор в лице прокуратуры за этим следит. Это, безусловно, плюс.
С другой стороны, они говорят, что не почувствовали снижения накала этих проверок. У каждого в той сфере, где он ведёт бизнес, есть специфические контролёры. В стране существует 133 самостоятельных вида государственного и муниципального контроля. Из них 80 видов – госконтроль только федерального уровня, восемь – регионального, два вида – муниципального и 43 - это не разграниченный контроль, который осуществляется одновременно органами различных уровней власти.
Пример. Наказали перевозчика за то, что у него в деле отсутствует справка из органов внутренних дел о наличии судимости. Откуда это требование? Оказывается, есть приказ Минтранса РФ, который в обязательном порядке должен исполняться. За неисполнение – привлечение к административной ответственности.
Недавно Вячеслав Белов встречался с пермскими риэлторами. Они работают на рынке, наводнённом так называемыми «чёрными риэлторами». Недобросовестная конкуренция налицо. Никто последних не контролирует, налоги с оборота они не платят, информацию о сделках никому не предоставляют, переобучение не проводят. Полная вольница.
Особое недовольство риэлторы высказали относительно обязанности предоставлять информацию о некоторых сделках в Росфинмониторинг. Не предоставил – штраф 300 тысяч рублей. Спрашивается: зачем у коммерческой организации требовать информацию, которая есть в свободном доступе у другого госоргана – Росреестра?
На краевом уровне Вячеслав Белов и специалисты совета по предпринимательству активно занимаются всеми этими вопросами. Совет заключил договоры совместного взаимодействия со многими государственными структурами. Позиция представителей совета, а значит, и среднего, и малого бизнеса, находит понимание в коридорах власти. Поддерживает её и губернатор Виктор Басаргин.
СОВЕТЫ НА МЕСТАХ – ВЕЩЬ НЕОБХОДИМАЯ
Сейчас – дело за муниципалитетами. К сожалению, как отметил Геннадий Сандырев, на местах нет органов, которые могли бы напрямую влиять на власть. А там, где они есть, практически не работают.
О том, что ситуация на территориях требует конструктивного решения уже назревших проблем, говорит и статистика обращений к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Что касается Лысьвы, то выступающие отметили: наш город достаточно продвинут. Есть у нас муниципальный фонд развития предпринимательства, работающий в партнёрстве с Пермским центром развития. И тем не менее много вопросов остаётся и у нас. Предприниматели, в частности, жаловались на неограниченную экспансию крупных торговых сетей, что создаёт для них немалые проблемы.
Предприниматель Алексей Ананьин обозначил ещё одну проблему, которая обсуждается в деловых кругах не один год: перерегистрация бизнеса, попросту говоря, уход его с территории. По оценке управления экономики, за четыре года 55 человек перерегистрировали свои предприятия в налоговых службах других территорий. Чем не комфортен им Лысьвенский округ? Вопрос показался настолько интересным, что Вячеслав Белов и Геннадий Сандырев предложили провести круглый стол и обсудить проблему с бизнесом.
Предприниматели высказали недовольство высокой стоимостью кредитных ресурсов и необходимостью предоставления больших залогов имущества. Для малого и среднего бизнеса получение кредитов при таких условиях практически недоступно.
Среди высказанных проблем был и вопрос о так называемых недобросовестных предпринимателях. В их число попала довольно большая часть тех, кто вынужден был ликвидировать своё дело из-за прошлогоднего роста страховых взносов. В Пермском крае официально прекратили деятельность свыше 17 тысяч ИП. Многие перешли на нелегальное положение: работают без оформления и регистрации. В сферах транспортных, торговых, автосервисных, риэлторских услуг их – пруд пруди. Сплошь и рядом на остановках можно видеть и легальные автобусы, и «нелегальные» авто. Одни платят налоги, другие работают только на себя.
Понятно, что борьба с таким незаконным предпринимательством должна вестись широким фронтом. Прежде всего, нужно приучать потребителя отказываться от услуг таких продавцов. Но закономерен и обратный вопрос: а что делает власть на местах, чтобы такого не было? Ведь покупателями услуг этого «бизнеса» часто становятся и представители правоохранительных органов. Почему же они не фиксируют нарушения?
Вячеслав Белов в полемике также заметил, что представители власти порой принимают решения, которые малообъяснимы выгодами и для государства, и для бизнеса. В качестве примера привёл такой. Ломбарды по закону должны работать с девяти утра до восьми вечера. Но этой сфере искусственное ограничение времени работы совсем не на пользу. Или взять казус, связанный с 1 сентября 2013 года, когда повсеместно запретили торговлю спиртным – якобы в связи с началом учебного года. Однако 1 сентября пришлось на воскресенье, в реальности в школу дети пошли второго числа, когда торговать спиртным никто не запрещал.
Вывод из всего этого большого разговора один: на местах нужно объединяться и создавать советы по предпринимательству, встраиваться в общую краевую концепцию взаимодействия власти и бизнеса. Учиться реально влиять на принятие решений относительно предпринимательства и отстаивать свои интересы. В одиночку это точно не получится.
Социальные комментарии Cackle