В апреле 2014 года неутомимый исследователь родной природы Владимир Копысов проводил фотосъёмки на берегу городского пруда в районе южной части зольного отвала. И обнаружил в пруду... дорогу. Откуда она здесь взялась?
В устье Большой Запорной?
На расстоянии нескольких десятков метров от берега внимание Владимира привлекла выступающая из воды полоска земли. Она протягивалась от Соснового болота в сторону города. Перед весенним паводком воду из пруда сбросили, и пройти к месту, где виднелась эта земля, оказалось несложно. Каково же было удивление исследователя, когда он понял, что стоит... на дороге! Её основанием служили небольшие деревья и порубочные остатки, заваленные сверху камнями. Тут и там валялись обрывки металлических тросов и крюки.
Естественно, возник вопрос, с какой целью и когда эта дорога была построена? Документальных источников для этой статьи найти не удалось, поэтому написана она на основании личных наблюдений, предположений и разговоров.
Для начала я засел за изучение старых карт. На многих из них пунктирными линиями обозначены дороги, некогда соединявшие лесные верховья рек Большая Запорная и Куропашка с домом отдыха «Сокол». Вспомнилась также большая дорога, идущая от бывшего хутора Волегова к посёлку Каменка. Перпендикулярно к ней с разных сторон выходили дороги, которые назывались «Первая тракторная», «Вторая тракторная» и т.д. По этим дорогам лес везли в Лысьву. Однако все дороги заканчивались в устье Большой Запорной – дальше был пруд. Но не сгружали же древесину в воду, чтобы сплавом доставить её к элеваторам! К тому же в советское время лес из делянок предпочитали вывозить зимой.
По узкой полоске плёса
Бывший шофёр Александр Иванович Мордвинов рассказывал, что во время войны он возил лес на машине по замёрзшему пруду. Для этого от устья Большой Запорной до Соснового болота в две колеи вмораживали в лёд по два бревна, сбитых железными скобами. Вести грузовик по такой колее было чрезвычайно трудно: чуть зазеваешься, и его сбрасывало в сторону. Вывернуть гружёную машину обратно на колею было невозможно. Приходилось разгружаться, порожняком заезжать на бревенчатую колею, снова загружаться и только потом двигаться дальше.
Эти собранные воедино сведения позволили предположить, для чего была создана дорога, обнаруженная В.Г. Копысовым. Элеваторы, куда сгружался лес, находились на правом берегу пруда, и до войны его возили туда прямым ходом.
Однако здесь возникают вопросы: если обнаруженная дорога берёт свое начало от Соснового болота, то почему её не продлили до «Сокола»? При изучении материалов гидролого-морфологического районирования пруда выяснилось, что «подводная дорога» пролегала по узкой полоске главного плёса реки Лысьвы, образовавшегося вдоль правого берега пруда. То есть дорога возникла на мелководье.
Между тем главный плёс р. Лысьвы заканчивался за 100-150 метров от условной линии «Сосновое болото – устье Большой Запорной». Выходит, если бы решили строить дорогу до «Сокола», то прокладывать её пришлось бы с учётом глубины и немалых затрат. Это первое.
В районе «Сокола» «трудились» катера
До начала 1960-х годов основная масса леса поступала в пруд по реке Лысьве и её притокам с помощью так называемого молевого сплава. Брёвна плыли вниз по течению реки без участия человека. То есть, если «подводная дорога» была бы продлена до устья Большой Запорной, то она перекрыла бы путь плывущему в пруд лесу. Создать молевой сплав было бы невозможно, как, впрочем, и принудительный, организация которого происходила ниже д. Каменный Лог.
В протекающей здесь реке Лысьве уже ощущается подпор прудовой воды. Именно отсюда начинались запони - искусственные сооружения на воде, с помощью которых регулировалось движение леса, происходила его предварительная сортировка.
Запони представляли собой столбы, вбитые в дно реки. Между ними на воду укладывались плоты, сбитые скобами из двух брёвен. Под скобами пропускали стальной трос, прикреплённый к столбам. Начинаясь в Каменном Логу, запони перегораживали большую часть городского пруда. Кстати, остатки старых запоней видны и по сей день.
Ниже Каменного Лога лес сортировали на заводской и гортоповский, деловой и дровяной. В районе дома отдыха «Сокол», где естественный ток реки прекращался, за дело брались небольшие катера. Они сгружали брёвна небольшими партиями и подтаскивали их к элеватору. У самого берега на воде параллельно друг к другу имелись два плашкоута. В пространство между ними с одной стороны заводились бревна, а с другой рабочие затаскивали их баграми на зубья транспортёра. На берегу с помощью лебёдок бревна укладывали в гигантские штабеля длиной 40-50 метров и высотой до 10 метров. В иные годы таких штабелей было 5-6.
Был ещё один путь
Если посмотреть на спутниковую карту западной оконечности Соснового болота, то можно рассмотреть, что по берегу пруда тянется ещё одна дорога. Лысьвенским рыбакам она хорошо известна. Со стороны пруда вдоль неё в дно были вбиты столбы - их остовы до сих пор торчат из воды. Вероятно, здесь располагалась эстакада, на которой скапливался лес, завезённый зимой и выловленный из пруда летом. Не исключено, что эту дорогу построили позднее, когда «подводная дорога» скрылась под поверхностью пруда.
Итак, почему «подводная дорога» оказалась под водой? За долгие годы своей истории городской пруд менял площадь зеркала несколько раз. В 1939 году на заводской плотине случилась авария. Никто не пострадал, но капитальный ремонт гидросооружения потребовался. Его проводили в 1943-1944 годах. Высоту тела плотины увеличили и, естественно, возрос и уровень воды как в городском пруду, так и в его заливах – Травянском и Заболотинском прудах. Через два-три года накопленная вода постепенно поглотила дорогу, и о ней постепенно забыли. С долей вероятности можно предположить, что «подводная дорога» существовала в 30-40-е годы прошлого века.
Николай Парфёнов, краевед
P.S. Буду благодарен, если лысьвенцы поправят мои предположения или дополнят эту тему.
Социальные комментарии Cackle