Тема железнодорожного сообщения продолжает тревожить не только лысьвенцев, но и руководство Пермской пригородной компании. На днях Лысьву посетили генеральный директор ОАО «ППК» Сергей КАНЦУР и его заместитель Антонида КАРАКУЛОВА. Они встретились с руководством города, с представителями общественности Лысьвы и журналистами.
Динамика отрицательная
Речь вновь шла не только об эффективности поезда Лысьва - Пермь-2 - Лысьва, но и электричек всего чусовского куста. Вопрос возобнавления ими движения в принципе решён, но проблемы никуда не делись.
По словам Сергея Канцура, протяжённость маршрута Лысьва - Пермь 2 - Лысьва - 140 км, из них электрифицировано 119 км. Если бы весь участок был электрифицирован, проблем с железнодорожным сообщением у Лысьвы не было бы вообще.
До июня 2011 года железнодорожники вынуждены были использовать подвижной состав на комбинированной тяге и менять локомотив в Калино, что значительно увеличивало время нахождения в пути. Летом 2011 года запустили рельсовый автобус, чему лысьвенцы были несказанно рады. Но возникли проблемы с пассажиропотоком.
Гендиректор привёл такую статистику. В 2011 году маршрутом из Перми в Лысьву воспользовались 92 тысячи человек, 59 тысяч – из Лысьвы в Пермь. В 2012 году цифры пошли на убыль: 64 тысячи человек выезжали из Перми и 54 тысячи - из Лысьвы в краевую столицу. В 2014 году из Перми в Лысьву отправились уже 33 тысячи пассажиров, из Лысьвы – 44 тысячи.
Динамика, как видите, резко отрицательная. Надо добавить, что посадочных мест в РА – 222. Нехитрые расчёты показывают: загруженность маршрута в оба конца в прошлом году в среднем составила 48%. Именно отрицательная динамика и послужила поводом для закрытия маршрута.
Продлить маршрут до Кына
Поезд вернули, но пассажиропоток продолжает падать. Как сказал Сергей Канцур, в феврале в среднем загруженность рельсового автобуса за один день из Лысьвы составляла 85 человек, из Перми – 64. Конечно, такая статистика перевозчика не удовлетворяет. Кроме того, плата за инфраструктуру РЖД даже при низком тарифе в один процент обходится компании в 28 млн рублей. Дорого. Чем больше пассажиров поезда, тем меньше будет эта сумма.
Как увеличить пассажиропоток? С этим вопросом руководитель ОАО «ППК» и обратился к общественности Лысьвы. Перевозчик предложил для обсуждения свои варианты.
Организовать подвоз пассажиров из ближайших сёл и деревень - Ломовки, Невидимки, Кормовища - к поезду. Вопрос находится в стадии обсуждения с городскими властями.
Стоит напомнить, что студентам и школьникам компания предоставляет 50-процентную скидку, если они покупают абонементские билеты выходного дня. При условии поездок ребят каждые выходные домой и обратно в Пермь экономия получается приличная - 2412 рублей в месяц на человека.
Постоянные пассажиры поезда - региональные и федеральные льготники, которые имеют скидки на железнодорожном транспорте. Федеральные при наличии проездного документа вообще ездят бесплатно, региональные оплачивают 50% стоимости билета. И тем не менее проблема полного использования посадочных мест остаётся для компании острой. Что делать?
В период борьбы за возвращение экспресса лысьвенцы предлагали продлить его маршрут до Кына, чтобы селяне могли без пересадок добираться до Перми и обратно. Гендиректор услышал это предложение.
- Мы рассматривали его. Нам показалось, что людей не устроит время отправления поезда из Кына. Это почти три часа ночи, - сказа он.
Лысьвенцы с этим не согласились: селяне, если им нужно утром в город, на время не посмотрят. Был же у нас поезд Бакал - Чусовская. Через Кын, Кормовище, Невидимку он курсировал глубокой ночью, но люди на нём без проблем добирались до Лысьвы и Чусового.
Сергей Канцур и глава округа Виталий Шувалов договорились внести данное предложение на рассмотрение Минтранса – заказчика пригородных перево-зок. Будем надеяться, что его чиновники не заволокитят.
Есть одно «но»
Сразу скажем, речь об отмене поезда не идёт. По словам Виталия Шувалова, несмотря на снижение пассажиропотока потребность в этом виде транспорта была, есть и будет. Ветераны, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи тоже никуда не денутся. Что касается плохой наполняемости вагонов, то этому есть объективные причины. В 2011 году в Перми попасть на лысьвенский РА было проблемой, так как этим маршрутом активно пользовались дачники, рыбаки и жители близлежащих к краевой столице поселений. Время его отправления удобно, и люди ехали до Молодёжной, Сылвы, Комарихинской, Селянки. Лысьвенских пассажиров было немного, но вагоны пустыми не ходили.
Пригородная компания решила разгрузить маршрут и перед отправлением лысьвенского «Сапсана» поставила в расписание электричку из Чусового. Естественно, она забрала основной поток пассажиров на станциях, и на экспрессе стали ездить только лысьвенцы. Тем не менее менять расписание в компании не намерены. По крайней мере, в ближайшее время.
Конкуренция – ещё одна объективная причина снижения спроса на железнодорожное сообщение. Автобусы в краевой центр из Лысьвы курсируют практически каждый час. Много личного транспорта.
Другое дело - привлечь людей дополнительными услугами. В рельсовом автобусе уже стали предлагать пассажирам чай, кофе, печенье. Больших денег на этом сервисе не заработаешь, но привлекательность поездки в таком поезде значительно возрастает.
Для молодёжи весьма существенным плюсом стало бы наличие такой популярной услуги, как WI-Fi. По словам Сергея Канцура, возможность использования беспроводной сети в электричках компания изучала. Но есть проблемы технического характера. Они не позволяют пока говорить о качестве такой связи.
Экспресс, современный и удобный, продолжает курсировать. Стоимость проезда на нём значительно ниже, чем на автомобильном транспорте. В этом году повышать цену больше не будут. Можно было бы на этом поставить точку и успокоиться. Однако есть одно «но». Временные рамки столь горячей темы ограничены текущим годом. А что будет в следующем? Вопрос остаётся открытым.
Социальные комментарии Cackle