Человеческая жизнь - что песчинка. А если она попадает в жернова огромного бюрократического аппарата, её и вовсе могут превратить в пыль. Ситуация, в которую попал уроженец села Канабеки Винарис ИШМЕТОВ, - тому подтверждение.
В своих бедах виновен сам
Он родился в 1959 году. В три года потерял родителей. В свою семью мальчика взяла родная тётя и вырастила его как родного сына. В 25 лет Винарис уехал в Узбекистан. Там трудился электромонтёром на железнодорожных путях, получил квартиру. В один из отпусков приехал на малую родину и выбрал себе невесту. Увёз её в Узбекистан, женился, родился сын. Через несколько лет супруги развелись. В 2001 году Винарис закрыл ташкентскую прописку и вернулся в родное село - его престарелой маме требовался уход.
Постоянной работы в Канабеках не нашлось. Мужчина перебивался халтурами, жил с матерью. В прошлом году она умерла. А у Винариса к этому времени пошатнулось здоровье. Сказались травмы, полученные десяток лет назад: когда он возвращался в Россию, в поезде его сильно избили. Спустя годы мужчине потребовалась помощь специалистов.
- Тогда мы и хватились, что у дяди нет российских документов, - рассказывает племянница Винариса Альбина Уразаева. – С трудом разыскали его просроченный узбекский паспорт и листок убытия из страны. Почему он за 13 лет так и не занялся оформлением российских документов? Говорит, поначалу было некогда, а потом побоялся штрафа за просрочку. Я уговорила дядю поехать в Лысьву и оформить российское гражданство. В УФМС на него тут же составили протокол как на нарушителя миграционного законодательства...
Паспорт новый, но узбекский
И завертелось бюрократическое колесо. В марте 2014 года Лысьвенский городской суд выносит решение: наказать Винариса рублём, но из страны не выдворять. В мае суд также устанавливает факт постоянного проживания Ишметова в России: с 2001 года по 2014-й он страну не покидал. Но для оформления российского гражданства этого оказалось недостаточно. Как говорит Альбина, в лысьвенском отделении УФМС потребовали либо предъявить справку из консульства Узбекистана о гражданской непринадлежности Ишметова к этой стране, либо обменять старый узбекский паспорт на новый. В узбекском консульстве ответили: справки о гражданской непринадлежности дают лишь тем, у кого есть на руках паспорт другого государства. Выход один: ехать в Москву за новым узбекским паспортом.
- Деньги на поездку собирали всем селом, - вспоминает Альбина. - С миру по нитке набрали 50 тысяч рублей на дорогу и запросы в консульство. Сдали в Москве все необходимые документы и сообщили об этом в УФМС. Нам ответили: получите новый узбекский паспорт - поставим на миграционный учёт. Затем будет решаться вопрос с российским гражданством. Но пока Винарис ездил в Москву, на него составили ещё один протокол за нарушение миграционного законодательства. Суд назначил Винарису очередной штраф в 2000 рублей. Благо судья вновь не применила самую жёсткую санкцию - выдворить его из страны.
В феврале 2015 года дядя приехал из Москвы с новым паспортом Узбекистана. Все вздохнули с облегчением: теперь можно встать на миграционный учёт. Но не тут-то было! В УФМС нас огорошили: въезд на территорию России ему закрыт. И выдали повестку явиться в Пермь - получить это решение на руки.
Пять лет без права въезда
Двух административных протоколов оказалось достаточно, чтобы вынести страшный вердикт: выдворить Ишметова из страны и обратно не пускать. Два предыдущих решения суда, предоставивших ему право остаться на Родине и закончить оформление российских документов, оказались ничтожны для краевого УФМС.
В Узбекистане у Винариса нет ни жилья, ни родственников. То есть за пределами России он просто станет бомжом.
- Когда началась эта неразбериха с оформлением гражданства, мы обратились в аппарат уполномоченного по правам человека в Пермском крае, - голос Альбины срывается от слёз. - С нами начал работать адвокат Борис Поносов. Именно он посоветовал не брать дядю Винариса в отдел иммиграционного контроля краевого УФМС РФ для ознакомления с принятым решением. Я как официальный представитель дяди имела право сама получить этот документ. Борис Иванович оказался прав. Возле УФМС уже стояла машина, готовая доставить дядю в приёмник-распределитель. А потом - депортация. И запрет на въезд в Россию до 30 декабря 2019 года. Но как ему жить в Узбекистане, где у него нет никого и ничего?!
Правозащитники обжаловали решение миграционной службы в суде. Он оставил жалобу Ишметова без удовлетворения: два административных протокола, нет «социально-значимых связей», официально не трудоустроен, собственного жилья не имеет. А ещё (внимание!) он получил новый паспорт гражданина Узбекистана, а значит, фактически отказался от возможности получить российское гражданство в упрощённом порядке. Вот так!
Но ведь Ишметов оформил новый узбекский паспорт только потому, что этого потребовали в УФМС. Где же логика?
С решением суда племянница Винариса и правозащитники не согласились и направили апелляцию в краевой суд.
Правозащитники против чиновников
Мы обратились за комментарием в лысьвенское отделение УФМС. Там нас заверили: они действовали строго в рамках закона.
- Человек 13 лет жил на территории России незаконно и прекрасно это понимал. Если бы не родственники, он, возможно, так и не озаботился бы оформлением документов, - сказала начальник лысьвенского отделения УФМС России по Пермскому краю Юлия ЧУНАРЁВА. - Займись он легализацией своего положения в России сразу, ещё в 2001 году, никаких проблем бы не возникло. Тогда не требовалось ни разрешения на временное пребывание, ни оформления вида на жительства. Даже гораздо позже оформить гражданство было значительно проще. Сейчас миграционное законодательство ужесточилось. Да, суд установил факт постоянного проживания Ишметова в России, но он всё равно считается лицом, не утратившим гражданства другого государства. То есть просроченный узбекский паспорт было необходимо поменять. Родственники Ишметова обращались к нам неоднократно, получали подробные разъяснения. Правда, некоторые наши доводы воспринимались в штыки...
Юлия Борисовна уверена: даже если краевой суд отменит решение УФМС закрыть Ишметову въезд в Россию, основной проблемы это не снимет. У мужчины узбекский паспорт, срок его временного пребывания в РФ давно истёк, значит, ему придётся уехать. Пробыть в Узбекистане 90 дней, вновь въехать в Россию и встать на миграционный учёт. Затем подать документы на временное проживане, оформить вид на жительство и только после этого получить российское гражданство.
Если Ишметов проигнорирует решение краевого УФМС и не уедет добровольно в Узбекистан, его отправят в приёмник-распределитель. Там незаконные мигранты ждут, когда государство выделит деньги на их депортацию. В общем, перспективы одна не радужнее другой.
Помощник уполномоченного по правам человека в Пермском крае по вопросам миграции Борис ПОНОСОВ не согласен с позицией чиновников из УФМС:
- Судом установлено, что Винарис проживал в России постоянно. Это судебное решение согласно методическому письму миграционной службы (№ МС-1/8-9140 от 06.06.2006 г.) давало ему право без выезда из нашей страны получить разрешение на временное проживание. И это был бы первый шаг к получению им российского гражданства. Нового узбекского паспорта ему не нужно было вообще оформлять! В лысьвенском УФМС должны были принять документы и разрешить ему временное пребывание в стране, и через год человек мог получить вид на жительство, а ещё через год – гражданство России.
Правозащитник считает: по закону сотрудники миграционной службы, может быть, и правы, но в Гражданском кодексе РФ есть статья о «злоупотреблении правом». То есть чиновник прав, но своим правом он зло-употребил. Сейчас подана апелляция в краевой суд, а также заявление в УФМС об отмене решения по Ишметову.
- Отменить решение миграционной службы через суд проблематично. В Пермском крае подобных прецедентов не было. Дело неоднозначное. Я обсудил сложившуюся ситуация с московскими коллегами на семинаре «Сеть миграции и права». Все сошлись во мнении, что получение нового узбекского паспорта было большой ошибкой, но ситуацию ещё можно исправить, - добавил Борис Иванович.
Закон есть закон и его надо соблюдать. Винарис - взрослый человек и должен был понимать, что находится в родной стране, по сути, незаконно. В итоге обрёк себя и близких на блуждание по кругам бюрократического ада. И конца этому в ближайшее время не предвидится.
Однако стоит ли такое правонарушение искалеченной судьбы человека? И надо ли обрекать его на скитание между родной Россией и чужим Узбекистаном? Получается, что для огромной бюрократической машины судьба одного человека – ничто. И при этом не важно, что он родом из России и живёт на её территории. Без помыслов навредить своему Отечеству.
Мы будем следить, чем завершится эта грустная и абсурдная история.
Социальные комментарии Cackle