Банкротство стало бизнесом
24.04.2008Анатолий Вилисов, зам. директора по лесозаготовкам ЗАО «Кормовищенский леспромхоз», теперь уже бывший.ЭкономикаА как хорошо всё начиналось! Построенные производства должны были обеспечить развитие лесным поселкам. Но...
Вот здесь, в упрятанной в дальнем конце нижнего склада конторе леспромхоза, сейчас все и происходит.
Старое, но не худое двухэтажное здание с красивым профилем шатровой крыши, рядами больших светлых окон возвышается над нижним складом и раньше венчало всю панораму Кормовищенского леспромхоза. Далее, с улицы Галягина, названной в честь первого директора Асовского леспромхоза, начинался новый посёлок, заселенный преимущественно жителями лесных посёлков Рассоха и Киселёвка.
Лесная реформа конца 60-х годов кардинально изменила структуру производственных мощностей Асовского и Лысьвенского леспромхозов. Асовский - с центральной усадьбой в посёлке Ломовка - работал на сплав, Лысьвенский - с центральной усадьбой в посёлке Невидимка - на железную дорогу. Сначала Асовскому леспромхозу передали нижний склад в посёлке Кормовище, Лысьвенскому - Шаквинский лесопункт. А в 1972 году на базе эти двух предприятий был создан Кормовищенский леспромхоз.
Директором назначили умного, эрудированного и интеллигентного человека - Теофила Леоновича Пронюка. Кресло главного инженера занял выпускник Уральского лесотехнического института Василий Кононович Четин. Это был тандем увлечённых трудоголиков. Именно они обеспечили строительство новой производственной базы, генеральную реконструкцию нижнего склада. В широкой незаливной пойме реки Лысьвы появились новые железнодорожные тупики. Остались в прошлом эстакады ручной раскряжевки хлыстов. На новых тупиках возвышались краны, на раскряжевке хлыстов, сортировке древесины обжились полуавтоматические линии и сортировочные транспортеры.
Вид из окон второго этажа обжитой в декабре 1974 года новой конторы Кормовищенского леспромхоза впечатлял всех своим масштабом и промышленным шумом с надрывными «аханьями» громадных циркулярных пил.
На Пронюка «давил» план. Мощности и ресурсы едва стыковались с плановыми заданиями. Людей не хватало. И директор рискнул. Направил двух женщин - Борисову и Елисееву - в лесотехническую школу учиться чисто «мужской» профессии. Они не подвели. Тамара Никитична Борисова стала лауреатом государственной премии СССР и проработала на Кормовищенском нижнем складе долгие годы.
Этот опыт использовали и последующие руководители: генеральный директор ПО «Лысьвалес» Ю.П. Симонов, Н.И. Барковский, А.М. Сидоров, А.Б. Злобин. Каждый из них уходил с повышением по службе и, оглядываясь в прошлое, мог гордиться сделанным. За прошедшие годы под управлением толковых руководителей была создана мощная производственная база, построен цех лесопиления, деревообработки. Строили дороги, мосты, монтировали самое современное оборудование по раскряжевке, сортировке, отгрузке леса. Появилось подсобное сельское хозяйство, цех производства продукции лесохимии. Строились жилье, больница, школы и даже красивый пруд. И все это - при постоянном дефиците рабочей силы! Все построенные производства как хорошее наследие должны были обеспечить жизнь и развитие лесных поселков на необозримое будущее. Лес - ресурс возобновляемый, и на многих местах рубится уже по третьему разу. Но, увы, пришли другие времена, иные нравы.
Ломать - не строить
Нынешние хозяева директорского кабинета волей судеб в эпоху перемен стали владельцами свалившегося наследия от Кормовищенского леспромхоза. Во времена всеобщего спада экономики многое стало лишним. В самом деле, зачем иметь восемь раскряжевочных линий, если объем отпускаемой древесины по договорам аренды участков лесного фонда составляет 103.7 тысяч кубометров? Тем более, что металл, узлы и агрегаты ликвидны, за них дают приличные деньги. Сначала отказались от части традиционной лесосырьевой базы, осваиваемой Шаквинским лесопунктом. Разобрали гараж по кирпичику, уничтожили лесопильный цех. Одни шаквинцы уехали в поисках лучших мест, другие начали работать в Невидимке. Шаква стала проблемным поселением для властей. Новая школа как социально значимый объект - и та нынче осталась без дров. Но это уже проблема других.
А новые хозяева в тиши директорского кабинета уже вынашивали идею ликвидации производственных мощностей и в Невидимке. Краны и подкрановые пути, раскряжевочные линии и прочая техника в «горячих» головах новых топ-менеджеров материализовывались в десятки и сотни тонн металлолома и в рубли, за которые можно ни перед кем не отчитываться.
В июне 2005 года Невидимковский нижний склад прекратил свое существование. Людям объявили: кто желает трудиться - будет ездить в Кормовище.
Потом начали резать оборудование, ронять краны. И какая радость, наверное, на грани восторга, была у А.Л. Колесова, Ю.Ф. Табакова, В.М. Асанова: мы рушим, а народ молчит! Даже В.А. Андриянов не возмутился. Хотя стараниями Василия Андрияновича в бытность начальника лесопункта в металле и бетоне строились цех производства стружки, гараж, подкрановые пути, цех оцилиндровки бревен и многое другое. Все сошло с рук, никто не потребовал с горе-владельцев рекультивировать раны от бывшего нижнего слада.
А за творимую разруху надо спрашивать. Закон «Об общих принципах местного самоуправления» предоставляет право местным властям устанавливать порядок пользования землей на правах собственника или на других условиях. Надо обязать платить налог за пользование землей под железнодорожными тупиками, на которые уже не подать под погрузку вагоны, за квадратные метры пустующих цехов, в которых нет людей и не шумят станки, за обезображенную землю, на которой даже крапива не растет.
Стало и Кормовище ненужным
После Невидимки дошла очередь и до Кормовища. Ненужными первым делом стали люди. 28 декабря 2007 года администрация ЗАО «Кормовищенский леспромхоз» объявила о грядущей ликвидации предприятия и об увольнении всех работающих по п.1 части 1 ст. 81 ТК РФ.
С 8 января 2008 года в ЗАО «Кормовищенский леспромхоз» было ликвидировано лесозаготовительное производство. Товарная продукция незавершенного производства - хлысты древесные и хвойные сортименты от раскряжевки леса на верхних складах - уже не стали собственностью предприятия, находящегося под наблюдением. Они уже не попадут в стоимость запасов высоколиквидной товарной продукции для пополнения конкурсной массы - единственного источника для удовлетворения требований кредиторов.
Сделано все технически просто, по отработанной схеме. В январе прошлого года рабочим предложили перейти на вновь созданное предприятие - ЗАО «Леском». Для этого нужно было поставить подпись в двух подготовленных бланках без указания даты, роспись и подпись на одном листе: вверху - под заявлением: «прошу уволить по собственному желанию», а внизу - «прошу принять на работу». Ставилась положительная виза директора, и люди на тех же механизмах и в тех же делянках продолжали работу с 8 января уже в ЗАО «Леском».
Свои действия директор объяснил просто: мол, есть определение арбитражного суда от 13 сентября 2007 года о назначении процедуры наблюдения в леспромхозе. Но при наблюдении (закон «О банкротстве», ч. 1 п. 3 ст. 64) закон запрещает какую-либо реорганизацию (слияние, присоединение, выделение, преобразование) и ликвидацию должника. Ничем иным, как сговором владельцев и в их лице - руководителей с арбитражным управляющим о согласованных действиях в организации преднамеренного банкротства, это не объяснить.
У «вредной бабы» терпение кончилось
Надеялись, народ все стерпит и на этот раз. Однако нашлась одна «вредная баба», специалист отдела кадров. За труд на одном и том же предприятии только с разными названиями работодатели обеспечили ей перечисление в Пенсионный фонд такой суммы, что за шесть лет работы из накопленного пенсионного капитала ей смогли добавить только 16 рублей.
Администрация уведомила непокорную работницу о сокращении в связи с ликвидацией, а в ответ она уведомила администрацию о том, что у нее есть предположение о преднамеренном банкротстве, которое уголовно наказуемо. Поэтому и увольнение незаконно. Заодно сообщила об уже десятом банкротстве бедного леспромхоза все теми же лицами в Федеральную государственную службу регистрации по Пермскому краю.
В самом деле, почему в один и тот же период с начала приватизации леспромхоза в Кормовище предприниматель М.Н. Семёновых на пустом месте, не имея сырьевой базы, организовал полноценное производство с заготовкой и переработкой древесины? Почему ЗАО «Комплес» на базе небольшого арендованного по подряду производственного участка Кормовищенского леспромхоза создало новые мощности по заготовке леса, лесопилению, деревообработке, столярному производству, построило гараж и т.д.?, Предприятия, несмотря на трудности, связанные с реформами и инфляцией, обходятся без банкротств. ЗАО «Кыновской леспромхоз», работая на расчетной лесосеке в 152 тысячи кубометров преимущественно лиственного хозяйства, построило новые мощности по деревообработке, изготовлению столярных изделий. Раскряжевка, лесопиление производятся на таком же оборудовании, как и в ЗАО «Кормовищенский леспромхоз». И никто никого не увольнял и ничего не изрезано в металлолом!
Успешно работают на лиственном хозяйстве ООО Ремстрой», ООО «Магистраль Трейд».
ЗАО «Кормовищенский леспромхоз в 2007 году собственными силами на участках, арендованных ООО «Эверлес», заготовило около 40 тысяч кубометров древесины. Примерно столько же было вырублено по договорам услуг разными юридическими лицами. При этом расчетная лесосека по договорам аренды - 103.7 тысяч кубометров с преобладанием хвойного хозяйства - все равно осталась неосвоенной.
За период наблюдения - с сентября по декабрь 2007 года - объёмные показатели по заготовке леса составили 18.3 тыс. куб. м. За тот же период 2006 года -16.6 тыс. куб. м. Производство сортиментной деловой - аналогично: 13.3 тыс. куб. м против 11.9 тыс. куб. м. Выход сортиментной деловой древесины - 89.9 % против 74.9 %, производство пиломатериалов - 4.4 тыс. куб. м против 2.5 тыс. куб. м. И этот рост обеспечен при сокращении численности на 20 человек!
При этом отборный лес стал поставляться в ООО «Гриф» и другим покупателям, включая Пермь. Затраты на технологические операции - поставку сырья, уборку отходов, перевозку пиломатериалов с ООО «Гриф», их сортировку и погрузку руководители и совладельцы обоих предприятий возложили на ЗАО «Кормовищенский леспромхоз».
Результат таких усилий оправдал себя - 22 февраля 2008 года арбитражный суд признал предприятие банкротом и назначил конкурсное производство.
И в феврале с еще не остывших пилорам РД-75 уже вырезали ворота. Процесс ликвидации нижнего склада начался.
- О предложении продать кому- либо цех лесопиления с морально не устаревшим оборудованием, не уничтожая его, даже слышать не хотят - сказал в разговоре со мной предприниматель Иван Пирожников.
Пустеет и сиротеет посёлок
На самом деле все проще. Чтобы продлить договоры аренды на участки лесного фонда, надо поучаствовать в конкурсе или иметь инвестиционный проект. Ни того, ни другого учредители ООО «Эверлес», надо полагать, делать не хотят и не могут. В свое время в 2003 году они заключили договор аренды участков лесного фонда, но изначально не думали их осваивать. По условиям договоров аренды субаренда лесов в соответствии с Лесным кодексом запрещена. В условия предоставления участков лесного фонда заложен длинный список основных средств на сумму 24.5 млн. руб. и численность 587 работающих.
Ни один кубометр леса ООО «Эверлес» не срубило. Леса стали передаваться в скрытую субаренду. Сначала ЗАО «Лысьвалес». Предприятие обанкрочено. Оно, оказывается, работало на арендованном имуществе ООО «Эверлес». ЗАО «Кормовищенский леспромхоз» тоже работало на том же арендованном имуществе и тоже обанкрочено. На этом же арендованном имуществе сейчас работает ЗАО «Леском» и, скорее всего, несет судьбу потенциального банкрота.
Единственным кредитором ЗАО «Кормовищенский леспромхоз» является УФМС № 6. А то, что лесозаготовители уже давно при выходе на пенсию получают ее не по начислению, а по фактическому перечислению средств, так это проблема не руководителей - пенсионеры стерпят. Это уже другой вектор их действий, а банкротство - статья бизнеса.
...Вышедшего на работу после отпуска специалиста отдела кадров ЗАО «Кормовищенский ЛПХ» встретили уже бывшие руководители (с 22 февраля 2008 года предприятием руководит конкурсный управляющий). Собравшись втроём, А.Л. Колесов, Ю.Ф Табаков, В.М Асанов выразили свое недовольство ее действиями. Чтобы найти защиту, женщине пришлось звонить в прокуратуру. Такие вот дела происходят у нас в Кормовище. Больно, обидно смотреть, как пустеет и сиротеет поселок...
Социальные комментарии Cackle