Пермское УФАС России оштрафовало пермский филиал ООО «Росгосстрах» на 526 тысяч рублей за сговор с двумя операторами технического осмотра автотранспортных средств. В Лысьве недовольные действиями страховой компании тоже были. Всплеск возмущения пришёлся на весну этого года.
Обанкротил десяток станций
По сообщению пресс-службы антимонопольного ведомства, в 2013 году ООО «Росгосстрах» заключило договоры с двумя индивидуальными предпринимателями из Перми и Березников. Страховая компания взяла на себя обязательство информировать клиентов о том, что техосмотр можно пройти на их фирмах. Однако на деле она направляла своих клиентов, заключавших договоры ОСАГО, на технический осмотр именно в эти фирмы. При этом сотрудники «Росгосстраха» самостоятельно заполняли бланки техосмотра для ускорения оформления договоров страхования. Кроме того, специалисты страховой компании зачастую отказывались принимать документ о техосмотре, выполненном другими СТО.
В результате с января 2013 года по ноябрь 2014-го один из предпринимателей провёл 24820 технических осмотров транспортных средств клиентов, направленных к нему «Росгосстрахом». А другой - 63237.
- Предприниматели привлекали клиентов не самостоятельными действиями, а при помощи ООО «Росгосстрах». Более 95% заказчиков этих операторов составили клиенты страховой компании. При рассмотрении дела УФАС установило более десяти фактов банкротства других операторов техосмотра из-за резкого снижения числа клиентов и убыточности бизнеса, - отметил начальник отдела контроля финансовых рынков Пермского УФАС России Сергей Михеев.
1400 рублей – и свободен!
В «Искру» обратились несколько автомобилистов с одной и той же историей: проверили свой транспорт на лицензированной станции технического осмотра ООО «Импульс», но в «Росгосстрахе» принимать его диагностические карты отказались. Страховые агенты якобы ссылались то на внутреннее распоряжение, то на какие-то новые правила оформления документов. Для получения страховки автолюбителям предлагали пройти новый техосмотр. За него страховая компания брала с клиентов около 1400 рублей, тогда как в «Импульсе» он обошёлся всего в 400 рублей. При этом к уже выданным документам ОСАГО прилагалась приписка: фактический техосмотр необходимо пройти на аккредитованных станциях ТО в Перми или Березниках.
Тем, кто не соглашался отдавать деньги за ещё один техосмотр, предлагали написать заявление с просьбой принять диагностическую карту «Импульса». Правда, в страховой компании сразу предупреждали: заявление, скорее всего, будет рассматриваться несколько дней. Но все знают: водители идут за новой страховкой, когда старая вот-вот закончится. Ждать, когда рассмотрят заявление, – значит какое-то время ходить пешком или ездить, нарушая закон. Некоторые соглашались на предложенные условия и платили ещё за один ТО. Кто-то скрепя сердце уходил в другие страховые компании, хотя много лет пользовался услугами «Росгосстраха».
Проверить имеем право
На запрос редакции «Искры» о причинах отказа принимать диагностические карты ООО «Импульс» при оформлении страховки из филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае пришёл ответ за подписью и.о. директора филиала В.М. Ранчинской:
«Наша компания строит свою деятельность на строгом соблюдении законодательства. Заключение договоров ОСАГО не допускается, если клиент не представил документы, подтверждающие прохождение технического осмотра автомобиля. В соответствии с абз. 5 п.1.8 Положения ЦБ № 431-П от 19.02.2014 при заключении договоров обязательного страхования сотрудник компании проверяет соответствие представленных страхователем сведений, в том числе информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИС ТО).
В связи с вышеизложенным поясняем, что при обращении в нашу компанию клиентам не отказывают в заключении договоров ОСАГО. В соответствии с требованиями закона клиент оформляет и подаёт заявление на страхование ОСАГО с приложением всех необходимых документов. В рамках установленного законодательством РФ срока сотрудники ООО «Росгосстрах» проверяют представленные сведения на соответствие закону, после чего страхователю направляется приглашение для заключения договора. В том случае, если номер представленной страхователем диагностической карты содержится в ЕАИС ТО, сотрудники ООО «Росгосстрах» оформляют полис ОСАГО вне зависимости от организации, оформившей диагностическую карту».
То есть, если кратко, то страховая компания имеет законное право проверить представленную клиентом диагностическую карту любой СТО. И этот процесс требует времени.
Бланки заполнены, но автомобили не проверены
Раньше, по словам обращавшихся в редакцию водителей с многолетним стажем, проблем с диагностическими картами «Импульса» не возникало. У организации есть аккредитация, и страховые агенты принимали её документы без проблем и дополнительных проверок.
Но народ возмутило другое. При заключении договора ОСАГО бланки техосмотра заполнялись как бы «автоматически», без проверки автомобиля. Это, с одной стороны, ускоряло оформление страховки, но с другой безопасности автолюбителям не добавляло. Кроме того, фактический тех-осмотр всё равно нужно было пройти, но почему-то только в двух СТО, предложенных страховой компанией. Причём в Перми или Березниках.
Некоторые автолюбители, недовольные такими условиями страховщиков, обращались в прокуратуру. В надзорном ведомстве пояснили: действия страховой компании нужно обжаловать в управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.
- Чтобы получить страховку, автовладелец вправе выбрать любую компанию, выдающую документы ОСАГО. Так гласит пункт 1.5. положения «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утверждённых Центральным банком РФ от 19.09.2014 г. № 431-П. Страховщик не вправе отказать в заключении договора, если клиент представил все необходимые документы, - рассказала помощник лысьвенского городского прокурора Татьяна ЛИТВИНА. - Между тем в апреле нынешнего года в прокуратуру обратилось несколько лысьвенцев с жалобами на нарушение этих требований. По их словам, ООО «Росгосстрах» отказывал в заключении договора ОСАГО из-за того, что технический осмотр автомобиля пройден в ООО «Импульс». Страховые агенты требовали пройти ТО в Перми или Березниках у определённых операторов. Технический осмотр транспортного средства возможен у любого лицензированного оператора. ООО «Импульс» имеет соответствующую аккредитацию. ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО. Следовательно, понуждая проходить технический осмотр у указанных им операторов, компания нарушала ч.1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции». То есть разобраться в данной проблеме могла только антимонопольная служба.
Собственно, именно УФАС в итоге и поставило точку в этом деле, признав действия страховой компании незаконными.
Социальные комментарии Cackle