Книга Памяти. Изданная к 70-летию Победы, она лежит на моём рабочем столе уже четыре месяца. Как укор. Надо бы убрать её в шкаф... Умом понимаю, но не могу. Снова и снова листаю страницу за страницей. Их 274. На них - 6276 фамилий. Почти все исконно лысьвенские.
Самый младший был лейтенантом
46 бойцов с одной фамилией – ОБОРИН. Шестеро с именем Николай, четыре Александра, три Петра... И жестокие строки: «пропал без вести», «судьба неизвестна». 14 семейств до сих пор живут в неведении, что произошло с их родными и где покоятся их любимые.
Только с 22 июня по декабрь 1941 года, в первом кровавом пекле войны, пропали без вести и погибли восемь бойцов с фамилией Оборин. Самому старшему из них, рядовому Савелию Григорьевичу, было 36 лет. Самый младшему, Аркадию Алексеевичу, - 20. Он был лейтенантом...
Сложили головы на поле брани
33 бойца с фамилией КОБЕЛЕВ. Самый младший из них, Фёдор Афанасьевич, пропал без вести в феврале 44-го. Ему было 19 лет. А Константин Александрович пал смертью храбрых в Могилёвской области 26 января в том же 44-м. Ему было 47.
Многие из Кобелевых сложили головы на поле брани в 1942-43 годах. Александр Иванович погиб под Москвой 26 января 42-го. Ему было 43 года. В том же году пали смертью храбрых Григорий Александрович, Николай Егорович, Пётр Николаевич. В 1943-м на Украине погибли Александр Иванович, Александр Фёдорович, Всеволод Владимирович. В Орловской области – Александр Михайлович. Под Ленинградом – Григорий Михайлович. И это лишь малая часть лысьвенских Кобелевых, не вернувшихся из боя...
Ивановы. Иваны. Ивановичи
В Книге Памяти 30 погибших с исконно русской фамилией ИВАНОВ. Пять Иванов. Семь Ивановичей. Три Егора. Три Петра. Три Василия. Фёдоры, Степаны, Георгии... Герой Советского Союза Евгений Нилович Иванов...
Лысьвенские Ивановы сражались и погибали на всех фронтах. Александр Васильевич – в Белоруссии. Василий Иванович – под Волгоградом. Василий Сергеевич и Сергей Иванович – под Сталинградом. Иван Николаевич – под Ленинградом. Георгий Георгиевич и Василий Фёдорович – в Венгрии, Иван Иванович – в Чехословакии...
Судьба неизвестна до сих пор
КУЗНЕЦОВЫХ в этой скорбной книге тоже три десятка. 16 из них пропали без вести. В разные годы. В 1941-м безвестно пропал младший лейтенант Николай Федорович Кузнецов. Ему было 34 года.
В феврале 1942-го - рядовые Фёдор Иванович и Филипп Гаврилович. В марте - стрелок Кузьма Власович, в апреле – рядовой Михаил Иванович, в июне – рядовой Павел Григорьевич, в декабре – сержант, командир отряда Александр Александрович, рядовой Леонид Федотович.
В январе 1943-го – Сергей Николаевич, в марте – Пётр Григорьевич, в мае - рядовой Александр Васильевич, в сентябре – сержант Гавриил Егорович.
В марте 1944-го – Евгений Никифорович, в мае – Василий Яковлевич.
В 1945-м – младший сержант Александр Александрович.
Наверное, многим из Кузнецовых, ныне живущих в Лысьве, эти бойцы были родственниками - близкими и дальними. И, вероятно, в каждой из семей остаётся неизбывная боль от неизвестности о судьбе родных.
Командирский состав Гладких
27 бойцов, занесённых в Книгу Памяти, носили фамилию ГЛАДКИХ. Причём немало среди них представителей командирского состава.
Гладких Александр Степанович, лейтенант. Погиб 6 марта 1944 г. Похоронен в с. Андреевка Широковского района Днепропетровской области. Украина.
Гладких Яков Ксенофонтович, лейтенант. Погиб 22 февраля 1944 года. Ему было 25 лет.
Гладких Прокопий Васильевич, младший лейтенант. Погиб в бою. Похоронен в Крымской области.
Гладких Аркадий Сергеевич, старшина. Погиб в бою 28 апреля 1945 года. Похоронен в Берлине.
Гладких Степан Васильевич, командир отделения, погиб в бою 16 сентября 1941 года.
Гладких Яков Павлович, старший сержант. Погиб в бою 26 февраля 1944 года.
Гладких Иван Кириллович, сержант. Погиб 28 сентября 1941 года. Похоронен в Новгородской области.
Гладких Михаил Фёдорович, младший сержант. Пропал без вести 20 октября 1943 года. Ему было 20 лет...
Родом из лысьвенских сёл
ЧУДИНОВЫ. Их в скорбном списке 25. Рядовые, сержанты, старшины. Бередящие душу строки: «погиб», «погиб в бою», «пропал без вести». У Григория Яковлевича Чудинова за плечами и были-то - школа да короткая юность. Но в 21 год он уже был младшим лейтенантом и умер от ран в феврале 44-го.
Многие Чудиновы родом из лысьвенских сёл и деревень. Андрей Иванович, Дмитрий Александрович, Евгений Николаевич – из с. Кын. Андрей Петрович и Пётр Петрович – из д. Веснино. Максим Фёдорович и Тимофей Павлович – из д. Серебряная.
Самый младший из всех Чудиновых - Руфим. Ему было 20 лет. Он погиб 8 февраля 1942 года. Похоронен в г. Великие Луки Псковской области...
Пропали без вести в 18 лет
Книгу памяти внесены 23 бойца с фамилией МАЛЬЦЕВ. Десять из них пропали без вести. В их числе Даниил и Сергей. Им было по 18 лет. А Геннадий Николаевич Мальцев погиб в августе 1943 года. Двадцатилетний, он уже был лейтенантом. Похоронен в д. Сеяная Смоленской области...
«Мы были там и остаёмся с вами»
Шадрины, Аликины, Пономарёвы, Шестаковы, Якушевы, Кондаковы, Сидоровы, Катаевы, Петровы, Старцевы, Клементьевы, Федосеевы, Микрюковы... За каждой фамилией скорбного списка десятки изгоревавшихся матерей, вдов, осиротевших детей. Десятки трагических судеб в скорбном разломе Великой войны за Отечество.
Павшие на поле брани не молчат. Они говорят. Особенно оглушительным становится их голос, когда они все вместе – в одной Книге Памяти. Каждой строкой говорят, как и где стояли насмерть, где головы сложили, где место упокоения обрели. И строками «пропал без вести», «судьба неизвестна» тоже говорят: мы пропали в этом пекле, но мы БЫЛИ ТАМ, в военном котле, и ВСЕГДА ОСТАЁМСЯ С ВАМИ.
Несколько месяцев лежит на моём столе Книга Памяти. Убрать её в шкаф рука не поднимается. Хочется снова открыть её и услышать, о чём говорят павшие. И рассказать всем, кому не довелось подержать в руках эту бесценную Книгу.