День пожилого или, как теперь принято говорить, мудрого человека супруги Кривошеевы не отмечают. Им кажется, что дата эта не имеет к ним никакого отношения. Между тем в сентябре они отметили 51-ю годовщину свадьбы. А ведь будто только вчера топтались в фойе университетского общежития, ожидая, когда начнутся танцы...
Надеялась: вернётся!
- На танцах и познакомились, - улыбаясь, рассказывает Зоя Фёдоровна. - Он тогда только из армии пришёл. Худющий!
Супруг Николай Александрович смущается...
Кривошеевы – известные в Лысьве педагоги-историки. Отдали образованию более 80 лет на двоих. А познакомились в Пермском классическом университете. Но до студенчества в их жизнях было столько всего, что удивительно, как вообще встретились.
Она - из маленькой деревушки Куединского района, он - из шахтёрской Губахи. У неё отец пропал без вести на фронте. Школьницей втайне от мамы долго ходила встречать его на станцию, верила: вернётся. Отец погиб под Курском. Где покоятся его останки, не знает до сих пор.
Отца Николая - шахтёра, фронтовика, внезапно попавшего в немилость советской власти, - сослали на Сахалин. Следом отправилась и вся семья.
Николай вспоминает свою первую школу, в которой учились русские и японские дети. Маленькое, уютное, деревянное здание. Кругом – зеркала и циновки. Паровое отопление. В классах - чистота.
- Потом заключённые построили для нас новую школу. И лучше бы не строили! - рассказывает он. – Холодная, серая, унылая, как тюрьма.
Это сейчас, вспоминая прошлое, он может переосмыслить его события. И найти ответы на вопросы: кому было выгодно оговорить его отца и зачем с наших островов выгоняли мирных и трудолюбивых японцев. Тогда же, будучи мальчишкой, он и не предполагал, что всё это станет историей. Историей, которую он будет преподавать своим ученикам.
И друг без друга - никуда!
Мама рассказывала Зое, как, уходя на фронт, отец посадил её к себе на колени и мечтал: «Вот вернусь с войны, выучу тебя на учительницу». Именно поэтому, когда после тяжёлой болезни не стало мамы, она решила учиться на педагога. И хотя нравились Зое теоремы и примеры, всё-таки выбрала историю.
Николай сел на студенческую скамью довольно поздно, имея за плечами немалый опыт. В 1955 году его семье разрешили вернуться на родину – в Губаху. Там он окончил школу. Некоторое время работал слесарем на автобазе. Три года отслужил в ракетных войсках. И наконец решил реализовать мечту: выучиться на археолога.
Общага. Весёлые вечера. Последняя луковица, как в рассказе О. Генри. И танцы. И уже друг без друга – никуда. После окончания университета Зоя по распределению попала в Лысьву. Николай в то время отучился только год и решил перевестись на заочное отделение. Не разрешили. Тогда забрал документы и поступил в Кировский пед-институт.
Трудные были следопытами
Началась школа. Длинный этап их совместной жизни. Для неё памятна пятнадцатая, где все трудные подростки посещали её кружок «Красный следопыт». Собирали воспоминания фронтовиков и их родных, читали жёлтые треугольнички. Оформили красный уголок, комнату боевой и трудовой славы. Нарушители школьной дисциплины постепенно взрослели, заражаясь примерами мужества и храбрости своих земляков.
Ребята сами замечали, как возле красного уголка невольно сбавляли шаг и вытягивались по струнке.
Ещё одна глава в жизни Зои Фёдоровны - должность инспектора трудового обучения в гороно. Нелёгкая, но интересная работа по становлению учебно-производственного комбината, организации детского труда в колхозах и лесхозах. После этого ещё восемь лет отработала в школе № 5. А последним параграфом в трудовой биографии стало учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ходила к своим особенным ученикам на дом, и половину урока приходилось тратить на то, чтобы морально поддержать ребёнка...
Признаётся: трудилась бы и дальше, но подвело здоровье.
Для Николая Александровича знаковыми в трудовой биографии были медучилище, где он пять лет работал военруком, Заимковская школа и всё та же, пятая, где вёл уроки истории в старших классах. Его ученики, неоднократные участники и победители олимпиад, часто сами поступали на истфак. Может быть потому, что этот предмет Кривошеев преподавал наглядно, путешествуя с ребятами по республикам большого Союза.
Как созревшие яблони
Страсть к путешествиям сохранилась и по сей день. Чердынь, Ныроб, Вишера, Соликамск, Ирбит, Верх-Туринск… Сегодня далеко и надолго Николай Александрович не уезжает, чтобы не оставлять супругу в одиночестве. Во время болезни она осознала, как важно, чтобы кто-то был рядом. И когда были силы, навещала своих одиноких занедуживших коллег - просто выслушать их и подбодрить. У человека в мудром возрасте столько невысказанного! Словно созревшая яблоня, он хочет угощать своими плодами каждого, проходящего мимо.
У Кривошеевых урожай мудрости и знаний внушительный. Николай Александрович на всё имеет своё мнение, следит за событиями мировой политики и за новостями малой родины. На досуге читает газеты и, бывает, мысленно возвращается к своим урокам истории. Сегодня, наверное, многое преподавал бы не так.
Недоволен бывший историк реформой образования. Никогда слепые тесты не заменят чтения книг и главной науки - говорить. Если ученик не умеет говорить, то и мыслить он не научится. А значит, станет лёгкой наживой для тех, кто захочет зомбировать его любой идеей.
- История повторяется только потому, что мы её, по сути, не знаем, - веско замечает Николай Александрович. И супруга с ним соглашается.
В собственной семейной истории Кривошеевы преуспели. У них два сына - Алексей и Сергей. Оба получили образование, нашли своё место в жизни и подарили родителям четырёх внуков и двух внучек. Богатые бабушка с дедушкой уже нянчат правнука Кирилла. Но это уже совсем другая история...
- Коля, подай очки: надену, чтобы морщинок не было заметно, – просит Зоя Фёдоровна, собираясь на фотосессию. Вот она - истинная женщина, даже если ей уже семь десятков с хвостиком! Николай Александрович бережно ведёт супругу по дорожке, взяв под локоток. На мгновение они замирают и, кажется, срастаются вместе, как одно большое дерево. Дерево с плодами мудрости и доброты...
Социальные комментарии Cackle