В сентябре в «Искру» поступило коллективное открытое письмо, адресованное главе Лысьвы В.В. Шувалову. Его авторы - новосёлы, получившие квартиры по программе переселения из аварийного жилья в домах № 53 и 55 на ул. Мира и № 17 на ул. Орджоникидзе. В письме – острое недовольство состоянием новостроек. И вопросы к главе: что предпринимает администрация, чтобы проживание в них было безопасным и комфортным? Об этом наш разговор с главой города Виталием ШУВАЛОВЫМ.
Нарушения были. Обещали устранить
- Виталий Валерьевич, жители пишут, что из аварийного жилья их переселили в дома, которые только внешне выглядят лучше тех, откуда они выехали. Без-опасность проживания, теплоснабжение и комфорт – на том же уровне и даже хуже.
Авторы письма ссылаются на заключение комиссии. Дом № 53 на ул. Мира не соответствует строительным нормам и требованиям пожарной безопасности. В доме № 55 обнаружено разрушение монолитного покрытия. Выявлены нарушения и при строительстве дома № 17 на ул. Орджоникидзе, где к тому же нет горячего водоснабжения. Возникает вопрос: почему дома приняты в эксплуатацию в таком состоянии?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Действительно, комиссионно подтверждено, что подрядчик не выполнил гарантийных обязательств. К слову, горячая вода в 17-м доме на ул. Орджоникидзе уже есть.
Но начнём с того, что все три объекта строила одна пермская фирма – ООО «Ростстрой», её директор – А.В. Кучеровский. Дома действительно принимаются с выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию. Этим занимается отдел архитектуры. В соответствии с Градостроительным кодексом застройщик должен представить все необходимые документы. Специалисты проверяют соответствие или несоответствие объекта строительным нормам, после этого выдаётся разрешение на ввод в эксплуатацию.
Замечания у отдела архитектуры к строителям были. И разрешение на ввод в эксплуатацию этих объектов «Ростстрой» получил под гарантийные обязательства по их устранению. Законодательством это допускается.
- В перечне гарантийных обязательств подрядчика значились те же требования, что и у жителей, которые они предъявляют теперь уже вам как главе Лысьвы?
- Часть из них такая же. К ним добавились претензии жильцов к недоделкам, которые выявились в процессе эксплуатации домов. Причём они совпадают с выводами независимой специализированной организации, которую мы привлекли, чтобы получить экспертную оценку строительства этих объектов.
Повторюсь: мы действовали в соответствии с законодательством. Если подрядчик берёт на себя гарантийные обязательства, подписывает дополнительные соглашения, он должен их выполнить. Он обязался устранить все замечания до конца мая 2015 года.
Замечу: муниципалитет не строил дома и не покупал их целиком. Мы приобретали в них квартиры по программе. Часть из них застройщик строил для себя, а другие после постройки мы должны были купить для расселения жильцов из аварийных домов. Заключая с подрядчиком после проведённого конкурса соглашения о строительстве трёхэтажных домов, мы изучили практику его работы. Отзывы о нём были неплохими, и мы рассчитывали на его порядочность, однако получили большие проблемы.
Приёмка квартир проходила вместе с будущими новосёлами. Претензии к качеству отделки и строительных работ у них были, и некоторые недоделки подрядчик сразу устранял. Остальное гарантировал выполнить до 31 мая 2015 года.
Понимая всю значимость проблемы, администрация постоянно контролировала, ведутся ли обещанные работы. По всему было видно: подрядчик не собирается приступать к устранению недостатков. Нам пришлось перейти на жёсткий претензионный порядок действий. Одна за другой оформлялись претензии, проходили многочисленные встречи и совещания с участием подрядчика.
В июне была создана комиссия при управлении ЖКХ по проверке домов, возникли новые замечания. Часть из того, что перечислили жители, комиссия тоже отметила. Для проверки этих домов на безопасность проживания нам предлагалось привлечь независимую специализированную организацию. Мы такую проверку заказали – дома исследовала магнитогорская фирма и дала заключение: нарушения есть. Они были допущены при строительстве и проявились при эксплуатации. Эксперты отметили: строительные нормы подрядчиком нарушены, но в целом это не приводит дома к аварийному состоянию и не создаёт опасности для жизни людей. Однако для того, чтобы привести их в надлежащий порядок, нужно провести определённые работы.
С подрядчика - как с гуся вода
- Известно, что за невыполнение обязательств Вы привлекали подрядчика к суду. Каков его вердикт?
- Предсудебную подготовку мы начали ещё весной. Арбитражный суд с иском к подрядчику состоялся 10 сентября. Наши требования в отношении дома № 55 суд признал законными и обязал застройщика провести все работы, указанные в акте недостатков.
В отношении домов на ул. Мира, 53 и Орджоникидзе, 17 подрядчик заявил в суде, что до 28 октября он сам устранит все замечания. Судья принял решение отложить рассмотрение дела до этой даты. Но мы понимаем, что это уловка для затяжки времени.
Надо сказать, застройщик ведёт себя крайне некорректно, откладывая решение всех вопросов. Попросту говоря, избегает нас, чтобы не заниматься проблемами, которые возникли по его вине.
- В обращении к Вам жители говорят об этом же. Они уверены: судебные решения ничего не дадут. Во-первых, это долгий процесс. А во-вторых, застройщик не скрывает: у него нет не только возможности, но и желания заниматься этими домами. С него – как с гуся вода, а время идёт. Что в этой ситуации намерена предпринять администрация?
- Подрядчик может говорить всё что угодно, но мы будем добиваться исполнения судебного решения вплоть до привлечения виновного к уголовной ответственности. Если он будет пытаться уйти от выполнения обязательств - закрыть фирму, обанкротить её, чтобы избежать преследования, - мы будем привлекать право-охранительные органы. В этом случае муниципалитет сам зай-мётся устранением недоделок строителей.
Сделаем сами и взыщем
- Вы сказали, что на суде подрядчик обязался до 28 октября выполнить работы в домах на Мира, 53 и Орджоникидзе, 17. Он выполняет обещание?
- Нет. Скорее всего, такое заявление было сделано, чтобы потянуть время. Срок закончится, он подаст апелляцию. Пока суд состоится, пройдёт ещё два месяца.
После того как было получено заключение экспертов и состоялся первый суд, мы провели встречу с жильцами всех трёх домов. На неё пригласили представителей прокуратуры. Я объяснил жителям: такая встреча не проводилась раньше вовсе не потому, что мы ничего не делали или избегали разговора с ними.
В тот период у нас были только наработки того, как заставить подрядчика исправить строительный брак. Сейчас можно сказать: мы приняли меры, чтобы решить эту проблему. И она будет решена независимо от того, как поведёт себя подрядчик. Это не тот случай, чтобы по вине застройщика страдали люди.
Мы работаем, чтобы снять все проблемы. Каждую неделю встречаемся с председателями советов этих домов, с руководителями управляющих компаний, поддерживаем тесную связь с жильцами. Дома мы не бросим – будем приводить в должное состояние и взыскивать с подрядчика суммы, израсходованные на эти работы.
Ответственности за комфорт и безопасность людей с меня никто не снимал, поэтому одна из главных задач сегодня – создание достойных условий для всех, кто переселяется из аварийного жилья.
Заметки на полях
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилого фонда реализуется на условиях софинансирования федерального, регионального и муниципальных бюджетов.
Стоимость квадратного метра для приобретения квартир переселенцам в муниципалитетах утверждает краевая администрация, и, как показывает практика, она не отражает рыночную стоимость жилья в новостройках Пермского края.
В большинстве малых городов программа реализуется с большими трудностями. И причин здесь три.
1 Крупные фирмы, способные возводить качественные высотки, на периферию не идут - невыгодно. Построить современный многоквартирный дом по минимальной стоимости квадратного метра жилья – значит отказаться от прибыли.
В малых городах, как правило, действуют мелкие строительные фирмы. Они возводят трёх-этажные дома с квартирами экономкласса. Однако многие из них, не имея специалистов, нанимают шабашников, и, как следствие, допускают массу нарушений в строительстве. К тому же срывают сроки введения домов в эксплуатацию, создавая серьёзные проблемы для муниципалитетов.
2 Сроки реализации программы, в том числе освоения финансовых средств, выделенных муниципалитетам для переселения из аварийного жилья, очень жёсткие. Если местные власти не укладываются в них, федеральная власть может исключить из этой программы регион в целом.
3 Муниципалитет может приобрести жильё для переселенцев только по конкурсу. Главный принцип любого конкурса: кто предлагает более низкую цену, тот и выигрывает. Как правило, в дальнейшем это отражается на качестве строительства.
Социальные комментарии Cackle