Посёлок Невидимка мало чем отличается от других сёл и деревень городского округа, но особинку свою всё-таки имеет. Многие его жители работают в Лысьве. А ещё в них жива активная гражданская позиция, и они не дают покоя руководству округа. Причём не только предъявляют претензии, обозначая проблемы, но и предлагают пути их решения.
Результат их активности очевиден: за последние месяцы глава Лысьвы побывал в этом посёлке дважды. Летом он провёл личный приём жителей, а недавно вместе со своей командой держал ответ на сельском сходе. Разговор официальных лиц с невидимковцами оказался весьма эмоциональным.
«Плевала я на вашу землю!»
Дороги, а точнее их убогое состояние, были, есть и, похоже, будут одной из острейших проблем нашего государства. И жители Невидимки на качество дорог, безусловно, жаловались, но есть здесь проблема и посложнее - земля.
Об этом рассказала начальник комитета имущественных отношений Надежда Механошина. По указу губернатора в Пермском крае создаётся единый реестр земельных участков. Работа идёт уже давно, а часть жителей Невидимки, имея немалые наделы, до сих пор не оформила их в собственность. То есть фактически они используют землю незаконно и налогов за неё не платят. Выход из этой ситуации один: оформить все соответствующие бумаги и зарегистрировать право собственности. Пройти несложную процедуру многие невидимковцы не могут не только из-за финансовых проблем (оформление одного участка обходится в среднем в 8-10 тыс. рублей), но и из-за путаницы в документах.
Дома в Невидимке, как и в других посёлках, принадлежали леспромхозам. При передаче жилья в собственность в документах сделали немало ошибок. У десятков собственников оказались неверно указаны отчества, фамилии, номера домов и названия улиц. Путаницу привнесла в своё время и сельская администрация: нумерацию домов изменила, а жителей об этом не известила. Есть в этом вина и домовладельцев: при оформлении права на жильё документов не изучили, а сейчас это им аукнулось. Но оформлять землю в собственность всё-таки придётся. Иначе это грозит штрафами.
Надежда Механошина рекомендовала жителям по всем вопросам обращаться в комитет имущественных отношений и отдел архитектуры и градостроительства.
- Да уже обратилась, - заметила Ольга СЕМЁНОВА. - Живу в доме с 2002 года, но, оказывается, участок мне не принадлежит. Нужно документы оформлять. Для начала - определить границы участка. Стоит это 8000 рублей. А моя пенсия девять тысяч! Где взять деньги? Плевала я на вашу землю! Мне, может, жить осталось два понедельника, а я их на бумажки потрачу. И штрафами меня пугать не надо!
- У меня бумаги на землю есть, да отчество в них неверно указано, - посетовал Геннадий РОГАЧЁВ. - Взялся переоформлять, а мне говорят: кадастровый номер вашего участка нигде не значится. Но я до 2005 года налог на землю платил, кадастровый номер был. А сейчас пропал.
- Если есть проблемы в оформлении документов на землю – обратитесь ко мне, - заметил Виталий ШУВАЛОВ. – Дам задание правовому управлению, они разберутся, если нужно – обратятся в суд на защиту ваших интересов. Но приводить документы в порядок необходимо. Сами по себе, без вашего участия, они не оформятся.
«Вы издеваетесь?»
Настоящую бурю эмоций вызвало выступление начальника отдела благоустройства Сергея Оборина. Оно и понятно: проблем в посёлке немало. Вопросы сыпались как из рога изобилия. Когда дороги в посёлке приведут в норму? Когда завершат реконструкцию водопроводных сетей? Когда сделают освещение улиц?..
- Вы издеваетесь?! – не смогли сдержать возмущения участники схода, когда речь зашла о дороге на ул. Первомайской. - Здесь дорожное полотно в хорошем состоянии?! Вы бы с коляской по нему прошлись или на каблуках!
Дорогу на этой улице отсыпали мелкой фракцией, но из-за того, что сточных канав нет, её смыло дождями.
Реконструкция водопровода не завершена, нижняя часть посёлка живёт практически без воды. Плачевные результаты уже есть: на ул. Нагорной сгорела почти половина домов – из-за низкого давления в системе пожарные машины не могут заправиться водой.
- Кому нужны потёмкинские деревни? Мы оплачиваем некачественные услуги, платим налоги, а где нормальные условия для жизни?
Это замечание жительницы посёлка Любови Поповой возмутило главу.
- А кто платит? - парировал он. - Долг по налогам в округе - 20 миллионов! Вы говорите: мы платим, власть ничего не делает. Сколько лично вы заплатили? Две тысячи. Вот на них и отсыпали дорогу. Если бы в Невидимке все платили налоги, дороги отсыпали бы все. А средств сегодня хватает на одну из пяти.
На замечание главы люди не смолчали. Ответили:
- Не с тех требуете налоги платить и оплачивать коммуналку. Неплательщики на собрания не ходят. Выбивать плату с должников – задача власти, а не жителей.
И напомнили: в посёлке - масса участков, где давно остались одни фундаменты. Между тем этим «мёртвым душам» регулярно выставляют счета.
Долги, долги, ещё раз долги
Тему долгов поднял и директор «Чистого города» Сергей Жу-равлёв. По его данным, договор на вывоз мусора заключили только 56 домовладельцев, а платят – 28. Контейнерную площадку проще убрать, поскольку вывоз мусора на полигон нерентабелен.
- А человека вообще содержать нерентабельно! - заметила Любовь Попова. – Я оплачиваю якобы качественную услугу, а по факту её не получаю. Мусор через пень колоду вывозят, воды толком не бывает...
Возмущение селян и позиция коммунальщиков понятны. Население требует всех благ цивилизации, но платить за них готовы далеко не все. А власть твердит одно: платите, платите, платите. А что конкретно администрация округа предпринимает, чтобы снизить неплатежи, – ни слова.
Все в дружину!
Серьёзной проблемой для посёлка остаются нарушения домовладельцами правил пожарной безопасности.
Выступавший на сходе зам. начальника ПЧ-45 Иван Каменских сказал:
- В прошлом году в Невидимке появился специальный автомобиль, предназначенный для тушения пожаров. Он стоит в тёплом боксе и всегда готов выехать на борьбу с огнём. На ремонт автомобиля и прочие меры затрачено более одного миллиона рублей. Но эффект нулевой!
Пожарный обратился к мужской половине схода: вступайте в дружину! Случится пожар – машины ПЧ-45 приедут, но за это время дом может сгореть полностью.
За два часа невидимковцы задали немало вопросов, обозначили массу проблем. Какие-то можно решить быстро, некоторые, похоже, не решатся никогда. Правда, в решении многих должны участвовать и сами жители. Например, вовремя оплачивать коммунальные услуги и налоги.
Обмозгуют и всё сделают
После собрания читательница «Искры» Любовь Попова провела собственный опрос односельчан о встрече с главой.
Любовь Коновалова, пенсионерка:
- Какое мнение может быть, если у нас в посёлке ничего не сделано? Освещение, правда, наладили и школу отремонтировали.
Наталья, жительница ул. Первомайской:
- За собрание благодарна. Чиновники при-ехали, на часть вопросов ответили. Некоторые проблемы, о которых говорили на предыдущих сходах, решены. Заменили опоры ЛЭП, телефон и Интернет провели большинству желающих. А вот ремонт дорог и вывоз мусора так и остаются проблемой. На сходе не говорили о газификации посёлка, а жаль. Посёлок с трёх сторон окружает газопровод, а в Невидимке газа нет. Абсурд! А вообще такие встречи полезны. Надеюсь, после сегодняшней займутся водоснабжением верхней части посёлка.
Геннадий Рогачёв, житель Невидимки с 1976 года:
- Не очень доволен собранием. Толковых ответов не услышал, проблемы не решены. Но хорошо, что такая команда приехала и хотя бы выслушала нас. Возможно, сейчас они всё обмозгуют и что-то сделают.
Валентина Черемных, пенсионерка:
- С кем ни разговаривала, никого собрание не устроило. Общее мнение: для галочки его провели. Ответов на вопросы люди не получили. Вода как текла еле-еле, так и течёт. Руководители, приехавшие с главой, сидели в зале к нам спиной. Мы даже не знали, как к ним обратиться.
Пётр Булатов, староста п. Невидимка:
- Чиновники и руководители подготовились по тем вопросам, которые мы ставили на прошлом собрании. Отчитались, что сделано. По дорогам не сделано ничего! Первомайскую, правда, отсыпали, и оврага посреди улицы теперь нет. А вот Больничную, Садовую и Октябрьскую улицы размывает. Железнодорожную лет пять обещают отсыпать – воз и ныне там.