Что это за организация «Комплексный расчётный центр-Прикамье», до последнего времени лысьвенские потребители жилищно-коммунальных услуг и не задумывались. Все, кто приходил в редакцию, возмущались тем, что изменилась система сбора показаний приборов учёта: мол, пришёл какой-то «КРЦ-Прикамье» и наводнил Лысьву бумажками. Их надо заполнять и нести в пункты сбора, что людей не устраивало особенно. Побывавшие на прошлой неделе в городе краевые чиновники - замминистра строительства и ЖКХ Леонид МОКРУШИН и гендиректор «КРЦ-Прикамье» Максим МОКРУШИН - внесли некоторую ясность в возникшую конфликтную ситуацию.
С посредниками разговор короткий
Надо сказать, многие посетители редакции внимательно не читали реквизиты в платёжных документах. А в них написано, что с апреля этого года деньги, собранные за коммунальные услуги, аккумулируются на счёте «КРЦ-Прикамье».
Организация зашла на территорию незаметно благодаря тому, что в переходный период была договорённость с местным расчётно-кассовым центром работать вместе. Поэтому народ и не обратил внимания на нового игрока на рынке.
По словам Максима Мокрушина, любая смена оператора сопряжена с определёнными трудностями. В частности, опасались падения собираемости платежей. Чтобы избежать этих моментов, пошли на переговоры с местным РКЦ ЖКУ и заключили с ним соглашение.
- Это только кажется, что с заходом прикамского оператора ничего не менялось, - сказал гендиректор на встрече с журналистами. - Менялось. Во-первых, с апреля денежные средства уже поступали на расчётный счёт «КРЦ-Прикамье». Во-вторых, нам нужно было время, чтобы разработать условия максимального уровня присутствия на территории.
А сейчас, считает он, Лысьву нужно переводить на стандарт расчётов и сбора платежей, по которым «КРЦ-Прикамье» самостоятельно, без посредников, работает в других городах края.
Делиться надо честно
Так что же это за организация такая – «КРЦ-Прикамье»? Представить её взялся замминистра Леонид Мокрушин.
- Это краевое предприятие в форме акционерного общества, в котором 99% уставного капитала принадлежит правительству Пермскому края. За ОАО не стоят никакие физические лица, оно не аффилировано с другими структурами. На рынке с 2006 года.
В правительстве озабочены сбором платежей на всех территориях края. В первую очередь – на проблемных, тех, где образовалась задолженность за потреблённые услуги ЖКХ. Лысьвенский округ, к сожалению, у нас в лидерах.
Замминистра добавил, что заход краевого предприятия в проблемные муниципалитеты призван обеспечить прозрачность операций с платежами населения. По его мнению, на многих территориях, где долги росли, они образовалась в результате не совсем законной и правомерной деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. И перед «КРЦ-Прикамье» поставлена задача честного и правильного расщепления платежей, чем, по сути, не занимались УК и местные расчётно-кассовые центры.
Большой проблемы в приходе «КРЦ-Прикамье» на территорию округа не видит и глава Лысьвы Виталий ШУВАЛОВ. Он признаётся: ситуация создана из-за газовых долгов.
- Сами мы из неё не выйдем, - сказал он на пресс-конферен-ции. - Поэтому рассчитываем на помощь КРЦ и правительства края. А это вопросы взаимоотношений с Газпромом, установления тарифов, привлечения средств для уменьшения долгов.
Глава считает предложение правительства задействовать краевое предприятие нормальным. Он надеется, что «КРЦ-Прикамье» будет чётко и объективно оценивать ситуацию по начислению, сбору и прохождению платежей.
- Не секрет, что в некоторых территориях деньги просто воруют, - сказал он. - Где-то уголовные дела заведены, где-то проходят проверки. В нашем случае УК к сбору платежей не имеют отношения. Тем не менее, чтобы не было вопросов, связанных с корыстными действиями, заход в Лысьву ОАО «КРЦ-Прикамье», краевой структуры, оправдан. Она не один год осуществляет деятельность и видит, где, что и как происходит.
Кто ответит за долги?
По большому счёту население и не должно было заметить всех этих перипетий, но оно заметило. Краевые чиновники видят в том вину местных коллег: мол, не проинформировали и не объяснили. Глава округа Виталий Шувалов считает: не принципиально, кто работает, принципиально - как работает. Для населения должно быть не ухудшение качества обслуживания, а его улучшение. Это первое. Второе – обеспечение максимального сбора платежей. Глава надеется, что «КРЦ-Прикамье» тоже примет участие в решении проблемы долгов.
О долгах разговор особый. На вопрос журналиста «Искры», кто будет работать с должниками, замминистра ответил буквально следующее:
- Проблема задолженности – ответственность органов местного самоуправления. Это их полномочия. Как и в части предоставления услуг. Что касается ОАО «КРЦ–Прикамье», то в первую очередь оно оказывают услуги биллинговые - начисление и сбор. Но готово взяться и за сбор просроченной задолженности. Понятно, что любая коммерческая деятельность возмездна. Она оплачивалась и раньше. Если у вас кто-то этим занимался, то занимался не бесплатно. В любом случае эта организация содержится за счёт взносов или бюджетных средств. Другого быть не может. Вопрос в цене.
Кассовый разрыв – путь в долговую яму
Население во всей этой истории более всего волнует удобство оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Заполнять бумажки, которые разослало «КРЦ-Прикамье», а потом толкать их в ящики – это анахронизм. Гендиректор «КРЦ-Прикамье» Максим Мокрушин уверен: проблемы оплаты и консультаций нет. По его словам, на территориях, где работает краевое предприятие, есть сервисные пункты. Там каждый может получить консультацию по ЖКУ: данные по начислению, задолженности, прохождению платежей и т.д. В Лысьве подобный откроется на ул. Металлистов 1, где будут принимать показания приборов учёта. В ноябре квитанции на оплату теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения потребители получат уже от «КРЦ-Прикамье». Планируется, что их доставку будут обеспечивать в первой декаде каждого месяца, т. е. до 10-го числа.
Но у каждого плательщика - своя протоптанная дорожка: одни платили на почте, другие - в Сбербанке, третьи - в Почтобанке. Немало и тех, кто пользуется услугами Интернета и банкоматов. Г-н Мокрушин уверяет: всё осталось как было. Заключены договоры со Сбербанком, Почтобанком и Почтой России. Пользователям Интернета рекомендуют «Личный кабинет», где можно посмотреть движение средств на личном счёте, внести показания, распечатать квитанцию. Есть телефон приёма информации.
А как быть с уведомлениями и ящиками, наделавшими столько шума? Этот канал передачи информации пока остаётся: мол, есть шероховатости, но уже в ноябре система будет усовершенствована.
- Все кредитно-финансовые институты, где можно оплатить услуги ЖКХ, в Лысьве представлены. Граждане с квитанцией «КРЦ-Прикамье» могут спокойно зайти в любое отделение Сбербанка, Почтобанка, почты и заплатить. Без комиссии. Так что вопрос о неудобствах, считаю, не стоит, - сказал Максим Мокрушин журналистам.
Новая расчётная организация вводит и новые сроки оплаты. В соответствии с законодательством выставление счетов должно проходить не позднее пятого числа месяца, следующего за расчётным. В этом плане Лысьва была в Пермском крае уникальной территорией, где счета выставлялись в 20-х числах следующего месяца. В итоге создавался кассовый разрыв между платежами населения и поставщиков ресурсов. Это искусственно увеличивало задолженность. В течение квартала новый оператор пообещал привести всё в соответствие с законодательством. Как это у него получится, поживём - увидим и оценим.
Социальные комментарии Cackle