Когда-то в шесть часов вечера стартовали бегуны на эстафете «Искры». В 1989 году их количество выросло до 800 спортсменов. Какие ещё интересные факты хранит история этого традиционного мероприятия?
В последнее время всё чаще лысьвенцы задают вопросы по истории традиционной эстафеты на призы «Искры». Отвечая, ловлю себя на мысли, что сам знаю о ней очень мало. Нынче не выдержал и перелистал подшивки «Искры», начиная с 30-х годов прошлого века. Честно, даже не думал, что отчёты о соревнованиях можно читать с таким интересом!
Старт - у памятника... Карлу Марксу
Первая эстафета состоялась в 1932 году. Вплоть до Великой Отечественной войны она проходила в конце июня. Старт давался в шесть вечера, по заводскому гудку, у памятника ещё Карлу Марксу, а позднее - у сменившего его памятника Ленину. Первый этап – 500 метров по улице Х-летия Октября (сейчас - Мира) - бежали, оказывается, женщины.
Три этапа тянулись до парка, где спортсмены сворачивали и бежали до бани по ул. Первомайской. Затем по ул. Ленина и Смышляева на велосипедах возвращались к центру, по Советской добегали до Травянского пруда. Здесь эстафету принимали пловцы. Этот этап зачастую предопределял победителя. Вот выдержка из «Искры» от 26 июня 1939 года: «Пловец Зинин (сборная команда), приняв эстафету третьим, упорно, с каждым рывком всё больше и больше выдвигается вперёд. Зрители уже сулили команде победу, но неожиданность опрокинула все выводы болельщиков... Зинин утерял эстафету». Из-за потери эстафетной палочки сборная, показавшая лучший результат, была снята с соревнований...
После пловцов в бой снова вступали легкоатлеты, передававшие эстафету гребцам. Те пересекали пруд по диагонали - к ул. Аптекарской (ныне – пр. Победы). Затем бегуны возвращались на центральную улицу и на перекрёстке с ул. Смышляева передавали эстафетную палочку в последний раз. Мужчины, бежавшие последние 1080 метров, финишировали на стадионе.
Команда-победительница в те далёкие годы получала переходящее красное знамя «Искры». За второе место, например, в 1935-м команда техникума получила художественный альбом решений 17-го съезда ВКП(б). А в 38-м все участники сборной «Металлург востока», занявшей первое место, с красным знаменем получили и серебряные жетоны 7-й эстафеты имени газеты «Искра». В среднем в 30-е годы на старт выходили около 20 команд.
Красное знамя заменили вымпелом
40-й стал для эстафеты годом расцвета. Все команды имели одинаковую форму. Поболеть собирались несколько десятков тысяч лысьвенцев. Сотни людей бегали по городу вслед за спортсменами, чтобы увидеть как можно больше. Тогда приняли решение в случае трёх побед команды переходящий приз оставлять ей на вечное хранение. Учредили приз за массовость, который вручался за наибольшее количество дошедших до финиша команд, выставленных одним предприятием, учреждением или организацией. Первой в 40-м его завоевала сборная техникума (пять команд). Впервые каждый участник получил памятный сувенир.
«Назначенная на 29 июня эстафета имени газеты «Искра» переносится. О дне эстафеты будет сообщено дополнительно. Оргкомитет». Это короткое сообщение, опубликованное в «Искре» в июне 1941 года, предвещало трёхлетний перерыв – началась Великая Отечественная. Впрочем, эстафета вернулась в Лысьву уже в 44-м. Правда, на старт вышли всего 14 команд. 126 лучших спортсменов города преодолели девять этапов. Победители получили грамоты.
Переходящее красное знамя в 48-м заменили вымпелом. А в качестве приза в 40-е годы успехом пользовалось каслинское литьё. В 1947 году, подводя итоги предыдущих состязаний, председатель городского комитета по делам физкультуры и спорта М. Пермяков писал: «С 32-го года эстафета «Искры» проводилась 12 раз, из них сборная «Металлург востока» первое место занимала шесть раз (32,33,35, 38, 40 и 46 гг.). «Динамо» - два раза (34, 36 гг.). В 1937 и 39 гг. первенство держала команда инструментального цеха. В 44 и 45-м – физкультурники ремесленного училища № 2».
Впервые в 1947 году эстафета проводилась по двум группам – взрослых и юношей. Состав команд начали комплектовать по принципу так называемых «низовых» коллективов, то есть сборные спортобществ к участию не допускались. Благодаря этому в 49-м количество команд-участниц выросло до 56.
Под духовой оркестр
Кроме летней эстафеты «Искры», после войны начали проводить весеннюю эстафету, посвящённую Дню печати, которая тоже стала традиционной. Она открывала легкоатлетический сезон. Два десятка лет эти две эстафеты постепенно сближались друг с другом по духу и по времени проведения. Так оказалось, что к середине 60-х эстафета «Искры» перебралась с конца июня к середине мая, практически вытеснив эстафету, посвящённую Дню печати.
Уже более 70 команд стартовали на юбилейной, 25-й эстафете в 1959 году. Приз за массовость получила тогда школа № 2, выставившая 15 команд. Особенность послевоенных эстафет – участие в них женских команд. Покосила война лысьвенских парней...
Но в 60-х наметился спад активности спортсменов, количество команд-участниц резко упало, и спортивные обозреватели не жалели критики в адрес ответственных за их подготовку. Вот строки З. Яловега, написанные в 62-м: «Следует отметить недобросовестное отношение к подготовке команд председателя ДСО «Спартак» В. Власова. Этот коллектив имел возможность составить сильную команду, но В. Власов не сумел этого сделать. Хорошо прошли два этапа представители ЦМА завода. Однако на третьем некому оказалось передать эстафетную палочку. Совсем не приняли участие в соревнованиях коллективы штамповального цеха и ЦМИ-3, техникума и медучилища, хотя подали заявки для участия».
За два послевоенных десятилетия менялась протяжённость эстафеты (от почти девяти до 3,5 километра), её маршрут (одно время первый этап проходил даже по ул. Революции с поворотом на ул. Металлистов), время (старт перенесли с 6 вечера на 12 дня), возрастной состав и т.д. Из неё исчезли водные и военизированные этапы, эстафета стала легкоатлетической.
В 65-м были учреждены призы имени А.К. Бажутина, погибшего в борьбе с фашизмом. Они вручались на первом этапе, который к тому времени стал мужским, и на 11-м, женском. Кстати, от вручения призов на других этапах, кроме первого, отказались почти сразу из-за технических сложностей и постоянного недовольства участников, упрекавших судей в необъективности: всем казалось, что именно их спортсмен бежал быстрее, а секундомер ошибся.
Недовольство «искровцев» отношением руководителей города и предприятий к эстафете к 70-м годам достигло апогея. Вот выдержка из газеты 1969 года: «Недисциплинированность наблюдается с самого начала – с несвоевременной явки участников, из-за чего задерживается парад и старт. Команды выходят на парад в неполном составе, в разной одежде, что нарушает красоту парада, ведёт к расхлябанности. А бывает, что отдельные команды вообще уклоняются от парада. Сказывалось и отсутствие духового оркестра.
В прошлые годы нередко обнаруживались факты подмены членов команд – на дорожку выходили люди, не имеющие никакого отношения к данному коллективу. Это приводило к вполне обоснованным протестам, задерживало подведение итогов, накаляло и без того напряжённую обстановку. И, как ни странно, все эти «подтасовывания» сходят с рук безнаказанно, даже без малейших упрёков со стороны партийных организаций и спортивных советов.
Нынче судейская коллегия будет подходить более строго к соблюдению дисциплины. Решено не допускать к участию команды, которые не выйдут или опоздают на парад. В случае «подтасовок» команда будет безоговорочно лишаться занятого места. Надо восстановить порядок, сделать эстафету массовой, интересной и построить на справедливых состязаниях».
Даже вспомнились январские метели
К 70-м годам эстафета начала проводиться в дни, близкие к 9 мая, и в 75-м посвящалась уже не Дню печати, а Дню Победы. Повод был большой – праздновалось её 30-летие. Открытию спортивного праздника предшествовало возложение гирлянды к мемориалу Славы, где и проводился парад. В эти годы возникла необходимость перекрывать дороги. Впереди эстафеты следовала машина ГАИ. Строгость судей сделала своё дело: о протестах в отчётах в 70-х ничего не сообщается.
Зато остаются претензии к руководителям, которые не могут обеспечить массовости. Вот слова внештатного корреспондента З. Яловега: «В 1973 году «Искра» критиковала металлургов за неуважительное отношение к эстафете. Завком профсоюза обещал принять меры, но... Нынешняя эстафета показала, что отношение со стороны завкома осталось прежним».
На исходе 70-х День печати снова перехватил эстафету у Дня Победы. Команды по традиции награждались переходящими кубками и грамотами. Это продолжилось и в 80-х. Если вспомнить, что это были годы застоя, то понятны скупые отчёты с эстафет, в которых в основном говорилось о результатах и по традиции критиковались руководители предприятий.
Сама же эстафета отличалась в эти годы отличной организацией, что подтверждают отзывы председателя оргкомитета, главного редактора «Искры» Ш. Тарханова. Вот одно из них в газете 1984 года: «Чётко справились со своими обязанностями главный судья А.П. Ильющенков, начальник дистанции В.В. Ушаков со своими помощниками, комендант соревнований М.С. Шакиров».
В 85-м 40-й День Победы окончательно победил День печати. С погодой тогда не повезло: лил сильный дождь при сильном северном ветре. Но в 1986 году было ещё хуже. Вот что пишет Б. Лашов: «Временами шёл такой снег, что вспомнились январские-февральские метели. Но ни снег, ни холод не остудили спортивного пыла участников – их собралось больше, чем, скажем, в прошлом году, да и зрителей оказалось не меньше, в том числе и руководителей предприятий и организаций».
К 1989 году количество участников выросло до 800 человек. Чем объяснить такой интерес к эстафете? По-прежнему за победу вручались переходящие кубки и грамоты, и, в принципе, ничего не изменилось. Скорее всего, причина в ситуации в стране, которая жила в ожидании перемен. И спорт тогда находился на подъёме.
На втором дыхании
В 90-м впервые в рассказе об эстафете появилось слово «спонсор». А где спонсор, там и призы. Вот выдержка из заметки С. Викторова (псевдоним главного редактора С. Ворожеина): «Все команды-победительницы награждены переходящими кубками «Искры» и дипломами, а их участники – призами, довольно ценными в наше время – утюгами, изготовленными на «Приводе».
В 1993-м число спонсоров выросло уже до 15. Засветиться в эстафете стало для них престижно, о чём говорят подарки. Например, самая младшая участница стартов 96-го года 12-летняя Таня Серебрянникова из школы № 6 получила золотые часы от Мосбизнесбанка. Иногда даже сами жители города учреждали личные призы. Так, в 96-м «Ю.Д. Лесников преподнёс красивый туесок, а С.П. Широков – сразу несколько подарков».
В 1997 году впервые вышла на старт команда Дома детства. И впервые с приветственным словом выступил первый руководитель Лысьвы - глава города В.Ф. Фионина. Ровно 10 лет назад - в 98-м – эстафета также проходила 3 мая. В тот год даже хотели менять маршрут из-за затяжной весны – у школы № 3 не растаял лёд.
С началом нового века эстафета получила второе дыхание. В первую очередь это связано с переменами в жизни самой редакции, а также в жизни города. Сергей Рихтер, выбранный главой города, внёс отличный вклад в развитие эстафеты: учредил в 2001 году премии победителям и лично вручал их спортсменам. Это стало хорошей прибавкой в копилку традиций, которые «искровцы» чтят. Всё лучшее, что было накоплено за эти годы, осталось и приумножается.
А больше всего радует то, что какими бы трудными ни были времена, какой бы сложной ни была политическая ситуация в стране и в городе, эстафета всегда объединяла лысьвенцев. Они всегда активно откликались на её призыв – участвовали, болели, поддерживали. И мы уверены, что так будет всегда!
Уважаемые лысьвенцы!
В связи с проведением легкоатлетической эстафеты на призы «Искры» 3 мая с 12 до 14 часов будут закрыты для транспорта: ул. Мира (от ул. Коммунаров до пр. Победы), Смышляева (от ул. Мира до ул. Ленина) и Ленина (от ул. Смышляева до пр. Победы).
Приносим извинения за временные неудобства. Приглашаем на спортивный праздник всех. От вашей поддержки зависит успех команд!
Парад участников – в 11 часов на площади перед Дворцом металлургов. Будет организована торговля.
Социальные комментарии Cackle