На мониторе её рабочего компьютера само собой листается пейзажное слайд-шоу: распушившуюся ветку вербы сменяют то цветущий луг, то морозные зимние дали. Из-за двери кабинета доносятся звуки пианино, а в широкое окно льются потоки мартовского солнца.
В Детской музыкальной школе моя собеседница с 1973 года. Профессиональный стаж - более 40 лет. Из них директором ДМШ трудится 26-й год. И закономерно, что в канун профессионального праздника мы беседуем с заслуженным работником культуры РФ Еленой Анатольевной Провковой (на снимке) о… любви. К музыке, профессии, талантливым коллегам и ученикам.
- Елена Анатольевна, как было у вас – вы выбрали профессию или она выбрала вас?
- (Почти не задумываясь) Конечно, она меня. Нет, я, безусловно, думала по окончании «музыкалки», идти профессионально в музыку или нет. В 1960-70-е годы, когда училась, профессия учителя музыки была на недосягаемой высоте! Это было престижно, если хотите. Да-да, не удивляйтесь! Собственно, и в музыкальную школу поступить было непросто. В обычной школе я была отличницей, увлечённо занималась иностранными языками. Выбор был, но в итоге победила музыка. И я вполне счастлива в своей профессии.
- Что в ней приносит вам наибольшую радость?
- Сегодня я руководитель, и у меня прилично «бумажной» работы. Вы не поверите – и ей занимаюсь с удовольствием. Это удовольствие – делать хорошо что-то упорядоченное, методичное, от чего зависит жизнь целого коллектива. Но душа поёт, и наполняет её бесконечное счастье только на занятиях с учениками. Не могу без них! Сейчас у меня две девочки-ученицы. Прихожу с ними заниматься – и наслаждаюсь! Не объяснить, как это здорово – сидеть с ребёнком, видеть его глаза, радоваться, когда он тебя понимает. А понимание это возможно, если ребёнок полюбит тебя как педагога и начнёт с тобой разговор на одном языке. Именно тогда он и выдаст тебе всё, что ты в него вложил. Без любви в нашем деле – никак! В своё время я была безумно влюблена в моего преподавателя Нину Михайловну Домнину. Каждая встреча с ней была счастьем. Наверное, ещё и поэтому осталась в профессии насовсем.
Многие дети, которых учила когда-то, приходят сюда, в школу, десятилетиями. Это же замечательно, если они спустя долгое время помнят, что помимо навязших в ушах масскультурных «постряпок» есть Чайковский, Григ и Бах, что у Бетховена девять симфоний...
- Скажите, а у музыкальных инструментов есть душа?
- Безусловно! Может, и не душа, но характер. У нас, к примеру, есть пианино в учебном классе и концертный рояль в зале. Каждый раз объясняешь ребёнку – они разные! Говоришь, как индивидуально обращаться к каждому из них, чтобы ответили, отозвались... Вот здесь, говоришь, инструмент кричит, а здесь он тише. Это один из интереснейших и самых тонких моментов в нашей профессии - добиться гармоничного звучания, сделать так, чтобы инструмент и маленький человек поняли друг друга.
Таких детей видишь сразу – на академических занятиях, на экзаменах. Какое у них отношение к звуку, как они касаются клавиш, как умеют их слушать.
В юности мне понравилось изречение: «Любая профессия – это заговор против профанов». Немного жёсткое, но точное определение. Вполне применительное и к тому, что делаем мы, учителя музыки.
- Елена Анатольевна, а в лысьвенской «музыкалке» все фанаты профессии?
– Восемь лет – в музыкальной школе, четыре года – в музучилище, пять лет – в институте культуры или консерватории. В общей сложности нужно 17 лет, чтобы получить высшее музыкальное образование. И потому, имея дело с музыкальной педагогикой, иным быть, по-моему, просто невозможно. Поэтому отвечу утвердительно - да! Зная многих своих преподавателей с момента их профессионального старта, скажу – они преданы работе. Кроме того они всё ещё действующие яркие музыканты. Это производит неизгладимое впечатление на детей, когда сам преподаватель успешен на сцене, любим слушателями. Смотрю, к примеру, на наших «народников» и поражаюсь: когда всё успевают? Учебная нагрузка огромна, у всех семьи, дети. Когда тот же квартет педагогов и учеников «Фламенко» находит время готовить целые программы? Конечно, они фанаты! И я их всех безумно люблю.
- Какими заслугами и достижениями гордитесь?
- В данный момент тем, к примеру, что хор под руководством Натальи Сизовой вновь признан лучшим в крае. И признали это не пермяки, а маститые московские музыканты, члены жюри. Безусловная гордость – наш музыкальный театр «Эскимо», квартет «Sole Mio» - детище Людмилы Степановны Ситниковой. А плеяда воспитанников Ларисы Борисовны Ермаковой с художественного отделения! Горжусь тем, что сотни наших выпускников выбирают профессию музыкального педагога, музыканта и продолжают работать в сфере культуры.
- Каким, по вашему мнению, должен быть культурный человек?
- Ой, не по душе мне это выражение! Образованным, интеллигентным, интеллектуальным, воспитанным - да. Одарённым. Я скорее такие оценочные слова выберу. Культурный или бескультурный человек – какие-то размытые, приниженные понятия. Они почему-то вводят меня в недоумение.
- Елена Анатольевна, какую музыку вы сами больше любите слушать, играть?
- Моцарта и Рахманинова. Моцарт, на мой взгляд, абсолютный гений. Если душа просит отдыха, звучит именно его музыка. Ну, а рахманиновские концерты - это глубина и размышления. Мы ведь все любим в этой жизни то, что хорошо знаем. Если послушать Баха первый раз, можно не воспринять его абсолютно. Это будет хаос звуков! Чтобы полюбить классику, её нужно знать. Поэтому мы стараемся дать детям в музыкальной школе как можно больше этого гармоничного классического великолепия.
Так, по крайне мере, можно быть уверенным, что если они не станут музыкантами, то точно будут профессиональными слушателями. И к ним не прилипнет надолго эта вездесущая слуховая грязь типа назойливой песенки про лабутены. Для многих то, что звучит с экрана, да ещё и с центральных каналов – некий эталон, точка культурного отсчёта. Конечно, о вкусах не спорят. Но я предпочитаю, чтобы у наших детей культура начиналась не с лабутенов, а с Моцарта.
Социальные комментарии Cackle