Люди признаются: идя в магазин, не знают, какую сумму положить в кошелек. Цены «прыгают». Они словно издеваются над нами: только «собьешь» семейный баланс, очередной виток инфляции снова все обрушит. В газетах пишут, что инфляционная волна прокатилась по всему миру, но нам почему-то хуже всех. «Российская газета» (15 апреля) вообще напугала: дескать, «мир движется к длительному периоду конфликтов, связанных с повышением цен на продовольствие» и «из-за резкого повышения стоимости риса и зерна в Латинской Америке начались голодные бунты». У нас до голодных бунтов, слава богу, дело не дошло, но возмущаются граждане сильно.
Чтобы реально оценить, что происходит на потребительском рынке, без статистики не обойтись. Человек так устроен: ему кажется, что у соседей все дешевле, качественнее и доступнее. Пермский край бедным не назовешь. У нас выше, например, средняя зарплата, чем в соседних областях и республиках. По итогам первого квартала она перевалила за 12 тысяч рублей, а в краевом центре - за 15 тысяч: больше, чем в городах-миллионниках Приволжского федерального округа. Неудивительно, что по приросту стоимости всех товаров и услуг пермяки вторые после Нижегородской области, а по итогам минувшего года темпы инфляции в крае «переплюнули» общероссийские, которые тоже оказались выше запланированных почти в полтора раза.
Это значит, что мы с вами активно тратим денежки, беря кредиты и покупая автомобили, мебель, жилье, бытовую технику, и тратимся на разные услуги. Хочется пожить «не в год, а в рот», особенно молодым. Эксперты считают, что потребительский бум в стране обеспечен еще как минимум лет на десять, потому что в отличие от среднего европейца россиянин по-прежнему покупает мало товаров и пользуется дешевыми продуктами питания. Но чем быстрее растут наши доходы, тем больше мы тратим, и, естественно, способствуем росту цен. Так что в необозримом будущем от стабильности цен на потребительском рынке придется отказаться.
Сейчас даже полуграмотная старушка знает: продукты питания и коммунальные услуги дорожают, потому что цены на энергоресурсы разогнались не на шутку и “узду” на них никто накинуть не может. Плюс к этому «под шумок» местные монополисты не стесняются делать свои наценки. В результате за ростом цен не поспевают вялые добавки к зарплатам, пенсиям, пособиям.
Мы привели эту таблицу недаром, ибо цены на основные продукты питания в Лысьве не ниже, чем в краевом центре. Тем более, что на местном потребительском рынке сейчас господствуют региональные торговые сети.
Есть ли реальные способы борьбы с инфляцией? Все, с кем пришлось пообщаться на эту тему, считают: самое эффективное - заморозить цены на уровне естественных монополистов и крупных производителей продуктов. Тем более, что в конце прошлого года правительство так и сделало: договорилось с бизнесом «не разгонять» инфляцию хотя бы до мая 2008 года. Продержались недолго. В январе подорожали все топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), и ценовая цепочка пришла в движение.
По данным Пермьстата, в марте (данных апреля пока нет) по сравнению с декабрем 2007 года продовольственные товары в среднем подорожали на 7,2 процента, непродовольственные - на 3,4, платные услуги - на 8,6 процента. Есть такой оценочный показатель - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, или потребкорзина. За три месяца цена этого набора в Пермском крае увеличилась почти на 8 процентов и сейчас составляет 6659 рублей - немного выше общероссийского показателя. Так что жизнь у нас дорожает, и довольно высокими темпами.
Сегодня о ценах и о том, что все прогнозы относительно темпов роста инфляции рухнули в первые три месяца текущего года, много пишут и говорят. Избранный президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства решительных мер по борьбе с инфляцией. Только вот парадокс: он потребовал, а на следующий день в магазинах срочно поменяли ценники на ряд продуктов питания в сторону подорожания.
И все-таки, что предлагают чиновники для удержания цен хотя бы на нынешнем уровне?
Самое невероятное - остановить потребительский бум, стимулировать людей копить деньги, а не тратить. А поэтому есть мнение: если повысить ставки по вкладам и по кредитам, народ понесет свои кровные в банки, а не на рынок. Правда, при этом осторожничают, понимая, что для рядовых граждан повышение ставок по кредитам - удар ниже пояса. Только жить начали, а тут деньги кончились? Да и мало сегодня охотников держать рубли на вкладах при таких темпах инфляции.
В качестве антиинфляционных мер рассматривается, а точнее, предлагается регулирование цен на уровне государства. В Китае, например, продавцов заставили утверждать любое повышение стоимости товаров и доказывать их обоснованность в государственных органах. Цены «под колпаком государства» мы уже проходили. Продавцы тут же создадут дефицит, и тогда уж никакое регулирование не спасет.
Всех раздражают монополисты, на которых никто не найдет управу. Россия - страна маленьких и больших монополистов. И если больших государство все-таки пытается держать в рамках, не позволяя им вольничать с тарифами, то мелких удержать весьма непросто, особенно там, где нет конкуренции и свободного предпринимательства. В этом плане Лысьве повезло. Вследствие того, что у нас все-таки малый бизнес не притесняли так, как это было в других регионах, он довольно крепко встал на ноги. Все помнят недавний телесюжет из Владивостока, когда местный хлебозавод поднял цены до 25 рублей за буханку и население вышло на улицы. В Лысьве благодаря добросовестной конкуренции стоимость столь важного продукта держится ниже среднекраевой.
Теоретически самый эффективный способ обуздания инфляции - рост экономики. Деньги в стране появились, и они просто обязаны работать на отечественную экономику. Не покупать на Западе, а создавать свои товары. Чем их будет больше, тем острее конкуренция и доступнее потребительский рынок для населения.
В последние годы благодаря национальным приоритетным проектам государственные инвестиции пошли в социальную сферу, в строительство жилья и дорог. Результат уже налицо даже на таких небольших территориях, как наша. Но эти меры отдачу дают не сразу - потребуются годы.
Пока в высоких кабинетах ломают голову, что делать с ползущей инфляцией, мы вынуждены расплачиваться за эту нерасторопность чиновников собственными сбережениями.
P.S. Пока материал готовился к печати, на бензозаправках снова поменяли ценники. Что обычно грядет вслед за этим, мы знаем.