О добровольно-принудительном страховании жизни или имущества при заключении кредитного договора либо при покупке полиса ОСАГО писали не единожды. Дело доходило до того, что строптивым заёмщикам, не пожелавшим оформить страховку, банки нередко отказывали в выдаче кредита.
Несмотря на то, что при покупке товаров и услуг российское законодательство запрещает навязывать дополнительные обязательства, в том числе страхование, ситуация не менялась. Юристы советовали обращаться в суд за защитой своих прав. Однако, когда клиент апеллировал к букве закона, организация меняла процентные ставки по кредиту в сторону увеличения, а зачастую просто отказывала в его выдаче. У страховщиков также находились причины «отфутболить» несговорчивого клиента.
Как правило, люди молчаливо соглашались на дополнительные «добровольные» услуги, зная, что лишь потратят драгоценное время на суды.
Проблема навязывания страховых продуктов стала особенно актуальна несколько лет назад, в период бума потребительского кредитования. Нередко при получении кредита граждане даже не знали, что, оформляя заём, они одновременно приобретают страховой продукт. В большом пакете документов разобраться нелегко, стоимость страховки включалась в сумму кредита, а условия прописывали в договоре мелким шрифтом. Кредиторы пользовались и до сих пор пользуются финансовой неграмотностью населения.
Подобным образом сложилась ситуация и с дополнительным страхованием при покупке полиса ОСАГО. Его могли получить только те автовладельцы, которые «в нагрузку» вынуждены были заключать договор страхования имущества или от несчастного случая.
О страховой «принудиловке» знали все. Люди возмущались, юристы консультировали и отправляли за правдой в суды. Депутаты Госдумы предлагали даже ввести уголовную ответственность за такие действия кредитных организаций и страховых компаний. Но дальше разговоров дело не дошло.
За проблему взялся Банк России. С 1 июня 2016 года вступило в силу его указание от 20 ноября 2015 года, в котором прописаны минимальные требования к предоставлению добровольной страховки. Теперь при заключении договора на услуги компания в обязательном порядке должна прописать условия возврата средств, затраченных на добровольное страхование.
По этому поводу редакция получила разъяснения от начальника управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе Олега ЧУПАЛОВА.
По его словам, Банк России ввёл «период охлаждения» - срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определённом порядке уплаченную страховую премию.
Если клиент в течение пятидневного срока (периода охлаждения) решит, что дополнительную услугу ему навязали или, допустим, он усомнился в её необходимости, компания обязана возместить затраченные на неё средства в полном объёме.
Для его расторжения он должен обратиться в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» компания вернёт заплаченные за полис деньги в полном объёме, но если договор не вступил в силу. Если он уже действует, страховщик вправе удержать часть премии пропорционально количеству дней, прошедших с начала его действия.
Новые правила касаются всех популярных видов страхования - жизни, от несчастного случая, автокаско, ответственности автовладельцев и владельцев водного транспорта, гражданской ответственности перед третьими лицами, финансовых рисков.
Усилия Банка России по стабилизации рынка ОСАГО и защите прав потребителей позволили несколько снизить напряжённость. По данным службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров, в настоящий момент число жалоб на навязывание страховых услуг при продаже полисов ОСАГО снизилось на 67%. Но показатель всё равно остаётся высоким.
Надо помнить: доказать факт принудительного обременения дополнительной услугой весьма сложно. Поэтому введение «периода охлаждения» даёт гражданину право отказаться от навязанной и невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения административной или судебной процедуры.
Банк России продолжает работать с обращениями граждан, поступившими в его приёмную, и будет проверять все случаи незаконных действий страховщиков и кредитных организаций.
Социальные комментарии Cackle