Вечером 20 ноября на ул. Чусовской загорелось складское помещение, в котором расположены несколько торговых предприятий. На крупный пожар обратили пристальное внимание и власти, и СМИ, и обыватели. Причём в том, что огонь долго не могли победить, некоторые лысьвенцы обвиняют тех, кто с этим огнём боролся. Мол, и тушить пожарные не умеют, и делали всё неправильно, то уезжая, то приезжая к месту ЧП. «Искра» попыталась разобраться, так ли это.
Недостаточное давление
Сообщение о загорании на складе ООО «Исток» поступило в 19 часов 58 минут. Через четыре минуты дежурный караул ПСЧ-45 уже был на месте. К сожалению, на вооружении огнеборцев нет телепорта, позволяющего в секунду переместиться из части к очагу пожара. Поэтому дорога занимает какое-то время.
Первым делом ведётся разведка. По её результатам принимается решение о дальнейших действиях, в том числе о необходимости вызова дополнительных сил. Вопроса тушить огонь или нет никогда не возникает, даже если горит небольшая куча мусора.
Изначально площадь пожара составляла 60 кв.м.: внутри здания огонь охватил 40 кв.м., ещё 20 кв.м. горело на крыше. От ближайшего пожарного гидранта бойцы протянули линию, подали воду, но давление оказалось настолько низким, что могло обеспечить работу лишь одного ствола. Вскоре, благодаря усилиям коммунальщиков, давление в трубах увеличили, но оно всё равно оставалось недостаточным.
Позже огнеборцы проложили магистраль протяжённостью более 400 метров от другого гидранта, но воды по-прежнему не хватало. Поэтому цистерны ездили на заправку к конечной остановке автобусов на ул. Пожарского. То есть машины место трагедии покидали, но исключительно по служебной необходимости.
Работа на пределе
Огонь распространялся с большой скоростью. Помещения были забиты пластиком, коробками и прочими легковоспламеняющимися вещами. В 21 час 23 минуты пожару присвоили третью категорию сложности и вызвали дополнительные силы и средства. К базе «Исток» выдвинулись подразделения ПСЧ № 67 из Чусового и ПЧ № 145 из Кормовища. Им тоже необходимо время, чтобы прибыть к месту сражения с огнём. В 21.50 поступило сообщение: в д. Зарихино горит баня. Часть личного состава убыла туда и довольно быстро справилась с загоранием.
«Красный петух» тем временем начал стремительно пожирать крышу склада, о конструкции которой стоит сказать отдельно. Когда-то, устав латать прохудившуюся мягкую кровлю, собственник здания уложил поверх неё обрешётку и закрыл профнастилом.
- Саморезов строители не пожалели, - рассказал начальник ПСЧ-45 майор внутренней службы Сергей ЧЕРЕМНЫХ. – Сорвать листы железа ломами не получалось. Пришлось задействовать бензорезы. Их у нас на вооружении всего два. Третий взяли у городской службы спасения, ещё два прибыли вместе с коллегами из Чусового. Работа пошла быстрее, но нужно понимать, что за три минуты разобрать огромную крышу не получится. У нас есть специальные стволы для ликвидации огня на чердаках зданий. Но в данном случае чердака просто не было. К тому же из строя вышла автолестница: водой залило электропроводку. Это тоже затруднило наши действия.
Сложно не согласиться: пожарные делали, что могли. Но, увы, пламя не будет ждать, когда его зальют водой. Постепенно оно охватило 2960 кв.м. кровли. Начал плавиться и стекать вниз битум, от него воспламенялись лежащие внизу коробки с пластиком. Огонь стал перебираться вниз, в помещения. Благодаря профессиональным действиям огнеборцев, к 23 часам его удалось локализовать. А в 23 часа 34 минуты поступило сообщение: горит офис на ул. Коммунаров. Туда незамедлительно выехали три автоцистерны 45-й, 67-й и 145-й пожарных частей. Борьба с огнём длилась до пяти утра.
- Пришлось вызвать на службу всех, кто не находился на дежурстве, - поясняет Сергей ЧеРЕМНЫХ. – Иначе бы не справились. Всего на ликвидации пожара на базе «Исток» трудились 52 сотрудника МЧС из Лысьвы, Чусового, Кизела, Губахи и Кормовища. Задействовали 19 единиц пожарной техники. Люди работали на пределе: посменно грелись, посменно ездили в часть менять одежду. Были привлечены сотрудники и техника коммунальных служб, службы спасения, скорой помощи, администрации округа.
Невзирая на сложности, действия огнеборцев оказались успешными и к полуночи третью категорию сложности с пожара сняли. В 6 часов 46 минут объявили о ликвидации горения на кровле (2960 кв.м.) и 40 «квадратах» внутри склада. Но это вовсе не означало, что пожарным можно уезжать. Ещё на сутки растянулась их работа по проливке здания и устранению новых очагов, которые возникали то тут, то там.
Напрасные упрёки
Кстати, о работе пожарных. Вот как оценил её посетитель форума сайта www.lysva.ru, скрывающийся под ником nicto: «Как будто не водой тушили, а бензином поливали! Ещё в 20 ч[асов] 20 ноября дымило лишь в бывшем «Сарко», уже из других городов к этому времени приехали машины и не потушили! Так зачем вас, дармоедов, содержат налогоплательщики? А в МЧС по Пермскому краю отчитались, что пожар локализован. Где локализован? Ах да, на город не дали перекинуться! «Кладовку» не смогли потушить, сгорел весь «дом». А ехали б из новой пожарки, вообще бы на следующий день приползли».
Ему вторит другой «знаток» пожарного дела с ником serzh79: «я тоже в шоке от наших пожарных, сколько раз смотрел на пожарах как они тушат... руки бы им оторвать... дармоеды что пожарные, что менты, что врачи... пока ручку не позолотишь - *** что сделают...». (орфография авторов сохранена – Ф.П.).
Конечно, с уютных диванов виднее и как правильно бороться с огнём, и как нам обустроить Россию. Но хочется спросить подобных комментаторов: почему свой гнев они обрушивают на тех, кто с риском для жизни усмиряет стихию, а не на тех, кто сделал так, что у пожарных, например, закончилось топливо? До конца года ещё месяц, а в запасах ПСЧ-45 солярки нет. Во время тушения «Истока» её в канистрах привозили из «Чистого города». Откуда повезут в следующий раз?
В недостаточном давлении в водопроводе тоже виноваты пожарные? Может, они повинны в том, что владельцы расположенных в здании магазинов нарушают требования техники безопасности? Коробки с пластиком под самый потолок тоже пожарные поставили?
Или кто-то всерьёз хочет обвинить пожарных в том, что рукава, которыми они пользуются, прохудились и лопаются? Или в том, что из 60 неработающих гидрантов в этом году городская власть отремонтировала только 11?
Только безумец способен упрекнуть командовавшего операцией подполковника Иванова в том, что в определённый момент запретил подчинённым выходить на крышу. Но и такие нашлись. Плиты перекрытия должны выдерживать воздействие огня в течение пяти с половиной часов. После могут разрушиться. Недавно такой случай произошёл в Москве, семь огнеборцев погибли. Кстати, часть крыши в «Истоке» тоже обвалилась. Те самые бетонные плиты.
А может, пожарные виноваты в том, что не бросались в пекло и не вытаскивали коробки с порошками и тарелками, а занимались выполнением прямой обязанности – борьбой с огнём? Кстати, бойцы СПЧ-45 эвакуировали из складских помещений несколько автомобилей. Интересно, их поблагодарят за это обитатели форума www.lysva.ru?
Риск ради чужого телевизора
Любой пожар – беда. Огонь уничтожает имущество, убивает людей. Понятно горе лишившихся жилья или потерявших бизнес. Но не стоит вымещать его на пожарных.
Как бы пафосно ни звучало, каждый раз, уходя на службу, эти настоящие мужики понимают, что обратно могут не вернуться. На каждом, даже самом пустяковом пожаре, возможна их гибель.
На огнеборцев всего мира падают перекрытия и стены. Они гибнут при взрывах газовых баллонов, от ударов электрическим током, проваливаются вместе с полом. Но, зная всё это, люди в пожарной форме каждый день идут в огонь, рискуя самым дорогим.
Вдумчиво прочитайте эти три слова: ЧЕЛОВЕК РИСКУЕТ ЖИЗНЬЮ. Теперь скажите честно, рискнули бы вы своей жизнью ради чужого телевизора и дивана? Или ради пары тысяч тарелок и ложек? А ради спасения незнакомого человека?
На словах, думаю, все согласятся. А на деле?
Готовы ли интернет-бойцы сутки дышать пакостью, которая выделяется при горении пластика? Или в мороз принять ледяной душ из порвавшегося рукава? Или, проведя почти двое суток на тушении пожара, услышать, что они – бестолковые дармоеды?
Изучение документов показывает: 20 ноября пожарные сделали всё, что могли, исходя из собственных возможностей. И за это достойны благодарности, как и за каждый ликвидированный пожар. Вот только благодарить их, увы, никто не спешит.
Социальные комментарии Cackle