«Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» предусматривают заключение договора в письменной форме. Его наиболее распространенный формуляр – это заказ-наряд. Но он не исключает использования иных бланков. Если работы (мойка, диагностика, подкачка шин и т. п.) выполняются в присутствии заказчика, законодательство позволяет ограничиться устной договоренностью. В таких случаях документами, подтверждающими договор, служат квитанции, талоны, кассовые чеки и т. д. Но их надо обязательно получить и сохранить.
Согласно п. 17 «Правил» в заказе-наряде необходимо записать адрес и наименование автосервиса, фамилию и должность лица, оформляющего заказ, адрес, фамилию, имя и отчество заказчика, сведения о транспортном средстве. А еще - его цену, определенную соглашением сторон, перечень требуемых работ, необходимых материалов и запасных частей. Если материалы и запчасти предоставляет исполнитель, он указывает их стоимость. Если то и другое предоставил автовладелец, он должен указать данные об их сертификации.
В договор могут быть включены и другие сведения. Например, о способе и сроках оплаты за выполненные работы, времени устранения выявленных недостатков, порядке рассмотрения споров и т. д. Однако следует помнить: если исполнитель навязал вам условия, ограничивающие ваши права и его ответственность, то они недействительны. К примеру, ст. 28 закона «О защите прав потребителей» устанавливает неустойку за каждый день (или час, если это оговорено заранее) просрочки выполнения заказа. Ее размер – три процента от стоимости работ. Если исполнитель снизит неустойку хотя бы на половину процента, ему все равно придется платить в соответствии с требованиями указанной статьи. Если пороки ремонта обнаружатся в течение двухлетнего гарантийного срока, ему, что бы он ни написал в договоре, придется их устранять.
Вместе с заказом-нарядом оформляется акт сдачи-приемки. Чтобы автосервис не смог избежать ответственности за царапины и вмятины на машине, появившиеся после ремонта, в акте необходимо указать, что авто дефектов не имеет. А также отразить его комплектность: коврики, магнитолу, колонки, аптечку, домкрат и т. п.
Нередко в мастерских можно увидеть объявление: «За качество предоставленных потребителем запчастей организация ответственности не несет». Между тем, в отличие от потребителя, автосервис выступает как лицо, обладающее специальными техническими познаниями. И обязано проверять принимаемые детали. Он не отвечает за их состояние только в том случае, когда изъяны не могли быть обнаружены при надлежащей проверке. Либо когда заказчик получил от него замечание, но некачественные запчасти не заменил.
Если ремонт выполнен недобросовестно, потребитель вправе требовать произвести его повторно и безвозмездно, уменьшить стоимость работ, возместить расходы, связанные с устранением недостатков в другом сервисе или собственными силами, при существенных дефектах – полностью возвратить все выплаченные деньги и компенсировать понесенные убытки.
Светлана КОРНИЛОВА, ведущий специалист отдела по торговле и услугам городской администрации.
Социальные комментарии Cackle