Игорь Михайлов
Танкисты, ракетчики, подводники... Среди членов лысьвенского совета ветеранов Вооружённых сил России есть представители практически всех родов войск.
Они служили и в России, и за её пределами: Украина, Афганистан, Германия. У всех на парадных кителях – медали, а у кого-то и ордена. У многих - за боевые заслуги. Но надевают они их только в праздничные дни. Ведь лучше всего, по их мнению, мужчину украшает скромность.
Наверное, поэтому даже далеко не все их знакомые знают, через что пришлось пройти этим мужественным людям. Если учесть, что каждый из них отслужил минимум по 20 лет, получится сумасшедший воинский стаж – более 1100 лет!
Организация получила свой статус в 2005 году. До этого в Лысьве был комитет содействия военному комиссариату.
- Сегодня у нас на учёте 55 офицеров, - рассказывает председатель совета, подполковник Владимир Гудков. – И, конечно, основные усилия направлены на воспитание школьников и студентов. Проводим в школах беседы, часы мужества и многое другое. Готовим молодёжь к службе в армии. Например, организуем военные сборы для старшеклассников и студентов.
Не обходятся без активистов совета мероприятия, посвящённые дням воинской славы. Они участвуют в подготовке и проведении парада в День Победы, в шествиях, возложениях венков и в других патриотических акциях. В активе кроме председателя - подполковник В.М. Сметанин, полковник Н.В. Ковальногих, старший прапорщик В.П. Колодин, старший мичман А.М. Рылов, подполковник А.А. Иванов, майор Г.А. Кучумов.
Умышленно не добавляю к званиям слова «в отставке» и «в запасе», ведь бывших военных не бывает. А патриотическое воспитание – одно из главных направлений в работе с молодёжью. Значит, лысьвенские офицеры-ветераны и сегодня в строю и с честью отстаивают интересы Отечества.
Русский дух, космонавты и многое другое
Фёдор Прокофьев
«Кто не служил, тому не понять, как хочется есть, как хочется спать», - гласит солдатская мудрость. Действительно, все служившие в армии поддержат: в первое время мысли только о еде и сне. Но после всё устаканивается и в памяти откладывается иное. Накануне Дня защитника Отечества «Искра» решила выяснить у некоторых руководителей Лысьвенского округа, каково их самое сильное впечатление от службы.
Евгений Заводчиков, заместитель главы администрации по управлению ресурсами, внутренней политике и общественной безопасности, подполковник инженерных войск:
- Столько всего было, что выбрать сложно. Конечно, самые сильные впечатления оставила служба в Афганистане. За то время, что провёл в этой стране, случалось многое. К сожалению, и такое, о чём не хочется вспоминать.
Но были и приятные моменты. Например, встреча Нового 1988 года под жарким афганским солнцем. Солдаты сварганили торты из сгущёнки, печенья и всего, что попалось под руку. Притащили в землянки какие-то веточки-палочки – наделали «ёлок», украсили чем придётся. Удалось на время забыть, что мы на войне.
Или вот ещё случай: произошёл подрыв боевой машины разминирования, оторвало передний каток. Стокилограммовая железяка отлетела в сторону. Понятно, досталось и водителю – контузило парня. Не помню, как его звали, помню, что украинец. Спрашиваю: как, мол, себя чувствуешь? А он: «Сейчас каток заменим и поедем». Никакого нытья, никаких жалоб.
Вообще ребятам не нужно было ничего объяснять. Они на боевых заданиях и так всё понимали, действовали чётко, слаженно. Пожалуй, самое сильное впечатление за годы службы произвёл дух парней, общее имя которым – русский солдат.
Виктор Комаренко, председатель городской Думы, ефрейтор войск связи, отличник боевой и политической подготовки:
- Конечно, главное впечатление произвела природа. Служил на Камчатке и был поражён великолепием этого региона. Особенно врезались в память сопки вулканов. На Новый 1978 год ждали извержения одного из них, но обошлось: случилось только небольшое землетрясение.
Что касается службы, довелось участвовать в проекте «Союз-Аполлон». В задачу нашего подразделения входило обеспечение беспрерывной связи космонавтов с ЦУПом, с родными. Нередко в нашу часть приезжали люди, летавшие в космос. Например, Алексей Леонов. Для нас, солдат, организовывали встречи с ними. Беседовать с покорителями звёздных пространств – это что-то!
А ещё вместе с нами служили дублёры пилотов лунохода. Они в случае чего должны были принять управление роботом, шагающим по Луне.
Виталий Ушаков, начальник управления по физической культуре, спорту и молодёжной политике, старший сержант войск РХБЗ:
- Впечатлений за два года набралось немало. Но таких, что на всю жизнь запомнились, немного. Например, когда служил в учебке, нас повезли на полигон в Елань. Увиденное поразило: бескрайнее поле, а на нём – сотни, тысячи людей и уйма разной техники.
После учебки направили в Группу советских войск в Германии, в Магдебург. Дорогой мы внимательно смотрели по сторонам. То тут, то там вдоль обочин попадались защитные укрепления времён войны, украшенные... свастикой.
Казармы, в которых жили, построили ещё при нацистах, и об этом попадались напоминания. Замечал изображение свастики или имперского орла то на кафельной плитке, то на санфаянсе, то где-то ещё. От этого в душе появлялись двоякие чувства.
Фото из архивов респондентов
Социальные комментарии Cackle