Как-то вечером меня увлекла программа на одном из ведущих телеканалов. В студии шёл разговор о Зое Космодемьянской…
ФАШИСТАМ НЕ СКАЗАЛА НИ СЛОВА. Имя этой отважной девушки известно мне со школьных лет. В октябре 1941 года в 18 лет она стала бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название партизанской части 9903 штаба Западного фронта. При поступлении в отряд всех предупреждали, что 95% бойцов – смертники, и чаще всего от пыток, если попадут в плен. Но Зою это не испугало. Первым её заданием было минирование дороги в районе Волоколамска.
17 ноября вышел приказ ВГК № 428, известный как «тактика выжженной земли». Он предписывал «лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод, в поле, заставить мёрзнуть под открытым небом». В связи с этим группа, в которую входила Зоя Космодемьянская, получила задание: в течение пяти-семи дней сжечь 10 населённых пунктов. В их число входила и деревня Петрищево. Бойцам выдали бутылки с зажигательной смесью и сухой паёк на пять дней.
27 ноября в Петрищево подожгли три дома и конюшню с лошадьми. А на другой день при поджоге сарая схватили Зою. Начались пытки. 29 ноября комсомолку Космодемьянскую повесили после многократных избиений, допросов и издевательств. Врагам девушка не сказала ни слова, зато перед смертью призывала жителей села помогать Красной армии бить фашистов.
«ТАНЯ» ИЗ КАЩЕНКО? О судьбе Зои стало широко известно из статьи П. Лидова «Таня», опубликованной в «Правде» 27 января 1942 года. Таким именем девушка назвалась немецким оккупантам. А 16 февраля 1942 года З.А. Космодемьянской посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Сидела у телевизора и возмущалась услышанным. Гости в студии договорились до того, что девушка напрасно вступила в этот отряд. Какую пользу она принесла народу и стране? Ну, сожгла три дома с фашистами и лошадей. Ну и что? И вообще есть сведения, что она была нездорова: до войны неоднократно лечилась в больнице имени Кащенко.
Вот и имя ещё одного героя хотят отобрать у народа... Телефонный звонок прервал мои грустные мысли.
- Вы случайно не смотрите передачу про Зою? – Голос в трубке дрожал от негодования. - Что говорят, как смеют?
Звонила Маргарита Александровна Зиновьева - ветеран металлургического завода, бессменный парторг ЦМИ-2 более чем с 10-летним стажем (состояла в партии с 1953 года).
- А ведь я встречалась с мамой Зои Космодемьянской. Она приезжала к нам в Лысьву зимой 1944 года, - взволновано говорила Маргарита Александровна. - Как сейчас передо мною почти полный зал ДК металлургов, в основном подростки 13-17 лет. Все мы тогда уже работали. Еле дождалась окончания смены, когда в цехе объявили, что вечером во Дворце состоится встреча с Любовью Тимофеевной Космодемьянской. Для нас, детей войны, имя Зои было как факел, как сердце Данко...
ВЕСЬ КЛАСС ПОДЕЛИЛСЯ ХЛЕБОМ
- Мне было 11 лет, когда началась война. В июне я отдыхала в детском лагере на «Соколе». Ох и плакали мы все, когда получили известие о войне! «Домой! Домой!» – твердили одно слово, - уже намного позже делилась со мной пережитым Маргарита Александровна. - В тот же день нас всех вывезли из лагеря. Прошло первое военное лето. Осенью мы, как всегда, сели за парты. Но с каждым днём жить становилось труднее.
Холод - дрова экономили. Голод своей костлявой рукой стискивал каждую семью. Продукты выдавались по карточ-
кам. Получать хлеб на семью была моя обязанность. И однажды то ли обронила карточки, то ли их у меня украли, но наша семья осталась без хлеба. Помню, как плакала, боялась идти домой - в семье двое маленьких детей. Что скажут родители? А в школе нам выдавали 50 граммов хлеба на большой перемене. Так весь класс отдал этот хлеб мне... Разве это можно забыть?
Через два года после начала войны М.А. Зиновьева устроилась работать в пригородное хозяйство: занималась посадкой, уборкой овощей, зерновых. А вечерами в госпитале выхаживала раненых, писала и читала бойцам письма, мыла полы, стирала бинты...
В ТЕХНИКУМ - БОСИКОМ. В январе 1944-го Маргариту приняли на завод, в ЦМИ-2, на сортировку деталей. Стало чуть легче, хлебная карточка была уже как у работающей. Да и на заводе как могли старались следить за здоровьем подростков. До сих пор она вспоминает талон на питание в спецстоловую на месяц. Там истощённым подросткам выдавали стакан молока, кусочек хлеба и 20 граммов сливочного масла. Может, этот спецпаёк и спас жизнь 14-летней девчонке.
1943-й и 1944-й - самые тяжёлые, голодные. Люди умирали от усталости, от недоедания, у станков, по дороге на работу.
- Год за годом проходит, а у меня перед глазами девочка лет шести. Лежит на мосту у Дворца металлургов, ножки согнуты и ручонка вытянута, просит милостыню. А вечером, когда возвращалась с работы, её уже мёртвую положили на телегу с такими же несчастными, - вспоминает труженица тыла.
Осенью 1944 года по настоянию родителей Маргарита вернулась в школу и в победном 1945-м окончила семь классов. Поступила в техникум - тогда брали без экзаменов. Подростки были так истощены, что от одного слова «экзамен», могли потерять сознание. Но учиться девушка не смогла - организм не выдержал нагрузки. Год сидела дома, помогала маме по хозяйству, а после - снова в техникум. Успешно завершила учёбу в 1950-м. О том, что бегала на занятия босиком (обувь надевала только у крыльца техникума) и что из нарядов были только зелёный свитер и синяя юбка (отцу выдали в цехе из американской помощи), вспоминает с улыбкой.
НЕУЖЕЛИ ЗАБУДУТ? Трудовой стаж М.А. Зиновьевой - более 40 лет. 10 из них трудилась на турбогенераторном заводе, была первым начальником пионерлагеря «Берёзка». Затем её трудовой семьёй стал ЦМИ-2 металлургического завода. Несколько лет жила и работала на Крайнем Севере. В домашнем архиве - десятки почётных грамот, благодарственных писем, юбилейных медалей.
Вот такой замечательный человек живёт в нашем городе и, несмотря на свой возраст (Маргарите Александровне за 80), она, как в молодости, активна и душой болеет за нашу страну, за мир на Земле, за подрастающее поколение.
С тревогой в голосе спрашивает:
- Неужели наши потомки забудут, что пришлось пережить старшему поколению, солдатам на фронтах, детям войны? Почему некоторые так грязно топчут то, что для нас было ценностью? К примеру, имя Зои Космодемьянской? Сейчас вот в Киеве улицу Ватутина сменили на Шухевича...
Нет, не забудут дети, внуки, правнуки ничего, что пришлось пережить нашему народу, стране в самой тяжёлой, кровавой, страшной Великой Отечественной войне. И одно из доказательств тому – «Бессмертный полк». В его рядах миллионы людей, и с каждым годом их число растёт.
Ангелина Веретенникова, член Союза журналистов России
P.S. А в телепрограмме о Зое Космодемьянской так и не пришли к общему мнению. Одна половина отстаивала, что она - герой и достойна награды. Вторая говорила обратное. Мы с Маргаритой Александровной - в числе первой.
Фото из архива М.А. Зиновьевой