Несколько десятков лет женаты, а он неизменно дарит ей цветы как на первом свидании. Весной несёт из посёлка Свердлова, где у него родительский дом, роскошные веточки яблони и сирени. А летом – букет полевых ромашек или садовых пионов.
«Смотрю на сцену, а там - он!»
- Напишите: Лида – мать лысьвенской авиации! Это, между прочим, не я сказал, а генерал-полковник авиации Николай Маркушин. Его, к сожалению, уже не в живых, но он..., - дальше идут подробности и детали.
Владимира Константиновича Вьюгова не остановить, когда речь заходит о самолётах.
- И так каждый день, - разводит руками «мать лысьвенской авиации», его супруга Лидия Дмитриевна.
Удивительно, как такие разные люди нашли друг друга?
- Случилось это в 1968 году. После окончания УПИ я поступила на турбогенераторный завод и как заместитель секретаря комитета комсомола входила в жюри смотра художественной самодеятельности. Смотрю на сцену, а там - он! Красивый, талантливый. Танцевал мексиканский танец. Что ты ещё делал? – обращается к супругу Лидия Дмитриевна.
- У меня была выставка картин, - с гордостью вспоминает Владимир Константинович. – Кстати, шляпу для танца я тогда из картона склеил. А много лет спустя тот самый Маркушин мне привёз в подарок из Мексики настоящее сомбреро.
Потом они ехали с работы в одном автобусе и встретились взглядами. Позднее он устроился вожатым в лагерь «Берёзка» и по делам заглянул в завком комсомола.
- А там она, - вторит супруге Владимир Константинович. – Посмотрела на меня и стала пунцовой. Я сразу всё понял.
«Прислонилась ко мне и плачет». Сочетались браком Вьюговы осенью 1968 года. Свадьбу гуляли в Доме учителя. Вспоминают: гостей было много. Коллеги с ТГЗ - в то время он трудился в отделе главного технолога, она – в отделе главного конструктора. Плюс активисты из горкома комсомола, друзья, родственники. В общем, шумная получилась свадьба.
В разговоре нет-нет да и возвращается Владимир Константинович к теме пионерлагеря. Для него это важно: восемь лет в качестве старшего вожатого он увлекал ребятишек моделированием. Говорит, именно из-за детей поступился мечтой – не пошёл в лётное училище. Детям оказался нужнее.
А потом появились собственные: в 1969 году родилась дочь Наталья, через три года - сын Константин, ещё через пять - младший Олег.
Рассматриваем семейные фотографии. На заснеженном лысьвенском пруду Вьюговы стоят в обнимку. А на дальнем плане слева в воздухе застыл самолёт.
- Это она в очередной раз принесла мне кофе и бутерброды. Видит: самолёт в воздухе, а я - на земле. А за штурвалом – сын. Прислонилась ко мне и плачет, - шутливо комментирует снимок Владимир Константинович.
«Он – в Москву, и я – за ним...»
Если серьёзно, то в 15 лет Костя впервые самостоятельно покорил небо на самолёте, а Олег в десять – на планере. А сколько этих бутербродов было принесёно на пруд «матерью лысьвенской авиации» – не сосчитать.
- У нас знаете, как было? Очередной его ученик вернулся со службы или приехал в отпуск, муж звонит: «Ставь картошку!», - улыбается Лидия Дмитриевна. – А учеников за сорок лет - несколько сотен. И все они у нас на глазах выросли. Недавно у меня был юбилей, так ученик Володи Серёжа Удальчиков сказал: «Вы мне как мама!». От такого признания – слёзы на глазах.
Вся их жизнь – это воспитание детей. И своих, и чужих. Более 20 лет Лидия Дмитриевна преподавала в колледже спецдисциплины на отделении «электромашиностроение». А Владимир Константинович свыше 50 лет во Дворце детского творчества учил мальчишек строить планеры и самолёты. Лидия Дмитриевна загибает пальцы, вспоминая соревнования авиамоделистов, на которых ей довелось побывать.
- Он едет в Москву - я забираю двоих детей и за ним, - погружает в подробности семейной жизни супруга. – Он в Прибалтику - я беру Олега и опять за ним. И ведь как раньше было: чужие люди, абсолютно нас не зная, давали стол и кров. До сих пор помню, как нас принимала в Москве супруга боевого лётчика Григория Малиновского Надежда Александровна. Мы созвонились заранее. Она оставила нам ключ у соседки. Абсолютно чужим людям! Мы потом ещё не раз у неё в гостях бывали.
В небо – после шестидесяти
Как там в песне: «Первым делом - самолёты, а девушки - потом»? У Вьюговых именно так. Интересы, темы для бесед - всё вокруг авиации.
- Вот сегодня утром за завтраком он мне подробно рассказал, какую ошибку совершил пилот американского самолёта, заходя на посадку на борт авианосца. Непросто жить с увлечённым человеком, но я приняла эту миссию и безропотно её несу, - делится мама двух лётчиков.
Мечту отца о профессиональных полётах осуществили оба его сына, окончив Уфимское высшее военное авиационное училище. Только дочь предпочла земную профессию: работает инженером на заводе в Екатеринбурге.
Жалеет Владимир Константинович о том, что не смог увлечь мечтой о небе своих внуков. Даниил учится в Уральском федеральном университете Екатеринбурга на программиста. Две внучки, Валерия и Елизавета, планируют связать профессиональные интересы с экономикой и культурой. Вся надежда на младших: Михаил закончил восьмой класс, а Дашеньке всего четыре года.
- Много лет уговаривал Лиду сесть со мной в самолёт. Она ни в какую! – огорчается Владимир Константинович. – А сын уговорил!
- Столько лет каждый день слушать про самолёты, а впервые прикоснуться к облакам только после 60 лет! Конечно, это незабываемые ощущения! – делится Лидия Дмитриевна.
Теперь у неё появилась мечта - полетать на дельтаплане. Супруг ревностно фыркает: мол, чем планер ручного производства хуже? Но всё-таки смягчается:
- Лида мне и жена, и друг, и товарищ. Мы же всегда рядом. Как там говорится: и в горе, и в радости...
- Надо просто постараться понять человека, которого ты выбрала себе в спутники, - это уже к вопросу о рецептах семейного счастья от Лидии Вьюговой. – Понять, разделить с ним его жизненные ценности и поддержать.
Так они и живут...
- Пятьдесят лет, – округляет цифру лысьвенский авиаконструктор.
- Сорок девять, - поправляет мать лысьвенской авиации.