В ноябре отметит 60-летие Лысьвенский музей. Основанный в послевоенном 1957 году как историко-революционный, ныне он существенно раздвинул рамки деятельности. Сегодня это учреждение культуры - поистине исторический центр города, хранилище его культурных брендов. Без него трудно представить Лысьву. Это место притяжения не только взрослых ценителей наследия, но и настоящий учебный цех по самым разным направлениям для подрастающего поколения. Сегодняшний рассказ о музее, его людях и об историческом богатстве даёт старт циклу публикаций о юбиляре.
Первый директор
Имя Михаила Андреевича Сибирякова (на снимке) – одно из наиболее уважаемых в среде лысьвенских краеведов. Откуда же пришло к нему это увлечение? Как человек сугубо технической профессии вдруг с головой ушёл в историю? Думается, главная из причин - любовь к малой родине, уважение к предкам.
Он родился 17 сентября 1902 года в Лысьве, в семье старшего кассира правления заводов Лысьвенского горного округа графа П.П. Шувалова. Получил традиционное для своего круга образование: окончил гимназию, престижное пермское Алексеевское реальное училище, готовящее технических специалистов. В годы Гражданской войны оказался в Чите, в трудовой артели лысьвенцев, вывезенных по распоряжению главнокомандующего Белой армией генерал-лейтенанта Дитерикса. После окончания войны был призван на срочную службу, которую проходил в Ленинградской артиллерийской школе.
Михаил Андреевич более 30 лет проработал на Лысьвенском металлургическом заводе. Прошёл трудовой путь от кочегара до инженера по технике безопасности.
В 1957 году по его инициативе и при поддержке ветеранов партии и революции был создан лысьвенский музей. Сибиряков стал его первым общественным директором. Начав с нуля, он учился создавать экспозиции, выставки, собирать экспонаты.
При музее работал общественный совет, который не только курировал деятельность начинающего директора, но и помогал привлечь общественные силы к формированию коллекций музейных предметов и к проведению мероприятий, связанных с памятными датами. Первыми экспонатами стали предметы краеведческого кружка Дома пионеров, которым руководил М.А. Сибиряков. Он со своими кружковцами провёл в походах по родному краю огромную поисковую работу.
Благодаря деятельности Сибирякова сегодняшний музей содержит ценные документы и фотографии из истории местного революционного движения, воспоминания ветеранов революции и Гражданской войны, материалы по истории Лысьвенского завода. Собраны естественно-историческая коллекция, редкие книги, предметы этнографии, быта и нумизматики. А работа в архивах Москвы, Свердловска, Перми помогла пополнить фонд письменных источников ценными документами по истории Лысьвенского горного округа.
До последних дней Михаил Андреевич проявлял заботу о расширении музея и об улучшении его деятельности. Его не стало в 1963 году, а дело жизни достойно продолжили последующие руководители и сотрудники музея.
Нина Миронова, научный сотрудник музея
Становление. Год за годом
1932 год. На страницах «Искры» лысьвенцы впервые высказали пожелание создать в городе музей.
1938 год. В двух комнатах Дворца культуры ЛМЗ открылась первая музейная выставка, организованная местным краеведом Иваном Спеховым. Война прервала эту работу. В ДК ЛМЗ разместили военный госпиталь.
1956 год, июнь. Вышло постановление горкома КПСС о создании в Лысьве историко-революционного краеведческого музея.
1957 год, ноябрь – дата официального открытия музея. Он принял первых посетителей на историко-революционной выставке, оформленной художником Сергеем Голышевым. Первым общественным директором стал М.А. Сибиряков. Фонды музея начали пополнять сами лысьвенцы. Он занимал две комнаты общей площадью около 40 квадратных метров в здании, где находится и ныне.
1959 год. Музей стал называться народным.
Вот так балалаечка!
Один из редких экспонатов лысьвенского музея – металлическая балалайка - передан в дар в 1964 году.
«Прямо скажем – балалаечка это необычная, - написал об этом диковинном экспонате в газете «Труд» за 22 февраля 1972 года журналист Андрей Никитин. - Смастерил её слесарь Лысьвенского металлургического завода Василий Родионович Русских ещё в 1908 году. Не из ели певучей, а из уральской тончайшей жести, впервые прокатанной на заводе в то далёкое время. На славу получился инструмент – голосистый, лёгкий. Звенел на свадьбах да вечеринках. Не раз Василий бился об заклад, что балалайка вся железная, - не верили люди. Немало призов получал он за своё искуснейшее ремесло. А недавно 82-летний слесарь передал свою балалаечку в народный музей металлургического завода в память о дедах, в назиданье внукам. Передал в целости и исправности».
Социальные комментарии Cackle