5
Января
2025
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Чем гордится пила «Урал»?

24.05.2008Елена КожевниковаЭкология

Новый Лесной кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, до сих пор не дает покоя защитникам лесного богатства. Пока готовятся подзаконные акты и нормотворческие директивы, пока инспектирующие и лесохозяйственные учреждения изучают новые полномочия, хвойные в наших лесах убывают со стремительной быстротой. Временной промежуток «реформизма» для кого-то всегда на руку. И пока одни пытаются понять, кто теперь должен хозяйничать в лесу, другие уже хозяйничают. По-своему - с пилой и топором. Есть и такие, кто планомерно и вполне законно выигрывает аукционы, арендуя огромные участки леса с последующей очевидной выгодой. Эти участки арендаторы передают в пользование коллегам по цеху, которые без стеснения вывозят самую ценную древесину, оставляя после себя неухоженные делянки. А арендаторы, получив свой куш, молчат. Их рано призывать к ответу, ведь срок аренды лесных угодий - от 5 до 49 лет.

Великаньи следы возле дач

Георгий Тимофеевич НОВИКОВ – пенсионер. Его главное увлечение, как и у многих других в его возрасте, – дача. Там он проводит большую часть времени. Это чувствуется по ухоженным грядкам, по подстриженным кустарникам, по аккуратному домику, в котором каждый гвоздик забит руками мастеровитого хозяина. Понимаю: человек творил место свого отдыха с любовью.

- А вам бы сапоги не помешали, - прерывает мои размышления Георгий Тимофеевич. - По грязи топать придется.

И выдает сменную обувь. Сапоги размера 45, наверное. Но это меня не смущает. Впрочем, как и предстоящая дорога.

Как оказалось, идти недалеко. Прямо за коллективным садом № 22, что около поселка Лязгино, расстелилась мягкая дорога из свежей хвои недавно спиленных елок.

Собственно, и приехали мы только за тем, чтобы посмотреть на вырубку леса рядом с зоной отдыха. Санкционированная рубка? Или браконьеры? Неизвестно. Но, судя по открывающемуся пейзажу, вальщики леса торопились. Елки спилены по-быстрому, сучья свалены, где придется. Сияющие свежими спилами еловые круги брошены неподалеку у поля. Комлевая часть дерева, видимо, за ненадобностью оставленная в лесу, притулилась к березкам и осинкам, прижатым к земле массивными еловыми лапами. Такое чувство, будто большой и злой великан прошел по когда-то тихой красивой лесной дорожке и оставил за собой неряшливый след.

- Я же всю жизнь - по лесам, - рассказывает Георгий Тимофеевич. - Но такого варварства не видел. Раньше лесозаготовители очень бережно относились к своей работе. Идешь по рубкам, как по парку. Не было торчащих пней, неприбранных сучьев. На местах вырубок зеленели молодые саженцы. А это что? Настоящее стихийное бедствие! Подрост подавили. Дорогу разворотили. Они еще и у пчеловодов на полянке «похозяйничали». Да и не только около нашего сада такое творится. В соседних деревнях - Лязгино, Захарово и на месте ранее существовавшей деревни Абатурово - та же картина. Лес свалят и уедут. А потом слышно только, как лесопилки визжат. Пошел, родимый, на продажу...

И все-таки даже после страшных «великаньих» разрушений, просыпаясь под лучами весеннего солнца, лес пытается жить. Пробивается травка, белеют подснежники. Словно маленькие маячки, упорно заявляющие: какой бы силой ни обладал человек, природа всегда сильнее его в своей бесконечной жажде жизни.

Расставаясь с Георгием Тимофеевичем, еще раз окидываю взглядом дачный поселок. Уютные домики, ухоженные огородики. Человек может быть хорошим хозяином, если захочет. Или если ему это выгодно?

Кому хочется штрафы платить?

Любовь Валентиновна БУРЫЛОВА - предприниматель. Свое дело решила начать в 2005-м, официально зарегистрировав предприятие по лесопереработке древесины – ООО «Лесопромышленная компания».

- Зачем в мужской бизнес полезла? – спрашивали ее знакомые. - Лес – дело хлопотное. Не всякому крепкому мужику по плечу - не то что женщине.

Но досужие домыслы ее не смущали. Хотелось, чтобы все было по чести. Официально. Законно. Без утайки прибыли, без зарплат в конвертах, без приобретенного на стороне ворованного леса. Залезла в долги. Немалые. Приобрела оборудование, и дело потихоньку стало продвигаться вперед.

Сегодня «Лесопромышленная компания» считается одной из самых крупных в городе в своей отрасли. В месяц штат из 45 человек перерабатывает около 500 кубов леса, получая при этом 300-400 кубов пиломатериалов. Конечный продукт – тарная доска и поддон. Основной покупатель поддона – «Лукойл». Доска расходится по российским потребителям, экспортируется в ближнее зарубежье.

На производственных участках компании – деловая суета. Визжит ленточная пилорама. В цехе рабочие изготавливают поддоны, в пыльной стружке - кромкообрезной станок. Рабочие - в основном, представители сильного пола, - вежливо здороваются с хозяйкой, советуются, отчитываются. Заметно, что уважают.

Любовь Валентиновна о своих сотрудниках отзывается тоже с уважением. Не случайно. Штат предприятия формировала два года. Первое, с чем пришлось столкнуться при открытии производства, - с кадровой проблемой.

- Не хотят нынче мужики работать, - замечает собеседница. - Разучились. Одни пьют, другим зарплату подавай за просто так. Пока искали хороших работников, столько натерпелись! Бывало, приедешь на территорию и видишь такую картину: пришла машина, надо древесину разгружать, а рабочие лыка не вяжут. Зато теперь у нас золотые ребята: два мастера производственного участка Александр Кулик и Евгений Марышев полностью контролируют процесс. На них можно положиться.

Кадровая проблема не нова. И то, что работать в лесозаготовительной отрасли сложно, тоже понимаю. Неясно другое: почему предпринимательница решилась на откровенный разговор о своем бизнесе? Это в то время, когда на всех углах кричат о варварских рубках и расплодившихся, как грибы после дождя, лесопилках. Оказалось, наболело.

- Вы думаете, мы не знаем, кто и как работает? – продолжает Любовь Валентиновна и сама же отвечает. – Те, кто в одной каше варится, друг о друге все знают. Иногда и нам привозят лес на продажу без документов. Правда, немного - кубов 50-100. Но я с такими «продавцами» даже не разговариваю. Не берусь утверждать, где они спилили хвойные, но раз документов нет – даю от ворот поворот. Про себя могу сказать, что вот уже два года прибыли от моего бизнеса хватает только на покрытие кредитов. А еще - чтобы штрафы заплатить. Думаете, нас не штрафуют? Еще как! То пожарные усмотрят какие-нибудь нарушения, то комитет по охране природы. Осенью выписали штраф в 160 тысяч рублей.

- За что?

- Сжигаем дерево, чтобы топить котельную, - выбросы в атмосферу. Кроме того, у нас нет необходимой документации о количественных отходах производства. Хотя опилки и горбыль регулярно реализуем населению. Берут хорошо, особенно дачники. Отходов как таковых не остается. Если есть, то утилизуем на специально отведенных площадках, предоставленных комитетом по охране окружающей среды. Пытаемся быть законопослушными, но в нашей стране это не всегда получается. До сих пор задаюсь вопросом: почему при регистрации предприятия меня не предупредили, что необходимо оформить документы на отходы производства и прочее? Ведь мы не против! Кому хочется штрафы платить? А вообще помощи сегодня предпринимательству никакой. Сначала позволили бы на ноги встать, а потом штрафовали.

С закупкой древесины у предпринимателей сегодня тоже проблемы. Лес стоит дорого. Все, кто раньше занимался только переработкой, теперь подались в лесозаготовители.

- Мне тоже пришлось организовать две бригады по рубкам, - продолжает Любовь Валентиновна. – Работаем на площадях, арендуемых ООО «Эверлес» (кормовищенский леспромхоз), а также по договорам подряда с лысьвенским и горнозаводским лесхозами. Сегодня, чтобы взять в аренду участок леса, необходимо принять участие в аукционе. В аренду сдают только большие площади лесных угодий, и маленькие предприятия вроде нас не могут позволить себе такую роскошь. К тому же, чтобы заявиться на аукцион, надо столько денег... Вот и подбираем лесные «крохи» у крупных арендаторов. Когда они возьмут в аренду все имеющиеся площади, лес по стоимости станет золотым. Это время не за горами. Все случится быстрее, чем мы думаем.

Одни делят полномочия, другие пилят

Сегодня на территории Лысьвенского района, по данным ГКУ «Лысьвенское лесничество», работают четыре крупных арендатора – ОАО «Кыновской ЛПХ», ЗАО «Комплес», ООО «Эверлес» и ООО «Торговый дом «Магистраль-Трейд». Общая площадь арендованных лесов – 179,5 тыс. га (общая площадь земель лесного фонда Лысьвенского района – 267,9 тысячи га).

Согласно новому законодательству арендаторы должны не просто рубить лес на отведенном им участке, но и заниматься охранными, лесовосстановительными, санитарно-оздоровительными и противопожарными мероприятиями. А вот занимаются ли? Это уже другой вопрос. Почти все они в настоящее время работают по старым договорам, где многие из перечисленных пунктов, в частности, контроль за рубками и охрана лесных территорий, не обозначены. Сегодня договоры с арендаторами пытаются привести в соответствие с новым Лесным кодексом. Это дело не одного месяца, а лес рубят каждый день.

На участках, не отданных в аренду нанимателям, должны хозяйничать лесхозы. Их функции – контролирующая и административная. Но так получилось, что в контракте, заключенном между министерством природных ресурсов края и ГКУ «Пермсельлес», пункт о выявлении лесонарушений не значится. И лесхозы отказываются от этой обязанности. Может быть, это упущение законотворцев, но факт остается фактом: сегодня лес остается без надзора.

Замечу, что и полномочий у местных лесхозов и лесничеств стало меньше. Раньше конкурсы по аренде лесов проводились на местах, то есть, в муниципальных образованиях, и лесхозы могли как-то контролировать этот процесс. Теперь аукционы проходят в Перми. И небольшие предприятия не могут конкурировать с крупными арендаторами. Принять участие в аукционе они могут, но шансы на выигрыш малы.

И очень скоро народное достояние окажется в руках у тех, кто располагает толстым кошельком. Тогда для многих лесозаготовителей лес действительно станет золотым.

По словам директора ГКУ «Лысьвенское лесничество» Нины ПЕРЕЖОГИНОЙ, лесов, пригодных к рубкам, становится все меньше. На территории Лысьвенского района запас спелых и перестойных лесов – 18 процентов, приспевающих – только 8. А если учесть, что самовольные рубки – явление пока неискоренимое, то уже в ближайшем будущем рубить будет нечего.

Директор комитета по охране окружающей среды и природопользованию Сергей МИХУТА:

- Проблемы в лесозаготовительной отрасли действительно есть. Об этом свидетельствуют жалобы населения, которые периодически поступают в комитет по охране окружающей среды и природопользованию. Во-первых, это жалобы, связанные с транспортом: шум от работы техники, порча лесных и сельских дорог при вывозке леса и лесопродукции. Во-вторых, шум от работающих лесопильных установок. В-третьих, сжигание древесных отходов на территориях предприятий лесопиления, несанкционированное размещение опилок и горбыля вдоль дорог и на пустырях.

Есть предприниматели, которые не считают необходимым согласовывать свои действия по утилизации отходов производства с инспектирующими и надзорными органами. Они предпочитают не контактировать с комитетом и лесничествами, вообще с властью.

Поэтому сегодня согласно распоряжению главы района проводится проверка всех действующих предприятий лесопиления на территории района (в районе действуют порядка 40 лесопилок, в черте города – около 20). В комиссию, инспектирующую производства, вошли представители земельного комитета, лесничества, пожарной инспекции, органов правопорядка и прокуратуры. Проверено 17 предприятий. Ряду лиц предъявлены штрафные санкции и выданы предписания по устранению замечаний, касающихся нарушений законодательства.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика