Начало ХХ века воспринималось как эпоха могущества научно-технической революции. Прикамский поэт, пилот, изобретатель Василий Каменский искренне верил, что созидатель новой жизни - «авиатор», и первое слово было за «футуристами», которым принадлежат «крылья авиаторского утра».
Солнце, лейся с аэроплана!
Каменский видел в покорении неба особый знак для человечества, с которым связывал грядущее преображение и улучшение жизни: «Солнце, лейся с аэроплана!». Увидеть летающую машину - это и страх, и радость для полуголодного, изнурённого Гражданской войной человека.
А мальчишки мечтали о полётах, для многих авиация становилась смыслом жизни. С весны 1923-го их увлечённость подпитывала развернувшаяся пропагандистская кампания. Создавались добровольные общественно-политические оборонные общества: ОДВФ, ОСОАВИАХИМ, ПВХО и другие. По всей стране гремели лозунги: «Трудовой народ, строй воздушный флот!», «Пролетарий - на самолёт!».
Популярную песню-гимн авиаторов 1930-х распевала вся страна. Фраза «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» сама стала крылатой. Товары массового спроса - сигареты, печенье, карамель - выпускались с призывами и символикой ОДВФ. Пропаганда авиации стала «коньком» советской идеи о мировой пролетарской революции. По стране организовывались агитполёты.
Самолёт сел на пруд
В 1920-е аэропланы прилетали в Лысьву, Чусовой, Усолье, Соликамск, Чердынь, Елово, Осу. Впервые Лысьва увидела самолёт зимой 1924-го. Об этом историческом событии оставил воспоминания наш земляк, ветеран авиации Сергей Щетинин:
- Самолёт сел на Лысьвенский пруд зимой. Лысьвенцы горячо встречали его. Было тут и всё районное начальство - партийные и советские работники, директора предприятий. Возник многолюдный митинг, ораторы выступали, поднявшись на крыло самолёта. Они призывали к сбору денег на самолётостроение, к обучению авиационному делу. Лётчик Найдёнов на юнкерсе произвёл несколько показательных полётов с рабочими завода и учащимися школ ФЗУ и общеобразовательных школ. В задачу полёта входили привлечение молодёжи в общество друзей воздушного флота (ОДВФ) и сбор средств на строительство эскадрильи «Наш ответ Чемберлену».
Уникальная экспозиция «Крылья Лысьвы», расположенная в шуваловском доме, рассказывает, как «заболевшая» авиацией Лысьва стала постоянным пунктом в маршруте агитперелётов – самолеты побывали здесь ещё зимой 1925-го и 1927-го годов.
С 35-метровой высоты
Н.В. Максаров в автобиографическом очерке «Оглядываясь на пройденный путь» и в книге «Лысьва – город исторический» писал:
«Обучаясь в техникуме в 1934 году, я охотно посещал занятия военных кружков. Сдал нормы на значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (ПВХО), «Готов к санитарной обороне» (ГСО). А вот нормы на самый популярный значок «ГТО» («Готов к труду и обороне») не сдал: здоровье подвело. Мы с гордостью носили эти знаки. Полученные знания пригодились нам во время Великой Отечественной войны. В городском совете ОСОАВИАХИМа меня считали активистом. Когда в парке построили парашютную вышку, стал инструктором после учёбы в Пермском аэроклубе. По вечерам мы предоставляли каждому желающему возможность прыгнуть с вышки с парашютом. Желающих было немало даже среди девушек. Случалось и так: иной, поднявшись по лестнице на рабочую площадку и взглянув на землю с 35-метровой высоты, спускался вниз.
В хронологии Лысьвы указана точная дата: 18 августа 1935 года сдана парашютная вышка в парке культуры и отдыха. На первые прыжки с неё посмотрели около 10 тысяч горожан.
Национальная идея России
С развитием авиации героями новой эпохи становились лётчики. У Лысьвы - почти вековая биография по подготовке будущих пилотов:
1924 г. – созданы кружки авиамоделистов по линии ОДВФ;
1929 г. - участие во II Всесоюзных соревнованиях планеристов;
1947 г. - организованы занятия авиамоделистов горкомом комсомола;
1955 г. – появился кружок планеристов;
1987 г. - открыта планерная школа.
Несколько поколений юношей стали лётчиками, штурманами, техниками и вертолётчиками. Наставники разных лет - С. Ракланов и М.А. Домнин, С.Д. Щетинин, А.С. Бакланов, В.К. Вьюгов - помогали лысьвенским мальчишкам взрослеть и взлететь над землёй.
Высшей награды - звания Героя Советского Союза – удостоены земляки-лётчики за храбрость в воздушных поединках с врагом в годы Великой Отечественной. Капитан Е.Н. Иванов, командир эскадрильи, штурман полка, совершил 119 боевых вылетов. Погиб в бою в марте 1945-го, направив горящий самолёт на миномётную батарею противника.
Гвардии майор А.П. Никитин прошёл по воздушным дорогам войны путь от Ленинграда до Берлина, совершил 218 боевых вылетов. Капитан А.В. Оборин совершил 283 боевых вылета, провёл 118 воздушных боёв, сбил 13 самолетов. Погиб в воздушном бою в августе 1944 года, таранив в лобовой атаке вражеский самолёт. Лётчик-планерист П.Н. Цылёв сражался с врагом в качестве воздушного бомбардира.
Аэропланная эра массового народного движения 1920-х продолжается. Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) как вновь сформированное призывает: «Развитие авиации – национальная идея России!», «Российский воздушный флот должен быть достоин своей великой страны!».
О полётах на «кукурузнике»
С середины прошлого века многие лысьвенцы пользовались воздушным транспортом и были в восторге от получасового полёта до Перми.
- Один только раз летала. Хорошо помню, как женщины испуганно вскрикивали от ощущения как бы «падения» самолёта, а мне смешно: высота для крановщицы привычна, - вспоминает ветеран труда К.И. Бурылова. - В середине 1970-х мы с Тамарой Нелюбиной оказались в Перми утром. Целый день ждать поезда не захотели, решили лететь домой на самолёте. Диспетчер в аэропорту «Бахаревка» предложила билеты на грузовой - наш-то крылом нам махнул. Купили билеты по три рубля, заняли места. Потом ещё семейная пара подошла. Приземлились на Вторых Карпатах и увидели, как по аэродрому идёт группа пассажиров с рейса, на который мы опоздали.
Бывший авиадиспетчер В.К. Пермяков составил «биографию» лысьвенского аэропорта для потомков и подтвердил, что с появлением первого аэродрома на Вторых Карпатах в 1950-60-х годах «наш город обзавёлся крыльями». «Это был обыкновенный дощатый сарай...».
В пояснительной записке Генплана развития города 1929 года, по изысканиям учителя школы № 3 Е.Н. Спасёновой, было отмечено решение выделить «место под строительство аэродрома выше Мыса, вне городской черты, где имеется достаточно ровной площади. Великая Отечественная война внесла коррективы. Аэропорт был построен в 1947 году в северной части города».
В Москву – спецрейсом
В советское время в Пермской области насчитывалось более 40 больших и малых аэродромов. В литературе отсутствуют сведения о Лысьве, но на одной из схем 1960-70-х наша посадочная полоса обозначена как необорудованная. Аэродром на Вторых Карпатах выдерживал большие нагрузки.
Незаменимый биплан Ан-2 благополучно приземлялся и отправлялся в полёт с людьми, с грузами. Без «Аннушки», так в народе величали самолёт, не могли обойтись многие службы: санитарная, пожарная, почтовая.
- И ещё одно прозвище закрепилось – «кукурузник», - уточнил сын В.К. Вьюгова Константин Вьюгов. - Такое наименование перешло на Ан-2 от самолета У-2 (По-2): как сельхозвариант он был жёлтого цвета. Тем более, что самолеты похожи крыльями по схеме биплана.
Старшее поколение помнит, что цвет спелого початка был популярным из-за «кукурузного бума» во времена правления Н.С. Хрущёва (1953-64 гг.). Глава страны верил, что повсеместный посев этой культуры поможет преодолеть дефицит хлеба и мяса.
Известна и почётная миссия местной авиации. В октябре 1961-го для доставки делегатов XXII съезда КПСС из районов области в Пермь была выделена эскадрилья из пяти «Анов» 122 авиаотряда. Делегатов от Лысьвы - первого секретаря ГК КПСС А.М. Денисова и мастера смены ЛПЦ № 2, Героя Социалистического Труда Д.С. Обыденнова - до самолёта сопровождали ответственные лица. Объединённая группа делегатов была доставлена в Москву спецрейсом.
Мародёры вынесли всё, что смогли
В дальнейшем земной пристанью воздушных судов стал аэропорт в районе Липовой. Из воспоминаний главного свидетеля преобразований - авиадиспетчера Виктора Константиновича Пермякова, служившего в этой должности 10 лет:
- В 1980 году Лысьве потребовался более крупный, современный и универсальный аэропорт. Подыскали подходящее место в пяти километрах западнее неё и в девяноста пяти от базового пермского аэропорта «Бахаревка».
Автор называл плюсы расположения: рядом - автотрасса Соликамск - Кунгур, и до «тыла», то есть до Лысьвы, - километр. Есть надёжная радиосвязь и две перпендикулярных, так называемых «всепогодных», посадочных полосы. На территории были сооружены здание вокзала, водонапорная башня и двухэтажный дом.
В 2004 году когда-то знаменитый лысьвенский аэродром приказал долго жить. Мародёры выломали и вынесли всё, что смогли. Так печально закончилась история местного «воздушного дома»...
Воспоминаниями и надеждой на «реанимацию» аэропорта поделился К. Вьюгов:
- Позывной у лысьвенского аэродрома был «Лямочник». Прилетали в основном Ми-2, иногда Ми-8. Сейчас на аэродроме есть две воздушно-посадочных полосы и вертолётная площадка. Сегодня это «посадочная площадка Лысьва».
Проект посадочной площадки «Лысьва». Часть построек уже есть, определено место и для памятника Ан-2 |
Надежда Вершинина, краевед
Социальные комментарии Cackle