Многие лысьвенцы пристально следят за тем, как продвигается уголовное дело в отношении бывшего главы Лысьвенского городского округа Виталия ШУВАЛОВА. Напомним: следственные органы обвиняют его в превышении должностных полномочий при вводе в эксплуатацию домов на ул. Мира, 55 и ул. Орджоникидзе, 17, предназначенных для расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В них люди взамен бараков получили хоть и новые, но далеко не самые качественные квадратные метры.
67 миллионов для одного
Но виноват ли в этом глава? Вот в чём главный вопрос, на который предстоит ответить суду. А если виноват, то только ли его одного необходимо привлечь к ответственности? Но второй вопрос - из разряда чисто житейских соображений. И к конкретному процессу имеет скорее косвенное отношение.
30 октября в Лысьвенском городском суде прошли прения сторон по делу Шувалова. Председательствующий по делу – заместитель председателя Лысьвенского городского суда по уголовным делам Юлия ЕЛИСТРАТОВА. Прения начались с неприятной неожиданности для главы и его адвоката – ходатайства государственного обвинителя о привлечении к материалам уголовного дела искового заявления о возмещении материального вреда, причинённого разным уровням бюджета.
Оно касается средств, израсходованных на приобретение не соответствующих требованиям технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» и не пригодных для постоянного проживания граждан 65 квартир в указанных домах. Сумма – 64 млн 326 тыс. рублей. К ней добавили ещё и 2 млн 941 тыс. – траты на устранение недостатков строительства. 67 миллионов с «копейками» – нехилая сумма!
То есть обвинение предлагает обязать Шувалова возместить весь ущерб единолично. Отметим, что до этого гражданских исков от потерпевших заявлено не было. Прокуратура в данном случае, ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, выступила в интересах неопределённого круга лиц, в частности, лысьвенской администрации.
Представитель стороны потерпевших с иском согласился. Сторона защиты, естественно, была против. Экс-глава и его адвокат попросили двухчасовой тайм-аут, чтобы изучить документ, нормативно-правовую базу и представить суду контраргументы.
Четыре часа прений
Адвокат экс-главы округа Надежда КАЗАНЦЕВА настаивала на том, что лица, в защиту которых выступает прокуратура, дееспособны и могут сами отстаивать свои интересы в суде. Она также отметила, что квартиры в законном порядке не признаны непригодными для проживания, поэтому вообще нет оснований для предъявления кому-либо подобных требований. А жильцы домов уже признаны потерпевшими во втором уголовном деле - по обвинению застройщика. В суде над Шуваловым они выступают в качестве свидетелей. Они могут заявить имущественные требования в рамках другого процесса. Будет ли законным повторное взыскание ущерба?
Были озвучены и другие доводы, однако председательствующий ходатайство прокуратуры удовлетворила и приобщила иск к материалам дела. Будет ли он удовлетворён, узнаем во время оглашения приговора.
По окончании судебного следствия слово предоставили сторонам - государственному обвинителю отдела государственных обвинителей прокуратуры Пермского края Дмитрию КРАСНОПЁРОВУ, представителю потерпевших, самому Шувалову и его защитнику.
Прения – процесс небыстрый. Они заняли больше четырёх часов. Стороны приводили разные доводы в свою пользу.
Если кратко, позиция главы остаётся неизменной – он полностью не признаёт свою вину. Считает, что не должен нести ответственность за произошедшее, поскольку на момент ввода в эксплуатацию домов не знал об их фактическом состоянии. В соответствующих подразделениях администрации были подготовлены документы именно на разрешение ввода в эксплуатацию, а не на отказ, поэтому у Шувалова не было иного выхода, кроме как подписать их. Он не имеет технического образования и не мог знать, какие работы проведены на этих объектах, а какие – нет. Более того, персональная ответственность за реализацию программы была возложена не на него, а на тогдашнего заместителя главы по инфраструктуре.
Шесть лет колонии
Эти позиции доказывали и оспаривали стороны. Аргументов «за» и «против» прозвучало множество. Прокуратура настаивала на том, что глава достоверно знал от своих подчинённых, как движется строительство. Они не раз докладывали ему о недочётах. Глава же утверждал, что большая часть информации оставалась в ведении ответственных за это лиц. Защита и обвинение указывали на показания многих свидетелей.
На каком же наказании настаивает прокуратура?
- Перед нами мужчина 47 лет, не судим, к ответственности не привлекавшийся, в настоящий момент неработающий, но ранее занимавший высокий пост. Шувалов характеризуется крайне положительно, на учёте у нарколога и психиатра не состоит. В качестве смягчающих обстоятельств прошу учесть наличие на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, а также состояние здоровья. Иных смягчающих обстоятельств, равно как и отягчающих, не установлено, - заявил Дмитрий Краснопёров. - Не установлено и каких-либо исключительных обстоятельств, поэтому не вижу оснований для применения ст. 64 УК РФ («Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за конкретное преступление» - прим. автора). Ввиду того, что Шувалов совершил преступление против государственной власти, считаю необходимым запретить ему занимать определённые должности.
В итоге обвинение попросило суд признать экс-главу виновным и назначить ему наказание в виде шести лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности в госорганах сроком на три года. Заявленный гражданский иск удовлетворить в полном объёме.
Представитель потерпевших согласилась с обвинением, но подчеркнула, что они просят суд не лишать Шувалова свободы.
Ошибка государства?
А что же сам глава? Его выступление было раза в два длиннее речи государственного обвинения, и доводов в свою пользу он привёл немало.
- У следствия не было задачи досконально разобраться в сути произошедшего, установить настоящих виновных, устранить противоречия. То есть провести всестороннее объективное расследование. Не был приобщён к делу целый ряд важных документов, имеющих прямое отношение к оценке произошедшего, - начал ответное слово Виталий Шувалов. - В уголовном деле красной нитью проходит цель – усмотреть в действиях главы состав преступления. И всё это «случайно» совпадает со временем проведения конкурса на должность главы Лысьвенского городского округа, в котором я должен был участвовать. Считаю, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения мною какого-либо преступления. Следствием не указан перечень якобы превышенных мною должностных полномочий со ссылкой на конкретные нормы.
Адвокат Шувалова в своей речи также приводила много аргументов в пользу невиновности подзащитного. В конце Надежда Казанцева подчеркнула: обвинение не обнаружило исключающих обстоятельств, смягчающих вину. Но разве ошибка государства им не является?
- До 2016 года к приёмке малоэтажного строительства не привлекался госконтроль. Как итог – множество жилых объектов плохого качества появилось по всей стране. В 2016 году ситуацию исправили: сейчас госорганы вновь контролируют все этапы возведения домов, - уточнила адвокат. - Это не Шувалов виноват. Был бы госконтроль строительства жилья по различным адресным программам, глава в жизни бы не сел на скамью подсудимых.
Справедливости ради надо отметить: адвокат совершенно права. До недавнего времени госорганы не контролировали малоэтажное строительство, что привело к возведению множества «карточных домиков». К примеру, в Добрянке история - один в один с нашей. Из дома, в котором получили квартиры переселенцы из ветхого и аварийного жилья, людей необходимо расселять вновь. Как писали добрянские журналисты, на эти цели муниципалитет даже собирается брать кредит. Правда, к ответственности за некачественное возведение жилобъектов в Добрянке так никого и не призвали – сроки давности вышли.
Напомним, что по домам на ул. Мира, 55 и ул. Орджоникидзе, 17 заведено ещё одно уголовное дело – на застройщика: за предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Директор компании ООО «РостСтрой» в настоящее время находится под домашним арестом. 3 ноября прошли прения сторон и по его уголовному делу. Мы поделимся с читателями подробностями о них в ближайших номерах.
Когда будет оглашён приговор бывшему главе Лысьвенского городского округа, пока не известно. 14 ноября он выступит перед судом с последним словом.
Социальные комментарии Cackle