Собаку с незапамятных времён нарекли гордым званием друга человека. Но слова «друг», пожалуй, маловато для обозначения огромной роли этого животного в нашей жизни.
Для слепого пёс – проводник и постоянный спутник в огромном, таящем множество опасностей мире. Для погибающего в заснеженных горах или под завалами обрушившегося здания – спаситель, лохматый ангел, дарующий надежду на второе рождение. А для человека в форме, охраняющего покой и безопасность граждан, собака – напарник, верный соратник и коллега, который не будет «рвать когти» ради очередных званий.
Псы на службе у закона – не просто милые лохматенции в шлейке с надписью «Полиция». Они появляются на свет в особом питомнике, проходят вместе с хозяином специальный курс обучения, трудятся наравне с двуногими, получают довольствие, проходят профосмотры и выходят на пенсию по старости.
Но «полицейская собака» - понятие весьма широкое. У каждого из них своя профессия. Если хотите, узкая специализация. В канун года Собаки расскажем читателям о нескольких хвостатых стражах правопорядка из лысьвенского отдела МВД.
Яша-конвоир
Это Янычар. Ему чуть больше года, и на грозного воина Османской империи он пока совсем не похож. Хозяин, полицейский-кинолог отделения охраны и конвоирования, сержант полиции Александр РЫЖОВ, зовёт его Яшей.
Энергичный Яша – будущий конвоир. Сейчас он обучается в Перми. Будет брать след, обыскивать место, задерживать преступников, препровождать злодеев к месту заключения.
Если вы подумаете, что это будущий грозный агрессор, то ошибётесь. Пёс спокойный, хорошо ладит с другими животными, с детьми. Реагирует исключительно на команды напарника.
- Это мой первый пёс. Когда приехал выбирать щенка, в питомнике вокруг меня бегало много малышей. А этот сидел в сторонке и хлопал ушами. Он-то мне и понравился, - вспоминает Александр. – Яша - хороший апортировщик (производное от слова «апорт» - прим. автора). Его обучение строится не на лакомстве, а на любимой игрушке. Он игрив и подвижен: пока не выгуляешь его в течение получаса, к занятиям приступать бессмысленно. Но уже сейчас видно: это будет крупный, умный, хороший рабочий пёс.
Шура-Шиба и Шанти-Шива
У Шуры мировой нос. Правда-правда! Её ошибка может стоить не одной жизни. Но она, тьфу-тьфу, не ошибается. Эта собака работает по взрывчатке. Если почувствует беду – ляжет рядом с опасным объектом. И находить такие вещицы ей приходилось...
Шура, которая по документам вообще-то Шиба, попала к полицейскому-кинологу отдельной роты ППСП, старшему сержанту полиции Валерию ЗУЕВУ полуторамесячной крошкой. А 13 декабря отметила 10-летие. Это спокойная, умная, серьёзная, добрая «девочка».
Своей по-настоящему узкой профессии она полгода обучалась в уфимском спецучреждении. В Лысьве по взрывчатке работает только Шура. Да что там Лысьва! Она - «нюхательная» звезда гораздо большего масштаба. К примеру, во время нашего общения Валерия и Шуру пригласили обследовать ледовый городок в Губахе. Ездить в соседние города края для Шуры-Шибы – обычная миссия. Она обеспечивала безопасность на саммитах во Владивостоке и Уфе, бывала с хозяином в командировках на Северном Кавказе. Каталась на поездах, летала в самолётах – трудяга, одним словом.
У таких собак в самом начале обучения купируется агрессия. Им она ни к чему: они не охранники, а поисковики. Поэтому Шура спокойно работает в детских учреждениях: школах, садиках, выезжает на показательные выступления в летние лагеря. Если она устаёт от тискания и детского внимания, просто делает вид, что у неё появились срочные дела, и уходит в сторонку.
- Шура, как любая девушка, любит вредничать. Если находит что-то любопытное, может игнорировать задания и делает вид, что не слышит команд. Тогда приходится менять интонацию, - рассказывает Валерий. – Она не любит одиночества и постоянно требует внимания. У неё строгий рацион питания: ей нельзя есть солёное, сладкое, продукты со специями. Рожать тоже не положено: для этого нужно занять призовые места на нескольких выставках. Но у нас работа, нам не до выставок...
По служебным меркам Шура уже в возрасте. Недавно ей на замену Валерий получил другую собаку – Шанти (по паспорту – Шива). И это абсолютная противоположность первой леди: энергичная егоза с «чёртиками» в глазах.
- Даже не представляю, как перестроюсь на новую напарницу. Они же ничуть не похожи: разные характеры, манеры, привычки. С Шанти мы прошли трёхмесячное обучение, но её подготовка ещё не окончена, - говорит полицейский. – Шура приняла конкурентку относительно спокойно, но всё равно ревнует ко мне и «воспитывает» её.
По прозвищу Рэм
Рэм – патрульный пёс, общерозыскной. Вместе с хозяином, полицейским-кинологом мобильного взвода отдельной роты ППСП Сергеем ГЛАДКИХ, выезжает на происшествия и места преступлений. Его задача – взять горячий след и провести по нему напарника.
Искать приходится не только преступников, но и «потеряшек» в лесу. Сложнее всего работать в городе, когда запаховый след «стирают» непогода или соль на городских улицах.
Рэм по паспорту - Дастинг. Ему уже одиннадцатый год, то есть собачья пенсия совсем не за горами. Но назвать его старичком язык не повернётся. Он – товарищ энергичный и неугомонный, по заверению хозяина, типичный холерик. Пока не обнюхал каждый уголок кабинета, не «потанцевал» на куцем пятачке возле стола, - не успокоился и не улёгся.
Этому псу выпала нелёгкая доля. Сергей у него уже третий хозяин. Смена напарника для пса - огромный стресс.
- Он достался мне уже шестилетним, со сложившимися характером и привычками. Пришлось много потрудиться, чтобы Рэм ко мне привык, - рассказывает Сергей Александрович. - Собака должна признать в тебе вожака. Добиться признания у взрослого пса очень непросто.
У Сергея Гладких Рэм – второй напарник. Первый, умница и красавец Зорро, теперь доживает век в семье полицейского. Его уже подводят глаза и уши, ноги плохо слушаются, но хозяин даже думать не хочет о том, чтобы «облегчить и ускорить» уход любимца. Как можно: верный друг, член семьи, понимающий тебя с одного взгляда!
Зорро живёт в доме, Рэм – в вольере во дворе. Соединять их не рекомендуется: два кобеля на одной территории - как две хозяйки на одной кухне.
- Больше всего на свете Рэм не выносит одиночества. Стоит его покормить и уйти в дом, как он тут же высунет морду из вольера и зовёт, зовёт – требует внимания, - завершает рассказ о хвостатом коллеге Сергей Гладких.
Социальные комментарии Cackle