Сегодня в Лысьве осталось фактически единственное строительное предприятие – ООО «Камелия». Его первый руководитель, Капиталина Герасимовна Белова, пожалуй, не нуждается в дополнительных представлениях: за 20 лет существования фирмы с ней познакомились многие лысьвенцы.
Послевоенная деревня Притёс, что в Кировской области. Отец Капиталины, директор колхоза, однажды распорядился выдать изнывающим от голода крестьянам пайку больше положенной. За самоуправство ему дали четыре года с конфискацией имущества. Мать осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. Неудивительно, что часть детских воспоминаний Капиталины Герасимовны напрямую связана с провиантом.
Чёрствая корочка лучше лебеды. Или молочный обрат, который дети, прежде чем съесть, мяли в руках. Когда главу семьи реабилитировали и в семье родились ещё два брата, Капиталина на правах старшей сестры сжилась с ролью няньки. Вырваться из колхоза в «свободное плавание»? Право на это было только у подростков до 16 лет. Взрослым вообще не разрешалось покидать родные края.
В 14 лет, когда девочка окончила семь классов, двоюродная сестра перевезла её в Лысьву. Хоть бы и снова в няньки, лишь бы подальше от голода и прочих неурядиц. Уже в городе муж родственницы резонно заметил: «А почему бы тебе не пойти в строительное училище?».
Это была заря по-настоящему новой жизни. Два года на постижение азов мастерства штукатура-маляра в профильном училище № 3 – и вот первый строительный объект: оштукатуривание потолков в актовом зале школы № 18.
- Даже представления не имела, что это за профессия – штукатур-маляр. Ну кто в деревне что штукатурил в то время? – разводит руками Капиталина Герасимовна. – А потом порой даже стыдно было за профессию.
Сегодня звучит странно, но в те годы медики или, к примеру, продавцы ценились в обществе высоко. А строителей считали если и не людьми второго сорта, то как минимум теми, кто не хотел от жизни большего. Строительные училища были приютом не желавших получать более достойное образование. Оно и понятно: труд тяжёлый, довольствие смешное. Малоприятный бонус – минимум бытовых удобств на рабочем месте. Капиталина Белова стеснялась своей профессии ещё и потому, что муж у неё был медиком.
- Тогда поставила себе цель: буду кем-то посерьёзнее штукатура-маляра. Например, учителем. Считаю, добилась цели, - улыбается она сегодня давним переживаниям.
Четыре года службы в СМУ – и новый виток в карьере: предложение директора родного училища № 3 занять должность мастера. В итоге она отдала образовательной деятельности 24 года. Пока учила других, сама успела окончить индустриально-педагогический институт по специальности «Мастер-строитель».
1990 год, в стране перестройка, а у Капиталины Герасимовны свои жизненные реформы: пригласили на «Привод» начальником участка капитального ремонта. Казалось бы, к чему перемены? В училище – знакомая должность старшего мастера, а на заводе и коллектив незнакомый, и зарплата меньше. С другой стороны, квартира после пяти лет труда. Хороший стимул для человека, у которого взрослые сыновья и не лучшие жилищные условия.
- Я тогда даже похудела килограммов на десять, - вспоминает собеседница. – Но потом ничего, освоилась…
Восемь заводских лет – и ещё одна карьерная ступень. Директор «Привода» Виктор Тетюев предложил организовать и возглавить специализированную строительную фирму. Так появилось дочернее предприятие «Привод-Камелия». Вот уж поистине новый жизненный этаж! Да какой – с модным по тем временам евроремонтом! Больше всего запало в душу обновление зданий заводоуправления и школы № 5. Стандарты ремонтов, известные в Лысьве единицам!
- С непривычными кранами в школьных туалетах даже некоторые взрослые разобраться не могли, - приводит характерные примеры Белова. - Думали, школьники всё разнесут. Но делали на совесть, всё выдержало.
А помните дни открытых дверей на турбогенераторном? Однажды Виктор Степанович перед очередным приёмом публики решил обновить туалеты. Сотрудники «Камелии» до шести утра укладывали плитку в ПЭМе. А потом даже сами пришли в качестве посетителей. Показательный пример отношения к делу. Кстати, как менялась профессия на протяжении минувших десятилетий?
- Раньше та же штукатурка – это песок, цемент, известь. Делаешь раствор, штукатуришь, - вспоминает Капиталина Герасимовна. Она и сегодня, если надо, с закрытыми глазами выполнит эту операцию. – А сейчас и штукатурят мало, и применяют всё больше готовые шпаклёвки. Чего не знаешь – посмотри в Интернете: там можно найти нужную инструкцию. В любом случае профессия строителя – это не тяп-ляп. К каждой мелочи надо с умом подходить. Огромное значение имеет культура производства. Поработал – убери за собой. Это всегда в цене.
Может даже показаться, что сегодня дело у строителя немудрёное. Не тут-то было. Развитие цивилизации обернулось невиданными прежде нюансами.
- Экономисты, финансисты – много их. Мало тех, кто работает руками. Хороший строитель сегодня без работы не останется, - уверена Белова.
Отчасти поэтому радуется она за одну из внучек, студентку строительного техникума, которая после первого курса месяц отработала в «Камелии» штукатуром-маляром.
- Предложи мне сейчас всё переиграть – не соглашусь, - перелистывает трудовую книжку Капиталина Герасимовна. - Я - строитель более полувека. И ещё ни разу об этом не пожалела.