Туризм различного масштаба - трендовая тема. В предпоследнюю пятницу сентября к ней обратились и несколько десятков педагогов дошкольного образования из разных городов Прикамья. Обменяться наработками по теме «Детский и семейный туризм» они приехали в село Кын. Точка сбора неслучайна: этот старинный населённый пункт - своего рода «туристский магнит» нашей территории. Инициаторами и организаторами форума выступили управление образования Лысьвы и педагоги-«дошколята» из МАДОУ № 39.
ПОХОД В МАГАЗИН - УЖЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Приглашённый гость мини-форума, старший преподаватель кафедры методики дошкольного воспитания Пермского краевого института повышения квалификации работников образования Наталия ЧИСТЯКОВА, приветствуя собравшихся, сказала о несомненных плюсах раннего приобщения детей к туристским навыкам. Она подчеркнула: это очень интересный компонент для развития дошкольного образования. Сложный, многосоставный. Но вполне выполнимый.
По её словам, главная задача педагогов в этой теме – ёмко и доступным языком донести до ребёнка важные знания и навыки, научить его любить и ценить разную природную красоту: мест, где он родился, дальних уголков земного шара.
А если говорить предметно, что такое туризм в детском саду? Неужели это возможно? Что тут можно придумать, чем завлечь и занять детей, чаще всего ограниченных пребыванием на территории дошкольного учреждения и недальними прогулками за его пределы?
Оказывается, возможно, и ещё как! Ведь дети – великие любознашки и исследователи. Они прекрасно умеют добывать полезные навыки из игровых ситуаций. И потому туристскими вполне могут стать маршруты, проложенные по территории самого детсада. Другой способ приобщения к навыкам туризма – целевые прогулки. Причём не только в детском саду, но и дома. Ведь это для нас поход в магазин – скучная бытовая повинность. Для малыша он может стать целым научно-практическим исследованием жизни.
Ещё один способ получения прикладной информации – семейный туризм. Совместные поездки родителей с детьми в отпуск в любую точку края, страны, мира – целый кладезь знаний. Обобщив их с помощью педагога, семья путешественников может поделиться информацией с теми, кто ещё только собирается в путь...
ЗАДАЧКИ ДЛЯ НЕПОСЕД. О том, как интересно организовать работу в этих направлениях, и рассказывали коллегам педагоги МАДОУ № 39. Показать лысьвенцам было что. Например, в этом детсаду разработали постоянно действующий эколого-туристский календарь «По лысьвенским дорожкам – с Единорожкой». Его целевые разноплановые задания расписаны по месяцам на целый год. Ориентируясь на них, дети вместе с педагогами в разное время года ведут наблюдения за природой, птицами и окружающим миром, с помощью специальных значков сами составляют «погодные карты».
Календарь и его реализация «потянули» за собой организацию семейного клуба «Единорожка» с аналогичной тематикой. Там юные и взрослые непоседы совместно составляют семейные туристические карты, изучают достопримечательности родного города, края, создают познавательные видеоролики по итогам путешествий и делают многое другое. Из эмоционального выступления члена родительского совета детсада № 39 Юлии БАСАЛАЕВОЙ поняла одно: «Единорожка» стал источником новых знаний о туризме не только для её сына, но и для неё самой.
Охотно делились с коллегами наработками продвинутые «туристы» - педагоги из Перми, Чусового, Горнозаводска, Добрянки. Они рассказывали, как организовать в детсаду вело- и самокатные туры, обустроить скалодромы, провести познавательные квесты с изучением местных достопримечательностей, с приобретением и закреплением на практике первых и таких важных практических туристских навыков.
Теоретическую часть форума дополнили мастер-классы по составлению маршрутных карт, созданию эко-сувенира из природного материала. И, конечно же, экскурсии по заповедной кыновской земле, проведённые учителем Кыновской школы Сергеем Гринкевичем.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА. Некие итоговые слова о мероприятиях в целом отыскала во вдохновенном докладе-презентации Сергея Алексеевича. Примерный их смысл таков: всё большое начинается с малого. Как сказал русский историк Лев Гумилёв, для изучения того или иного явления (предмета исследования) есть три подхода: взгляд из мышиной норы, с высоты кургана и с высоты птичьего полёта.
То, о чём шла речь на форуме, – лишь начальный этап приобщения ребятни к такому серьёзному и интересному понятию, как туризм. Важно, что начинают лысьвенские педагоги-дошкольники и их коллеги не с нуля, а с большим количеством серьёзных практических наработок.
Важно и то, что с самого раннего возраста и самым непоказным образом они учат детей любить и знать место, где живут и растут, большой и прекрасный мир вокруг.