В редакцию газеты пришло два письма, касающихся конфликтной ситуации в Лысьвенском театре драмы. Что тут можно сказать? Только одно. Бог бы с ним, если бы речь шла только о самих участниках затянувшегося антагонизма – коллективе театра. Но от череды внутритеатральных конфронтаций начинают страдать зрители, театралы, оказавшиеся поневоле втянутыми в спорную историю. И это уже повод для публикации в газете.
Суть да дело. «Хотела сходить на спектакль «Пиковая дама». Прочитала в «Искре», с каким триумфом наши актёры вернулись с Международного фестиваля в Липецке. Билеты купили заранее, а сегодня выяснилось, что спектакль отменяется. На вопрос: «Почему?» получили ответ, что из театра по непонятным причинам уходят актёры. Хотелось бы прояснить ситуацию. Что произошло? И будут ли ещё играть «Пиковую даму»?», - такой вопрос пришёл на сайт «Искры» от зрительницы Татьяны П.
В более раннем послании в редакцию - письме театрала Михаила Завьялова, озаглавленном красноречиво: «В театре драмы – трагедия», - более подробно и в том же ключе обсуждается ситуация с чересчур частым, по мнению автора, в последнее время уходом (или увольнением) из труппы артистов, с изменением репертуарной политики. Всё это активно обсуждается в соцсетях. В традициях Лысьвенского драматического ещё с незапамятных времен не принято было выносить внутренние творческие конфликты на всеобщее обсуждение. Во всяком случае ни один из горожан не припомнит, чтобы подобное появлялось на страницах «Искры». Но ничто не вечно под луной, даже хорошие, в общем-то, правила. «О tempora, о mores!» - остаётся лишь повторить вслед за великим латинянином Цицероном. Попробуем расставить точки над «i» и подняться над конфликтом, грозовой тучей повисшим над славным коллективом, чтоб хотя бы наметить пути выхода из создавшейся ситуации.
Казалось бы, простой ответ содержит официальный комментарий директора Лысьвенского театра драмы Сергея СМОТРИНА:
- «Пиковая дама», а также спектакль «Тартюф» временно сняты по причине ухода из театра артистов, трое из кото-
рых заняты в спектакле. Один из них - Михаил Тихомиров, исполнитель главной роли Германна в «Пиковой даме», другой - Александр Ильин, исполнитель роли Тартюфа в одноимённом спектакле. Ещё до начала сезона заявления об уходе по собственному желанию написали также Никита Чарушин, Евгения Сибирякова. На повторный ввод в обе постановки других актёров труппы, на отработку и репетиции в новом составе потребуется время.
Дирекция приносит извинения уважаемым зрителям. Если они хотят посмотреть именно эти постановки, придётся немного подождать. Можно переотметить купленные билеты на любые другие спектакли, имеющиеся в афише. Спектакли с репертуара не сняты, а значит, возможность посмотреть их сохраняется.
Что касается ухода артистов, на взгляд директора, глобально серьёзных причин для столь демонстративного поведения на старте сезона у них нет. Никто из них не жаловался на бытовые условия, зарплата выплачивается стабильно. О личных мотивах, считает Сергей Смотрин, лучше спросить самих артистов.
РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ. Всё было бы прекрасно, если бы ответ руководителя ставил точку. Но он ставит очередную из многочисленных запятых. Констатация фактов не поясняет причин, их вызвавших. Вот мнение о ситуации актрисы и специалиста по информации и продвижению Евгении СИБИРЯКОВОЙ:
- Сегодня у администрации театра и труппы две разных позиции в выстраивании творческого процесса. Это уже нужно перестать скрывать. Люди не слышат друг друга или не хотят слышать. Считаю, труппа расшатана основательно. Уже ушли до этого и уходят сейчас сильные актёры. Ничего не имею против вновь пришедшей молодёжи, но у кого ребята будут учиться мастерству? Администрации нужно уметь находить компромиссы с ведущими артистами театра, которых давно любят зрители.
- Я - актёр драматического театра, а не музыкально-пластического. И не хочу работать в театре, в котором актёр - не личность, а функция, когда нет никакой организации процесса. Мне это неинтересно, - поясняет причину своего ухода артист Михаил ТИХОМИРОВ.
Его коллеги Никита ЧАРУШИН и Александр ИЛЬИН в числе причин называют излишне резкое обращение главного режиссёра к актёрам во время репетиций, практически «круглосуточный» график работы, бесконечные тренинги, тотальную загруженность при достаточно низком уровне оплаты труда, невозможность подработок. Оба считают, что за два года управления труппой А.А. Тишурой театр необоснованно потерял едва ли не треть крепких профессионалов.
Не меньшим информационным шумом сопровождалось непродление контракта и уход из труппы нынешним летом актёра Игоря Безматер-
ных. Тех, кто ещё не в курсе сути проблемы, отсылаю к публикации Ирины Семаниной «Театральные баталии» в июльском выпуске пермской газеты «Бизнес-класс», имеющейся в Сети.
Объективности ради стоит добавить: актёрская миграция – процесс, который шёл в театре всегда. В разные времена, с разной степенью интенсивности. Задолго до прихода нового главного. Он продолжается и сейчас. Всё согласно старой поговорке: рыба ищет где глубже, человек – где лучше. Выборы и мотивы у разных людей разные. Но у всякого закономерного процесса есть определённые критерии нормальности. В лысьвенской ситуации эти критерии на сегодня вышли за рамки нормы.
ВОЗЗВАНИЕ К РАЗУМУ. Заслуженная артистка России Клавдия САВИНА считает, что причины ухода у всех артистов, покинувших труппу, действительно были разными. Но главным камнем преткновения, по её мнению, является отсутствие диалога и понимания между творческим лидером труппы и артистами.
- Нет того самого театра с человеческим лицом, о котором в своё время говорил Анатолий Савин. Театра, где актёр и режиссёр ВМЕСТЕ творят спектакль. Новый главный режиссёр ключевому принципу, провозглашённому Анатолием Афанасьевичем, следовать не спешит, - констатирует Клавдия Александровна. - У Алексея Алексеевича своё видение репертуара, актёрского состава и режиссуры. Обсуждать их он не хочет ни с кем. В такой обстановке людям очень сложно быть позитивно настроенными на творческий процесс. У нас действительно отсутствует репертуар с ролями, многие актёры именно из-за этого ушли из театра прямо во время сезона.
Сегодня у актёров нет возможности как-то повлиять на ситуацию. Чтобы изменить что-либо, нужен художественный совет, который действовал ранее, но был упразднён (худсовет упразднили ещё в бытность главным режиссёром А. Терёхина - прим. автора).
Сегодня в труппе осталось менее десяти актёров основного игрового возраста. Пришедшей молодёжи расти до хорошего профессионального уровня ещё долго. В итоге театр с сильной репутацией и с именем превращается в полусамодеятельный, – заключает собеседница. - Грустно, что у нас только-только открылся сезон, а у большей части труппы уже такая моральная усталость, словно мы этот сезон отработали...
ПРИНЦИПЫ ГЛАВНОГО РЕЖИССЁРА. «Нет никакого конфликта - есть ситуация, связанная с вопросами деловой и профессиональной этики, - лаконично высказался в публикации в «Бизнес-классе» главный режиссёр театра Алексей Ти-
шура. - Согласно нормам законодательства работодатель вправе продлевать или не продлевать трудовой договор сотрудника, который у актёров театра является срочным».
В личном диалоге с Алексеем Алексеевичем прозвучало следующее. Ни в какую конфронтацию с коллективом он не вступал изначально, исповедуя единственный простой принцип: давайте будем работать. По его словам, в самом начале и регулярно артистам предлагалось: приносите заявки, будем делать те спектакли, которые вам хочется, но голосовать за них станем всей труппой. За всё время главному режиссёру не поступило ни одной заявки.
Тренинги, по словам режиссёра, - свободная форма работы, несмотря на то, что согласно трудовым договорам с артистами участие в них - их обязанность. Форма трудовых договоров, которые существуют сегодня, принята в театре давно, задолго до прихода нового главного режиссёра. Соответственно, на тренинги все являлись по личному желанию, и это были в основном молодые актёры. За всё время так называемого конфликта артисты не предприняли ни одной попытки поговорить конструктивно. Сложно сказать, как в такой ситуации можно наладить диалог.
С озвученным спорить трудно. Но и это не точка в данной ситуации. Это точка с запятой. Как мы помним из правил русского синтаксиса, она ставится тогда, когда финал фразы не совсем ясен и она не закончена...
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА ДЛЯ «МОНТЕККИ» И «КАПУЛЕТТИ». У каждого высказавшегося в этой публикации СВОЁ понимание нормального и ненормального, правильного и неверного, творческой демократии и автократии. Нет ОБЩЕГО. Нет генеральной линии, не травмирующей никого из участников процесса. Нет позиции, устраивающей всех, способствующей плодотворной работе.
А главное - нет уважения к зрителям, потребителям творческого продукта, который производит театр, находящийся в ситуации невидимой внутренней войны. Какая в таком разе может быть радость от просмотра новых спектаклей сезона у завзятых театралов? Что увидят они, от всей души наскандалившиеся в соцетях и с таким настроем пришедшие в храм искусств? И вновь не увидев в постановке любимых артистов, какую объективную оценку могут вынести зрелищу? Равно как сложно и режиссёру – весьма непросто сделать качественный спектакль в условиях неприятия его позиции ведущими артистами.
В этой затянувшейся драме, уже изрядно утомившей огромное количество людей, нет победителей и побеждённых, нет героев и антигероев. Если почитать бурные комментарии зрителей к открытию сезона в соцсетях, явно можно увидеть два противоборствующих лагеря. Каждый – со своими аргументами, фактами, отравленными стрелами, манифестами справедливости.
Так много уже сказано слов и сломано копий! Важно, чтобы наконец-то пришел кто-то третий, а вернее, третейский. И, встав над ситуацией, погасил этот воистину шекспировский антагонизм «Монтекки» и «Капулетти» - на благо зрителей, на благо столь любимого всеми нами театра. Применив самый простой способ – всем успокоиться, перестать «кошмарить» зрителей и просто работать. Спокойно, честно и профессионально делать своё дело.
Фото из архива театра.
Сцена спора из спектакля «Сказки Салтыкова-Щедрина».
Жизнь показывает, что этот автор актуален
во все времена...