Вспомнили известную детскую песенку из мультика про белого медвежонка Умку? Таких вот талантливых «Умок» у театрального педагога Людмилы ШУВАЕВОЙ более десятка, и растут они со стремительной скоростью. Некоторые совсем-совсем выросли. И страшно талантливы. Все. Без исключения.
О ком речь? И кто они, её старшие «Умки»? «Медведи», детский творческий коллектив. Воспитанники и выпускники театрального отделения Детской музыкальной школы. В начале декабря 2018-го они стали золотыми лауреатами на VI краевом детском творческом конкурсе-фестивале «Дарования Прикамья». Во второй раз. А значит, имеют полное право открывать первую страницу новогоднего номера и кулисы в 2019 год, объявленный Всероссийским годом театра!
«МЕДВЕДИЦА» ЛЮДА. «МЕДВЕДИ»
Сама Людмила Михайловна на медведицу походит очень мало. Скорее на выросшего и превратившегося в женщину юного волшебника Гарри Поттера. Это всё из-за очков. Все её дети их так воспринимают. И если уж говорить совсем честно, на доброго юного волшебника Шуваева сильно походит и по своей сути. Искренней светоносностью души, которая бывает только в детстве. Она и «подурить» может вместе с ребятами: театральная педагогика - такая вот, особенная. Заключается и в этом умении тоже.
А ещё актриса и педагог Л.М. Шуваева походит на мальчишку Гарри отнюдь не детской мудростью. Своим умением рассудить, разложить любую ситуацию, помирить, обнять, дать проплакаться, а затем утешить строгими и нужными кому-то одному и всем сразу словами. Но речь не о ней, а о её детях. О них она рассказывает светло, охотно, долго, интересно.
- Этих старших моих «Медведей» родители привели в театралку в 2013 году. Они были такими смешными, разными, немного замкнутыми. Толстые неуклюжики, а потому настоящие медвежата, кто ж ещё, - смеётся Людмила Михайловна. И продолжает рассказ: – Нынче другое дело. Выросли совсем. Шейки вытянулись, как у лебедей. Все красивые, успешные. Сейчас идут новогодние праздники, и они все страшно заняты в разных мероприятиях. Как исполнители ролей, ведущие, сценаристы... Специально подталкиваю их к этому - пусть практикуются. Да они и сами уже инициативу проявляют. Для чего-то же учились четыре года сценическим речи и движению, умению видеть и понимать суть текста и прочему…
Они, по сути, выпускники уже более года. Но так уж выходит, что почти все дети театралки не хотят её покидать, даже получив выпускные фотографии и дипломы. «Медведи» - не исключение.
БЫТЬ ЛЮДЬМИ
«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щёткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы. Читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову. Любить что есть сил, чувствовать. Просто жить», - говорил великий гуру театрального искусства Константин Станиславский. Именно этому и учатся «медведи» у своей старшей «медведицы» .
У Людмилы Михайловны, по её словам, никогда не было и не будет цели вырастить из воспитанников будущую артистическую смену. Ей важнее, чтобы они научились понимать друг друга и других людей, не стесняться выражать эмоции и уметь управлять ими, не бояться победить и проиграть. Чтобы выросли умными и красивыми развивающимися людьми. Поэтому они честно и без обиняков разговаривают на занятиях и вне - обо всём. О самом важном в их жизни. Она, если хотите, всячески… оберегает их от громких побед! Остерегает. Не хочет, чтобы болели ранней и травмирующей «звёздностью».
Тем не менее, творческие успехи ребят впечатляют. И индивидуальные, и коллективные. В конкурсах чтецов – городских, краевых и российских, в больших творческих фестивалях. Может быть, потому, что они всё-таки научились у своего педагога главному - прежде всего быть людьми, «человеками»?
К примеру, совсем недавняя их победа на «Дарованиях Прикамья». С абсолютно человеческой историей из жизни собак. Постановка называлась «До свидания, овраг!». В оригинале это притча о бездомных собаках. Повесть, призывающая к доброте и милосердию. Её смешные и несчастные герои, живущие на окраине в одном из московских оврагов, полуголодные, брошенные людьми, мечтают о лучшей жизни. «Медведи» наблюдали на улице за собаками, их поведением, а сыграли в постановке людей, души которых временно переселились в четвероногих хвостатых. И, по мнению педагога, это было самое трудное - отделить себя от мысли «играть животных» - лаять, крутить хвостом, чавкать колбасой…
В итоге у них всё получилось.
ИГРА В ТЕАТР
А вообще все истории, какие будут затем ставиться в «медвежьем» «логове», всегда выбирают сами дети. Принцип - им должно быть интересно. Для них должно быть актуально говорить о чём-то. Вот они вместе выбрали для следующей работы «Я победил» - пьесу молодого драматурга Ярославы Пули-
нович. О благополучии и неблагополучии в семье. И они на эту тему говорят. Рассуждают. И сказать им уже есть что. На своем уровне они очень многое видят и понимают…
Создавая эскизы и спектакли, ребята вместе придумывают сценические ходы. Подбирают музыку. А педагог чуть подруливает процессом и подправляет, меняет что-то, если вовсе уж не туда движутся. «Совершенно замечательные у вас дети. Свободные, светлые. Чувствующие текст так, как иногда взрослые артисты не чувствуют», - сказал как-то про воспитанников Шуваевой на одном из чтецких конкурсов профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского института культуры Виктор Ильев.
- Они сейчас совершенно самостоятельные, мои «медведи»-выпускники. Вполне и без меня со многими вещами могут справиться. Вот недавний случай. Я как-то «потеряла» их в театралке, - улыбаясь, рассказывает Шуваева. – Договорились собраться к определённому времени. Я пришла и ненароком отвлеклась на младших «медвежат» (новую группу ребятишек), позанималась с ними... Потом спохватилась: а где старшие - то? «Да они у вас уже часа полтора как репетируют», - сказали мне на вахте. Здрасьте! Без меня репетируют! Пришла к ним, спрашиваю: «Проверять-то надо?». Хохочут: «Да нет, зачем?». Позже посмотрела – всё грамотно разобрали. Вы-ы-ы-ы-росли…
А вообще они, конечно, немного необычные, но просто подростки. Весёлые и серьёзные, не успевающие сделать уроки, и предельно собранные, имеющие массу других увлечений помимо театралки, любящие игры. Никого из них не обижает, когда Людмила Михайловна с мудростью видавшего виды психолога определяет их суть: Никита – в будущем замечательный отец семейства и муж, Настя – счастье и радость, Катя – руководитель от природы, Алёша – будущий талантливый микрохирург, а Тимофей – отличный директор театра, как пить дать! Они пока играют в театр, любят его, не пропускают ни одного спектакля в родном Лысьвенском, ездят в другие. Но театр и актёрство для них – не самоцель.
«Актёра нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нём человека», - это уже великая драматическая актриса Мария Ермолова. И это снова про них, и снова очень точно. Они пока не актёры. И, возможно, многие из них никогда ими не станут. Зато за время учёбы в театралке научились более главному в жизни – не бояться быть собой, быть настоящими.
Социальные комментарии Cackle