Пока чиновники отчитываются об успехах и достижениях мусорной реформы, населённые пункты буквально зарастают отходами. Насколько сложен путь лысьвенского мусора от контейнера до полигона?
Маршрут построен
Для тех, кто не заметил перемен: с начала текущего года Россия перешла на новую систему обращения с отходами. Отныне за весь процесс – от сбора до захоронения мусора – отвечают региональные операторы, выбранные в результате конкурсов.
С 1 января текущего года вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО) выведен из состава услуг по содержанию жилья и является отдельным сервисом. В феврале граждане получили первые квитанции. Платежи пойдут на оплату труда перевозчиков (тем, кто забирает и вывозит содержимое контейнеров) и полигонам, осуществляющим захоронение ТКО.
Регионы, по достоинству оценив первые плоды «сырой» программы, ощетинились согласованными и не очень акциями протеста. В Прикамье в целом и в Лысьве в частности граждане предпочитают высказывать недовольство по большей части в Интернете: «Куда власть смотрит, мы по горло в отбросах!».
Региональные власти отвечают обтекаемо: новая схема позволила обслуживать в три раза больше населённых пунктов, чем в прошлом году. Не сообщив при этом об оборотной стороне медали в виде качества оказываемой услуги.
«Мы увидели реальный объём мусора. Процесс его вывоза становится прозрачным, а значит, контролируемым, что необходимо для борьбы с несанкционированными свалками», - написал губернатор Пермского края Максим РЕШЕТНИКОВ в социальной сети Instagram. Что увидевшие эти объёмы писали в ответ, приводить на газетных страницах нельзя: велик риск схлопотать штраф за нецензурную брань.
Весь коммунальный сор поступает с точек сбора на лицензированные полигоны, включённые в территориальную схему обращения с отходами. В Лысьве ситуация осложнилась тем, что городскому отвалу вхождение в этот список было заказано. Хотя бы потому, что его никак не могут до конца потушить. Так лысьвенские отходы получили путёвку в Чусовой, чья свалка в схему вошла.
Впрочем, на деле оказалось, что узких мест у новой схемы хватает и без этого «вояжа».
Эхо газификации
Если проходить ранним утром по центру города мимо мусорных площадок, можно подумать, что апокалипсис уже наступил. Бродячие собаки, задрав хвосты в светлеющее небо, деловито потрошат недра контейнеров. Весенний ветер гоняет по пустому асфальту пакеты. Из-под снега торчат какие-то обломки… Утешает одно: наверное, в частном секторе ещё страшнее.
- Сложно сказать, где мусора больше: в городе или на окраинах, - ведёт в посёлок Калинина оранжевый КамАЗ водитель МУУП «РУСО» Руслан СЕМЁНОВ. – Раньше да, у частников отходов почти не было. Остатки пищи шли на корм животным или в компостную яму. Многое сжигали в огороде и печах. А сейчас скотину люди почти не держат. Печи не топят: газификация. Да и много ли желающих палить пластик и полиэтилен? Жечь мусор в огородах запрещает закон. Как хлам будет оттаивать, начнут порядок наводить: потащат к контейнерам ветки, доски, брёвна. Осенью до 90% содержимого бака – картофельная ботва.
Выходит, состав отходов поменялся сильно, а сознание людей – нет? Ведь и по сей день многие утверждают, что предают огню весь хлам.
Подтверждение сказанному – пейзажи, проплывающие за окном грузовика. Почти на каждой встречной мусорной площадке свален «неформат»: доски, останки мебели. Нет желающих пустить их на дрова.
- На кризисы люди жалуются, денег толком нет, а мусора с каждым годом всё больше и больше, - продолжает Руслан. Он занимается этим делом семь лет, «мусорная» динамика как на ладони. – Ещё недавно хватало четырёх мусоровозов, сегодня семь едва справляются.
Впрочем, за этот дефицит стоит поблагодарить и «лишнюю» поездку в Чусовой, здорово изменившую привычную схему вывоза ТКО. Алгоритм вроде прост: автомобили везут мусор или напрямую к соседям, или на перевалочный пункт, где перегружают содержимое контейнеров в большой мусоровоз-«свиноматку». Он запрессует в кузов содержимое 10-12 баков и увезёт на захоронение на чужой полигон.
При этом первым на «мусорные» маршруты выезжает мастер. Он занесёт в путевой лист все заполненные контейнеры, которые необходимо вывезти в первую очередь. Отходы, не имеющие отношения к коммунальным (ту же мебель), по идее, должны вывозить отдельным рейсом.
И лишь по заявке от населения. На практике, как обычно, получаются неразбериха и бардак.
Не самые приятные перемены произошли и в штатном расписании организации. К примеру, в недавнем прошлом экипаж мусоровоза состоял из водителя и грузчика. Сегодня на пару лишних рабочих рук нет денег.
- Приходится самостоятельно и контейнерную установку включать, и мусор забрасывать, и полог натягивать. Тут минута, там две – вот и выходит, что успевали с грузчиком за смену выполнить около 12 рейсов, а без него - только 10, - анализирует ситуацию Семёнов.
К слову, в посёлки Калинина, Свердлова и в деревню Липовую напрямую через плотину не проедешь: тяжеловозу заезжать на неё запрещено. Приходится закладывать крюк через Госстрой. Так и мотаются между точками водители по 12 часов в сутки.
А ещё порой приходится фотофиксировать наполняемость контейнеров – для отчётности. Если по-честному, снимать нужно не только содержимое баков, но и окружающее их пространство. Желательно в момент засорения. Из вредности и справедливости. Чтобы в случае чего отвечать в соцсетях на критику за скверную очистку ёмкостей. Содержать площадку в чистоте обязаны собственники земельного участка: местные власти, управляющие компании или ТСЖ. Но, похоже, чистота и мусорные площадки – вещи несовместимые. Одни не следят, другие и не думают помочь в исправлении ситуации.
Руслан уезжает перегружать содержимое контейнера своего КамАЗа в «свиноматку», чтобы вернуться к бачкам частного сектора, а меня ждёт МАЗ, едущий в Чусовой.
Если всё путём
Мусорная площадка у девятиэтажки на пересечении улицы Репина и проспекта Победы выглядит так, словно в торговую палатку попала грязевая бомба. Драные пуховики, рваный полиэтилен, обломки мебели и пластиковых лотков...
У контейнеров тормозит красная «Калина», отпугивая бродячую псину. Водитель выбрасывает пакет в бак, рядом с ним деловито оставляет коробку.
Но бардак возле мусорок порождают не только нерадивые горожане. Он ещё и следствие того, что из-за вояжей в соседний город контейнеровозы успевают объехать практически в два раза меньше площадок, чем раньше.
Водитель мусоровоза Сергей УРАКОВ хмурится, включает гидравлическую установку. Механизм неспешно заменяет полный бак порожним.
- Если всё путём, на рейс до Чусового уходит в среднем два часа. За смену не больше шести рейсов делаешь, в то время как на городскую свалку успевал по 12 раз съездить, - делится статистикой специалист «РУСО». – А сколько солярки сжигается: словно до Перми добрался!
МАЗ-контейнеровоз пробирается по городским улицам, вздыхает на светофорах, пропускает легковушки.
- Бывает, люди замечания делают: мол, плохо мусор вывозите, - рассказывает водитель. – Начинаешь объяснять: мы всего лишь исполнители, нам такую схему «сверху» спустили. Отвечают: мол, это ваша работа, вот и разбирайтесь! А за собой следить отказываются: попал пакет в контейнер или нет – какая разница? Уберут же! Нам, может, ещё по метле взять – подмести всё вокруг? Ещё по полдня будет на это уходить.
«Катастрофически тебя не хватает…» - хрипит сквозь помехи радиоприёмник песню группы «Ночные снайперы». За окном промелькнул отворот на площадку будущего экотехнопарка. С момента выезда из города прошло около 15 минут. Чего катастрофически не хватает схеме обращения с отходами? В ком главная проблема – в исполнителях? Или куда больший грех лежит на авторах очередной реформы?
На въезде в соседний город попадается «свиноматка». Это её второй вояж из трёх за смену. Пожалуй, второй такой автомобиль Лысьве не помешает…
После всего увиденного начинает казаться, что единственный, кто выиграл от новой схемы обращения с ТКО, – чусовские бомжи...
Обратная сторона мусора
Выползающий из-под снега Чусовой производит гнетущее впечатление. Ямы на дорогах – словно после бомбёжки.
- По городу едешь дольше, чем по трассе от города до города, - сетует Ураков. – Везде знаки стоят, большегрузам не проехать.
Впрочем, и без знаков с ямами «тормозных» факторов хватает: к примеру, перед мостом, соединяющим две части населённого пункта, дважды в сутки образуются пробки. Или взять дорогу к полигону: крутой подъём с узкой проезжей частью – отрезок оживлённой федеральной трассы. Гору чистят и подсыпают каждое утро, но помогает это не всегда: тягач, беспомощно шлифующий колёсами асфальт, здесь не редкость.
На въезде на полигон – будка дежурного, оснащённая камерами не хуже иного телецентра. Информация с них уходит региональному оператору. Водитель отдаёт вахтёру путевой лист: время прибытия мусоровоза в любой момент можно сопоставить с видеокартинкой. К слову, все машины оснащены маячками системы ГЛОНАСС: хоть в реальном времени наблюдай, где находится тот или иной грузовик.
Вид с отвала на окрестности - дух захватывает. К слову, в Чусовом это место, самая высокая точка населённого пункта, зовётся Красным посёлком. Мысли коверкают классика: лучший вид на этот город – если сесть в мусоровозку...
Контейнер ещё не коснулся земли, а его уже караулят местные «обитатели». То ли сотрудники полигона, то ли граждане без определённого места жительства. Облачённые в ярко-оранжевые жилеты и путёвые телогрейки не то пожарных, не то железнодорожников, они действуют стремительно. Заскорузлыми руками наперебой тащат из короба полиэтиленовые мешки, пустые бутылки, пакеты. На людскую мельтешню невозмутимо взирают здоровенные вороны. Соблюдают местную иерархию, не иначе.
- Разница между лысьвенским и чусовским мусором? Конечно, есть, - с видом знатока сообщает тёмный ликом абориген. И, похоже, имея в виду прессованные посылки из «свиноматки», уточняет: – Ваш мятый весь какой-то, рваный.
Заметив объектив камеры, скромно отворачивается:
- Я сегодня не в лучшей форме, - и, рассмотрев, что на землю посыпались гнилые яблоки, спешит к коллегам делить плоды: – Некогда мне, бывайте здоровы!
Летят обёртки, шелуха, пакеты, бутылки. Поодаль стоит бульдозер. То, что останется после «разбора», он засыплет грунтом и утрамбует: противопожарная безопасность.
Между тем с момента старта из Лысьвы прошло больше часа. Как говорится, часики-то тикают...
- Когда у нас работали мясокомбинат, молокозавод, этим ребятам было раздолье, - выруливая с полигона, улыбается Ураков. – А сегодня что? Знаю: в сетевых магазинах строгая система контроля за просрочкой. Пиво скисло – нельзя его просто взять и выбросить. Под камерами вылей, а в бак отправляй пустую тару.
Крупные сетевые магазины практически ничего не выбрасывают на свалки. Акции и распродажи не дают залежаться постаревшей продукции. Чуть ли не единственный провиант, который может улететь в баки, – фрукты и овощи. Выходит, даже у бездомных социальные условия раньше были лучше? Что за жизнь…
- Помню, лет 40 назад не было такого, чтоб контейнеры стояли на площадках, - развивает тему собеседник.– По графику грузовик ездил по городу, к нему выходили люди: кто с ведёрком, кто с ящиком. Всё – чистота. А сегодня что? Это же фильм ужасов! И чем дальше, тем хуже!
До поры до времени
Спору нет: в последние годы в стране мало кто задумывался над грамотным сбором и утилизацией мусора. Ещё в начале тысячелетия «зелёные» предупреждали: если не принять мер, не за горами экологическая катастрофа. Она и произошла. Многие полигоны стали банальными свалками, а леса у городов завалили разнокалиберными отходами. Закрывать глаза на ситуацию можно было бы и дальше. До поры до времени. Однако федеральные власти нашли силы сделать шаг в сторону решения проблемы. Но все ли тонкости учли шагающие? Старая система решительно сломана. Новая – пока тёмный лес, где исполнители активно набивают шишки.
А страдают в итоге граждане, которые в очередной раз стали настоящими испытателями откровенно «сырой» программы. Когда учтут и исправят её слабые места? И исправят ли до конца? Ведь заново создаётся фактически новое коммунальное направление. Безусловно, это серьёзное дело, оценить все плюсы и минусы которого можно лишь по прошествии нескольких лет.
Более чёткими видятся перспективы развития схемы на местном уровне. Так, если всё пойдёт по плану, до конца нынешней весны лысьвенский полигон включат в обновлённую схему. А в конце 2019-начале 2020 года в пилотном режиме должен заработать экотехнопарк на границе Лысьвенского округа и Чусовского района.
Чем-то обернётся для лысьвенцев это новшество?
Фото Андрея Кудрина
Социальные комментарии Cackle