Алексей ТАРАТУХИН (на снимке) обладает интересной способностью: он запросто обучается игре на разных музыкальных инструментах. Сейчас в его «коллекции» их шесть: фортепиано, аккордеон, гитара, бас-гитара, ксилофон и ударная установка. Он заботливый муж, педагог дополнительного образования во Дворце детского творчества в Перми, музыкант второго оркестра при Дворце и участник рок-группы «Экспансия». В свободное время пишет музыку и аранжировки, занимается съёмками молний и гроз и видеомонтажом. И это при том, что Алексей - инвалид по зрению с рождения.
В раннем детстве молодой человек перенёс три операции на глазах. Но всё оказалось тщетно: два заболевания – косоглазие и слепота на один глаз – стали его спутниками по жизни. С семи лет Алексей жил на два города: в Перми учился в школе-интернате для слабовидящих, а в свободное время приезжал в Лысьву к родителям. Заметив интерес сына к музыке, мама отдала его в музыкальную школу при школе-интернате.
- Учиться желания не было, - говорит молодой человек. - Все мысли были о ней – о музыке. Очень быстро освоил первый инструмент - фортепиано. Учителя, конечно, не одобряли такого поведения и как могли заставляли учиться.
В выборе профессии собеседник не сомневался: только музыка. Поэтому поступил в Пермский музыкальный педагогический колледж. Тут-то и возникли трудности. Поскольку в колледже не было специальных мест для слабовидящих, Алексею пришлось быстро учиться жить полноценной жизнью.
- Отношение педагогов было разным, - поясняет парень. - Одни помогали, проявляли сочувствие, другие же наоборот – спрашивали в полную силу. Это и правильно. Наверное, если бы все относились ко мне с жалостью, я не стал бы таким, как сейчас.
- Какими были твои взаимоотношения с одноклассниками в школе-интернате и колледже?
- В школе конфликтов особо не было, впрочем, как и в колледже. Но случались ссоры и разногласия, когда жил в общежитии. Много было и оскорблений, в мой адрес звучало немало фраз о том, что инвалидам не место в обществе. Спасибо друзьям – заступались.
Пермский институт искусств и культуры стал следующей ступенью в образовательной «лестнице» Алексея. Трудностей оказалось много. Вначале было сложно привыкнуть к длинному учебному дню (глаза постоянно находились в напряжении), затем научиться читать ноты с листа.
При таком заболевании очень трудно фокусировать взгляд на определённых строчках, поэтому учить произведения в колледже молодому человеку помогали педагоги. В институте же студент предоставлен сам себе, и музыканту нередко приходилось оставаться в учебном заведении на ночь.
- Со временем привык, вошёл в колею, - вспоминает собеседник. - Даже устроился на подработку в оркестр русских народных инструментов. В общем, с института жизнь стала налаживаться.
Новые возможности, друзья, любимое дело… И вдруг он – диплом.
- После защиты я попал в тупик, - говорит Алексей. – Где найти работу? Где теперь жить? Эти проблемы, казалось, невозможно решить человеку с ограниченными возможностями здоровья.
Школы, детские сады – все учебные заведения отказывали парню в трудоустройстве. Причина одна – инвалидность. Помощь Алексей нашёл в обществе слепых, где ему помогли устроиться во Дворец детского творчества. Уже три года парень учит детей игре на музыкальных инструментах и пению.
- Ты живёшь полноценной жизнью, работаешь, ездишь на сплавы и ходишь в турпоходы с лысьвенским обществом слепых…
- Да, я не считаю себя человеком с ограниченными возможностями здоровья. Мне не нравится эта формулировка. Возможности человека безграничны, и неважно, инвалид он или нет. Границы ставим мы сами – в голове. Многие в моём положении замыкаются в себе, считают, что государство им должно. Правильно ли это? За время учёбы я не ощутил колоссальной разницы между здоровым человеком и инвалидом.
- Как ты считаешь, почему некоторые не стремятся ни к чему, плывут по течению?
- Инвалиды замыкаются, потому что родители не дают им возможности общаться, проявляют слишком много заботы. Это называется гиперопека. У меня на работе таких детей немало. И только мы, педагоги, пытаемся их как-то социализировать.
- Ты говорил, что в свободное время занимаешься фотосъёмкой. Трудно ли это, когда имеешь проблемы со зрением?
- Привыкаешь ко всему. Ставлю камеру на штатив, фотографирую, затем на компьютере просматриваю.
- А с телефоном как справляешься? Как читаешь сообщения, отвечаешь на них?
- Спасибо разработчикам смартфонов, что создали такую функцию, как озвучка. Этим периодически и спасаюсь. А вообще мы такое поколение, которое научится пользоваться телефоном в любой ситуации.
Алексей признаётся: много лет назад он поставил себе три цели – своё жильё в центре города, хорошая работа и любимая жена. Все они достигнуты. Последняя, кстати, осуществилась совсем недавно. Супруга Алексея, Елена, - учитель английского языка. Будни после работы пара проводит дома, чаще всего за просмотром фильмов. В выходные они гуляют по городу, а летом предпочитают отдых на природе. Молодой человек признаётся, что жить без мечты не может. Поэтому в его списке появились новые цели.
- Опускать руки при малейших трудностях? – задаётся вопросом Алексей. - Зачем? Жизнь даёт нам сложности, чтобы мы их преодолевали. Если я родился с проблемами, значит, так и должно было быть. Моё заболевание сделало меня сильным.
В начале беседы Алексей сказал, что не помнит своего точного диагноза. А ему это и не нужно. Ведь он живёт полноценной жизнью. Яркой, интересной и музыкальной.
А дети теперь – волшебники
Весёлые игры и конкурсы, хороводы вокруг ёлки в компании Дедушки Мороза и Снегурочки, море сладостей и, конечно же, подарки… Знакомое чувство праздника?
А для детей из организации по защите интересов детей-инвалидов и их семей «Луч надежды» Новый год - не просто праздник, а время волшебства. Поэтому организатор новогодней ёлки для детей-инвалидов, благотворительный фонд «ДоброЁЖ», постарался создать атмосферу чуда.
- Ёлка ваша, поэтому и право зажечь её яркими огнями принадлежит вам, дети. Теперь вы волшебники, - сказал Дед Мороз и отдал свой посох ребятишкам.
Не передать словами, сколько радости и счастья было в их глазах, ведь теперь все мечты обязательно сбудутся!
- Мы переживали, что будет сложно играть с «особенными» детками, - признаётся представитель благотворительного фонда Татьяна ПАШУКОВА. - Но опасения оказались напрасными. Маленькие лучики не только заряжались позитивом сами, но и заряжали искренними улыбками всех нас. Большое спасибо всем неравнодушным лысьвенцам и павильону «Микс» за сладкие подарки и игрушки для детей!
Ирина Попкова-Ахматшина,
студентка 4-го курса УрФУ.
Фото автора и из архива Алексея Таратухина