В каждой строчке - только точки
В книжных магазинах нередко можно встретить необычные книги и журналы с выпуклыми картинками, где вместо привычных букв и цифр – точки. Такая литература пользуется популярностью. Странно? нет! Ведь именно так читают и пишут незрячие и плохо видящие.
В клубе общества слепых шумно: в кабинетах творческие коллективы готовятся к очередному фестивалю. то тут, то там слышатся разговоры. Члена общества слепых Валентину КИЛИНУ встречаю за столом. Женщина медленно водит руками по листку, а затем что-то записывает в тетрадь.
Валентина поясняет: к одному из членов общества слепых пришло письмо от друга детства. Затем женщина показывает письмо. Оно необычное: на листе бумаги грифелем выколоты точки. Удивительно: в письме нет ни одной буквы!
- Рельефно-точечное письмо - шрифт Брайля, - заметив мой недоумённый взгляд, комментирует Валентина. – Эти точки не что иное, как буквы и цифры.
Каждая буква и цифра русского алфавита по Брайлю зашифрованы определённой последовательностью точек. Они располагаются в три ряда по две точки. Валентина Килина рассказала, что писать и читать таким образом учат в школах-интернатах для слабовидящих.
Проблемы со зрением у неё с детства. Потребность в чтении и письме заставили юную Валю выучить шрифт Брайля и обучиться тифлопереводу.
Собеседница объясняет: когда незрячий ребёнок приходит в первый класс, ему выдаётся «набор школьника». В него входит прибор для письма шрифтом Брайля, грифель, линейка и специальные тетради. Кстати, цифры на линейках тоже выведены Брайлевским шрифтом.
- У слепого весь дом – сплошной шрифт Брайля, - смеётся собеседница. – Цифры на телефоне, часах, будильнике, калькуляторе, пульте от телевизора написаны точками. Иначе как незрячий поймёт, куда нужно нажимать?
Главные недостатки при работе со шрифтом Брайля – низкая скорость чтения и невозможность вести общение в реальном времени. Кроме того, чтобы читать текст на Брайле, у незрячего должно быть хорошо развито тактильное восприятие.
Валентина показывает, как пишется слово «мама». Закрываю глаза и пытаюсь «прочитать» это слово пальцами. По ощущениям – набор точек. Валентина Килина говорит, что этому письму слабовидящие и незрячие учатся долго. Интересно, что пишут слепые справа налево, а читают – слева направо.
Валентина рассказала, что краевой фонд «Со-единение» для безопасности слепых и помощи незрячим на улице выпустил таблички со специальным предупреждением: «Перед вами слепо-глухой!». На них есть обозначения русских букв на языке Брайля. Когда слепоглухому потребуется помощь на улице, он запросто может обратиться к прохожим. Инвалид покажет на необходимые знаки, а зрячий переведёт слово на доступный язык. Такие приборы слепоглухие должны носить с собой обязательно.
Как же общаются слепоглухие?
Валентина поясняет, что глухие общаются с помощью сурдоперевода, а слепоглухие – тифлоперевода, а затем поясняет:
- Человек делает определённый жест пальцами на ладошке инвалида. Такой вид общения по-другому называют «рука в руку».
Интересуюсь у члена общества слепых, смотрят ли незрячие фильмы. Валентина утвердительно кивает головой.
- Фильмы для слепых делают с закадровым комментированием, - объясняет женщина. – Комментатор рассказывает обо всём: одежде, эмоциях, жестах и окружении актёров.
Оказывается, в крупных городах есть институты профессиональной реабилитации и подготовки персонала для работы с инвалидами. Там же обучают сурдо- и тифлопереводу. Недавно в клубе общества слепых состоялся премьерный показ фильма для незрячих. Руководители общества говорят, что такие кинопоказы могут стать доброй традицией.
Слепоглухие люди очень активны, творчески и спортивны. Они читают журналы и книги, смотрят фильмы и ведут переписки. Их общение пусть особенное, но очень интересное. Не удивляйтесь, если на улице к вам обратится слепой. У него в кармане всегда есть таблица со шрифтом Брайля. Помогите ему, и вы услышите самые искренние слова благодарности.
«Победители - мы все!»
«Настя, будь внимательней!» - кричат с трибун болельщики. «Меняемся квадратами!» - напоминает спортсменам тренер. Сами участники сосредоточены на игре. В их руках – теннисные ракетки, а в глазах – уверенность.
«Солнце на ракетке» - под таким ярким названием в Чусовом состоялся первый Всероссийский турнир по большому теннису среди детей с синдромом Дауна. Участников немного, но от этого волнение у юных спортсменов и их родителей меньше не становится. Ориентир у «солнечных» детей один – победа.
- Большой теннис заставляет работать оба полушария в головном мозге, - в перерыве между играми рассказывают родители «солнечных» детей. – Ребята становятся внимательными, тренируют память и выносливость. А это очень важно для людей с синдромом Дауна.
Казалось бы, людям с таким диагнозом очень тяжело понимать привычные вещи. Глядя на играющих в теннис детей, сложно поверить, что их жизнь тесно связана с синдромом Дауна. Их движения чёткие, подачи – точные, а переходы из квадрата в квадрат – слаженные.
По итогам двухдневных игр определились победители. Все участники награждаются почётными грамотами и памятными подарками. Искренние улыбки «солнечных» детей, радость в их глазах – лучшая награда для родителей. А для самих ребят победа неважна: для них главное - общение. В конце турнира участники говорят почти хором: «Победители – мы все!».
Доска почёта
первое место – Анастасия Шушканова (Чусовой),
второе – Даниил Булдаков (Лысьва),
третье – Дарья Горбас (Москва),
четвёртое – Анастасия Трофимова (Чусовой),
пятое – Анастасия Санникова (Лысьва).
Подготовила Ирина Попкова-Ахматшина, студентка УрФУ.
Фото автора