В редакции «Искры» состоялся прямой провод с начальником управления образования Ларисой СТЕПАНОВОЙ (на снимке). В течение двух часов Лариса Евгеньевна отвечала на вопросы разной направленности: кадровые, о безопасности в школах, о наполнении новой школы учениками и педагогами, вопросы, касающиеся дошкольного образования, здоровья учащихся и тому подобные. В общем потоке выделился большой блок вопросов о структурных изменениях в образовательном пространстве - об объединении школ в холдинги - от группы активных родителей учеников школы № 2. Ответы на эти актуальные и широко обсуждаемые вопросы мы решили разместить в газете в первую очередью.
ЗАЧЕМ НАМ ХОЛДИНГИ?
- Нам очень хотелось бы знать, чем обосновано слияние лысьвенских школ в холдинги? Это такая насущная необходимость, обязательная процедура? Слышали из компетентных источников, что предложения о реструктуризации и объединении носят рекомендательный характер…
- Да, это так. И решение об этом принимается на уровне муниципалитета в соответствии с ситуацией в конкретном населённом пункте. У нас такая насущная необходимость есть. Приведу некоторые причины объединения. Это разные экономические условия и разная демографическая ситуация как в городских, так и в сельских школах. Например, допустимая «мощность» по наполнению школ № 2, 13, 7, лицея 1 и начальной школы № 5 – 2800 человек. При этом там обучается 4100 учащихся. Сами за себя цифры говорят. Строящаяся новая школа как раз решает вопрос загруженности центральных образовательных учреждений города. Правда, при этом возникнет активное движение (в сторону уменьшения) контингента учащихся в других школах. Для сохранения баланса численности обучающихся, уровня финансирования школ и проходит их объединение в образовательные комплексы.
О снижении контингента учащихся в сельских школах поговорим чуть позже: это предмет отдельного разговора. А вот среди других важных причин объединения назову разную зарплату учителей в разных школах, разные нагрузки на администрацию и педагогов школ (по подвозу детей, инклюзивному образованию, деятельности специальных служб).
- По какому принципу школы объединяют в холдинги? Почему объединяются далеко расположенные школы с разными системами работы: например, № 13, 2, 17?
- Главный принцип - сохранение баланса численности учащихся и финансирование. В вашем случае учащиеся перегруженных школ № 2 и № 13 постепенно распределятся по трём зданиям. Они получат дополнительные ресурсы (кабинеты, актовый зал), а дети семнадцатой на время капитального ремонта спокойно будут учиться в здании школы № 13 и не искать другого места. Причем всё это не произойдёт в один учебный год. Постепенно придём к комплектованию классов не в 33, а в 24 ученика. По максимуму будем учиться в одну смену. Все изменения пройдут постепенно, без авралов.
Все мы помним, как школы закрывались на капитальный ремонт и дети «кочевали» с одного места на другое. Главное в объединении - улучшение условий для обучения детей, соответствие закону об образовании и федеральному государственному образовательному стандарту.
А РИСК ЕСТЬ?
- Есть ли экономические, управленческие, кадровые риски у такого слияния?
- Экономические риски реально минимизированы. Эти изменения касаются юридического лица, и экономическая компонента реорганизации прошла несколько экспертиз и обсуждений. Кадровые риски тоже отсутствуют. Условия для педагогов не меняются, а в некоторых случаях даже улучшаются!
По модели управления решение принимает административная команда, которая остаётся неизменной. Вместе эти люди определят модель управления, которая будет удобна и понятна всем. У нас есть реальные примеры отличного демократичного управления школами. Риск только в одном: разном восприятии таких изменений педагогами и родителями. Как следствие - разными становятся темпы и методы реорганизации управления.
- А почему бы вам не представить общественности расчёты: чем выгодно, а чем нет такое слияние школ?
- По действующему законодательству процедура реорганизации юридических лиц обсуждается лишь с сельской общественностью. Но мы провели и продолжаем проводить большую адресную разъяснительную работу и обсуждения с разными целевыми аудиториями. Встречались с депутатами, членами общественной палаты, проводим встречи с коллективами и административными командами школ. Впервые провели большой педсовет для педагогов города, в течение месяца отвечали на вопросы педагогов.
Была большая встреча с сельскими общественниками и руководителями предприятий. Многие из вопросов, прозвучавших там, взяли в активную разработку. На личный приём ко мне еженедельно записываются родители и педагоги по вопросам реорганизации.
Давайте ещё уточним: эти вопросы касаются лишь юридической стороны дела. Учащиеся и педагоги вне этого процесса. Для них ничего не меняется! Сейчас больше вопросов возникает по назначению руководителя комплекса. Но это компетенция учредителя. У нас идёт масса собеседований с управленческим резервом, обновляем смыслы администрирования, управления школами...
Расчёты, связанные с соглашением по заработной плате педагогов, администрации и младшего обслуживающего персонала, – зона ответственности управления образования. Это коммерческая тайна, и поэтому она вне масштабных обсуждений с общественностью.
НЕ НАРУШАТ ЛИ НАШИ ПРАВА?
- Сохранятся ли права каждого участника образовательного процесса - детей, родителей, педагогов - в случае объединения средней, основной и статусной школ? Ребёнок, к примеру, оканчивает физмат-класс и это направление выбрал при поступлении. Ему потребуется подготовка именно на уровне углублёнки. Это сохранится при слиянии или переходе в иную школу?
- Образовательная программа каждой школы неизменна. Концептуальные идеи - это политика в сфере образования РФ. Заверяю: особенности и традиции каждой школы останутся прежними. Не нужно об этом переживать. Сохраним все профили и углублёнку при учёбе ребёнка в школе с новым статусом. Даже если вы переходите в новую строящуюся школу – решаем этот вопрос. Он в компетенции руководства новой школы.
- По какому принципу назначаются директор и администрация холдинга? Почему не учитываются интересы всех школ, входящих в холдинг?
- Повторюсь: никаких изменений в административном аппарате школ не предусматривается. Они сами разработают эффективную модель управления, которая будет удобна именно их объединённому комплексу.
А НОВЫЙ ДЕТСАД БУДЕТ?
- Лариса Евгеньевна, вас беспокоит Виктор Новиков, общественник. Когда-то мы с прежним депутатом по пятому микрорайону Олесей Сластниковой добивались строительства новых детсада и школы в нашем посёлке. Попадут ли дети с «Первомайки» в новую школу, если известно, что в первую очередь туда переместят учащихся школы № 5 и лицея?
- В соответствии с Законом «Об образовании» приоритетное право попасть в новую школу име-
ют дети, проживающие в непосредственной близости к ней. Мы разослали письма во все учебные заведения Первомайского, в которых известили об этом руководителей. Дано задание провести тщательный мониторинг родительской аудитории, чтобы выяснить, сколько детей и какого возраста, проживающих в микрорайоне, готовы пойти в новое учреждение. Именно у жителей «Первомайки», а не у лицея и пятой школы, стопроцентное преимущество в этом вопросе.
- Будет ли в новой школе детсадовское звено? Мои внучки сегодня ещё ходят в дошкольное учреждение по месту жительства, а нам бы очень хотелось попасть в новый садик, а затем - в новую школу. Когда появится новый детсад, можно будет перевести туда детей? Решён ли уже вопрос с продлёнкой в новой школе? Когда писать заявления на зачисление, чтобы гарантированно туда попасть?
- Уже начинаются конкурсные процедуры на строительные работы детского сада на ул. Лермонтова, 189 (рядом с новой школой). Условно говоря, если нынче летом появится площадка под дошкольное учреждение, строительство завершится примерно к сентябрю-октябрю следующего года. Если ваши внуки на тот момент будут дошкольного возраста, перевести их в новый сад из прежнего вы сможете. И, конечно же, логично, что дети из него пойдут в первый класс в новую школу.
Так же, как сегодня мы изучаем потребности населения на заполнение учебных мест в новой школе, будем изучать спрос на места в этом детсаду. Невзирая на сегодняшний возраст внуков, вы уже сейчас можете написать заявление в новую школу. К сентябрю нового 2020 учебного года мы уже определимся, кто будет ходить в школу № 19. К этому времени решим и вопрос с продлёнкой: с сентября начнём изучение спроса.
КТО В ПРИОРИТЕТЕ?
- Моя фамилия Батраков. Мои дети учились сначала в школе № 5, потом полтора года – в школе № 11, а оканчивать обучение им приходится в 13-й школе. Не дело, конечно, что им пришлось учиться там, где были места, и они курсировали по разным учебным заведениям. У меня реплика по поводу строящейся школы: как пишут в газете, она будет очень большой. Хочется, чтобы туда попали в первую очередь те, кто живёт рядом с ней, а не сыновья и дочки наших «олигархов» из других микрорайонов… И ещё вопрос: как перевести детей в школу № 19?
- Я уже отвечала: у детей из Первомайского – первоочередное право на зачисление в новую школу. В курсе этой ситуации и руководство школы, в которой сейчас учатся ваши дети. Если хотите перевестись в новую, просто подойдите к руководителю своего учебного заведения и спросите, что для этого сделать. Вам всё разъяснят, если нужно – помогут составить заявление, заполнить анкету.
- Как будет наполняться новая школа?
- В неё в первую очередь пойдут дети с «Первомайки». При опросах и онлайн-анкетировании выяснилось: сегодня родители 562 детей в этом микрорайоне стопроцентно желают, чтобы их ребята учились там. Сейчас они обучаются в лицее, в школах № 5, 7, 13, а некоторые ещё посещают детсады.
ЛИЦЕЙ И «ПЯТАЯ» ВЕРНУТСЯ?
- Меня зовут Елена Викторовна Бреднева. Скажите, учащиеся и педагоги лицея и школы № 5 переедут в новое здание на время ремонта своих или на постоянной основе?
- Пока этот вопрос активно обсуждается. У нас на принятие решения есть как минимум лето.
- Когда отремонтируют пятую школу и лицей, кто поселится в их помещениях?
- Ремонт лицея и пятой школы - дело небыстрое: примерно на пару лет. Там масса претензий к канализации, инженерным сетям, школьной столовой. За год не успеем всего сделать, нужны солидные средства. Что касается наполнения здания после ремонта, у нас на сегодня переуплотнены школы № 2 и 13 – численность детей в классах в полтора раза превышает нормативы. Многие учатся там вынужденно, поскольку по каким-то причинам не попали в лицей. Вполне возможно, что именно этих учащихся переведём в отремонтированное здание.
Сейчас рассматриваем всевозможные варианты перераспределения контингента школ. Стараемся услышать мнения всех причастных, учесть все дельные предложения и пожелания.
- Не будет ли разумным вернуть лицеистов обратно в это здание?
- Рассматривали такой вариант – после ремонта всё вернуть на «круги своя». Но нужно понимать: если мы поступим таким образом, как лицей будет пополняться новыми детьми? Если школьники начального звена уйдут в новую школу насовсем, а это однозначно, лицею потом будет очень сложно набирать себе контингент. По Закону «Об образовании» мы не можем наполнить это учреждение детьми из других микрорайонов: сейчас всё очень строго контролируется с точки зрения доступности школы по месту проживания.
Так что вопрос этот активно обсуждается. Стопроцентно нельзя сказать, как будет в итоге. Более ясная картина сложится к сентябрю 2020 года, когда заполнится новая школа. Будет понятно, куда и какие потоки учащихся распределим. Очень много сегодня разговоров по лицею. Хотелось бы, чтоб там продолжались наработанные добрые традиции.
- Кто будет руководить пятой школой после ремонта?
- Всё будет зависеть от того, какие дети будут учиться в этом здании.
- Возможно ли оборудовать здание отремонтированного лицея так же, как здание школы № 6, где есть ещё Школа искусств? Чтобы основное и дополнительное образование детей располагались в одном месте. Это же чрезвычайно удобно! Полдня дети учатся в основной школе, а затем получают тут же дополнительное образование.
– Прекрасное предложение, и мы его тоже прорабатываем. По дополнительному образованию у нас сегодня очень много жалоб от родителей из многих школ. В той же школе № 2 нет актового зала, внеклассные мероприятия проводятся в коридоре. Вполне вероятно, что после ремонта в здании лицея можно будет подумать об организации там дополнительного образования. Рассматриваем такое.
Много новых возможностей по эксплуатации и более разумному переобустройству зданий других школ даст ввод в действие новой крупной образовательной «единицы». Там планируем много чего полезного и суперсовременного. Один актовый зал будет на 500 мест – целый дворец! Лыжную школу планируем там создать. С учётом того, что база ДДЮТ неумолимо стареет, возможности новой школы будут как глоток свежего воздуха. Вот где появится настоящий простор для развития всех видов детского творчества!
ШКОЛЬНЫЕ ВРАЧИ, НАГРУЗКИ И ДРУГОЕ
- У меня вопрос по школьным врачам. Недавно внучке стало плохо на уроке - поднялось давление. Двинулись в сторону кабинета врача, а его на месте нет, кабинет не работает. Педагоги просто дали нам таблетку - и мы уехали домой. Такая ситуация не в первый раз. Поясните, почему так сложилось с оказанием первой помощи по месту учёбы.
- Хочу сказать, что такие жалобы крайне редко поступают в управление, будем разбираться в индивидуальном порядке. Да и по другим школам заодно ситуацию выясним. Поясню наши функции в этом вопросе: управление образования сегодня просто получает лицензионное право на ведение медицинской деятельности на территории школ. В наши обязанности входят оборудование медкабинета, согласование удобного графика работы медика. А вот самого медработника (фельдшера) направляет нам городская больница. Специалист находится в её штате, там же получает зарплату. Полномочия давно разделены. В связи с этим сегодня мы и педагогов учим оказывать первую помощь, проводим для них курсы. Ситуация, описанная вами, действительно из ряда вон. Будем разбираться, почему так произошло.
А вы, в свою очередь, не стесняйтесь звонить в управление образования. Ведь состояние здоровья детей – не только залог их успешной учёбы. Это жизненно важное дело для всех нас, взрослых.
- Внучка оканчивает 10-й класс. Узнала, что у неё в один из дней было аж три экзамена! Вы не считаете, что это излишняя нагрузка?
- Это нонсенс, такого не может быть! Обязательно перезвоните мне в индивидуальном порядке - уточним, так ли это. Если да – будем разбираться. Существуют установленные законом нормы: у ребёнка не может быть даже двух экзаменов в один день!
(Пока отчёт готовился к печати, выяснилось: у десятиклассницы в тот день были не итоговые экзамены, а проверочные работы. А ещё она тогда же пересдавала по своему выбору ранее неудачно сданный предмет).
- Определены ли границы новой школы? Живём на ул. Балахнина, 80. Попадаем ли мы в строящееся новое учебное заведение?
- Границы пока не определены, но вы проживаете в микрорайоне, дети которого в новую школу попадают стопроцентно. Рекомендую уже сегодня заполнить анкеты - они есть в группах управления образования, ЦНМО в соцсетях, на сайтах всех средних учебных заведений. Получить консультацию, как и когда записаться в первый класс строящейся школы, как перейти туда с любой ступени, вы можете и по нынешнему месту обучения.
Прямая речь
Ваше беспокойство понимаю
Активное изменение структуры образовательного пространства Лысьвы началось в 2010 году. До этого изменения тоже были: закрывались старые школы, открывались новые. Если заглянуть в прошлое, на карте Лысьвы были школы с номерами 1, 6, 8, 15, огромное количество детсадов и отдельно стоящих яслей - с 1-го по 39-й. Активное строительство в 1980-х внесло массу изменений в образование: строились детские сады-комплексы, новые школы. Последние новостройки – школы № 6 и 7, детские сады № 38, 39, 21, 27, 17. За эти 30-35 лет мы все привыкли к относительной стабильности в образовательном пространстве. Все эти годы мы говорили только о том, что что-то закрылось…
В 2010-м столкнулись с проблемой ветхости зданий детских садов на селе. В это же время резко снизился контингент в сельских школах и детсадах. Это и стало причиной перевода сельских детских садов в школы. Детсады стали переезжать в переоборудованные здания школ. Заведующие стали заместителями по дошкольному образованию и старшими воспитателями. Юридических лиц стало меньше. Уже тогда появились первые комплексы. Но при этом дети продолжают посещать именно детский сад.
Основной причиной объединения городских детсадов в 2015 году стал большой разрыв в качестве образовательных услуг. То, что могли предложить большой и маленький детсад лысьвенскому ребёнку, существенно отличалось. С одной стороны - логопеды, психологи, дополнительное образование, бассейны, сенсорные комнаты, а с другой – в лучшем случае качественный присмотр и образование в лице одного педагога.
Когда вступили в действие Закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, начались противоречия. Появился поток обоснованных жалоб от родителей: почему у кого-то есть всё, а у нас нет и сотой доли того?! Поэтому мы пришли к решению объединить ресурсы дошкольных образовательных организаций. Вопрос объединения не был простым. Но сегодня мы можем говорить о качественном росте. Вопрос дня нынче - объединение школ в подобные комплексы.
Понимаю беспокойство родителей. И потому хочу сказать: ни при каких раскладах и процессах права детей и педагогов не ущемляются. А если появляются какие-то насущные вопросы, в управлении образования всегда готовы ответить на них. Наш телефон - 6-02-03. Доступны для диалогов мы и в соцсетях, в группах нашего управления.
Социальные комментарии Cackle