Накануне Дня России в городском музее открылась выставка «Война бывает разная: Афганистан». Первыми её увидели ветераны Афганской войны, их родные и друзья.
В комнату, где расположилась экспозиция, первые посетители заходили тихо, как в храм. Возможно, причина в тяжёлых воспоминаниях. Или в висящих на стене портретах не вернувшихся с той войны парней. Или в самом факте открытия выставки: у нас долго было не принято говорить об афганских событиях.
Минута молчания. Документальные кадры из далёкой страны. Страшные цифры потерь среди советских солдат. Тяжело…
Но вот выходят они, герои той неизвестной для многих войны. На груди – ордена, медали. В глазах – огонёк удовлетворения: наконец-то и о них вспомнили, заговорили, пригласили.
И оживился зал. Зазвучали песни, рождённые в афганских горах в перерывах между боями. Из уст ветеранов они воспринимаются совсем иначе. Начались воспоминания. И родилась идея: а почему бы не издать книгу? По страничке о каждом лысьвенце, опалённом той войной, - и почти триста страниц.
Предложение поддержал заместитель главы администрации Лысьвы по управлению ресурсами, внутренней политике и общественной безопасности Сергей БУБНОВ. Директор музея Ольга КОЖЕВНИКОВА пообещала всяческую поддержку в подготовке материалов. А это значит, что грядёт большое наступление. Наступление на неизвестность.
Побывайте на выставке. Приведите с собой детей. Пусть они знают в лицо героев Афгана и гордятся ими. Пусть знают, за что наши парни воевали в чужих горах.
СПАСИБО!
Организаторы выставки благодарят за помощь в её оформлении художника театра драмы им. А. Савина Ольгу Вологину, районный комитет союза ветеранов Афганистана и лично Геннадия Шигапова, комитет ветеранов боевых действий на Северном Кавказе и лично Евгения Михалева, предпринимателей Всеволода Пузанова, Сергея Михайлова и Игоря Литвинова.
Боль и страх остались там
Речной воздух, весёлая компания отдыхающих, дым костра, молодые мама и папа. Мужские пальцы на струнах. Лёгкая привлекательная картавость, тёплый голос, который хочется слушать. Непонятные фразы песен, слова, ничего не значащие для меня. Самое близкое: «А дальше – закружило, понесло… Меня – в Афган, тебя…».
ОНИ ВИДЯТ БОЛЬШЕ
И взгляд. Это я сейчас понимаю, какой взгляд был у недавно вернувшегося оттуда друга моих родителей. Мне, знавшей слово «война» лишь в контексте Великой Отечественной, встречающей ветеранов, героев той войны, у себя в посёлке - весёлых, улыбающихся, как бабушка… Её глаза лишь иногда темнели, заволакивались слезами или становились колючими от воспоминаний…
И опять же, только через годы, мне многое стало понятным из того, что всё детство слышала о войне: о тонкостях разведки, о бытовых неудобствах и о том, как там страшно… Нам, пионерам, ветераны рассказывали о патриотизме, долге, о смелых командирах, о великом подвиге страны, о Сталине.
И лишь в тесных застольных компаниях разговоры и песни о войне перемежались такими смешными и невозможными для нас, их маленьких внучат, подробностями, как переобутые задом наперёд сапоги, долгое лежание в жидкой грязи – чтоб не заметили, невозможность постирать бельё, насекомые на теле…
Такой же взгляд запомнила и несу всю жизнь из того времени - конца 1980-х. А вместе с ним любовь к гитаре, любовь к песням той войны. И так складывается по жизни, что в моём дружеском окружении появляются такие взгляды – постарше и помоложе, но они очень похожи. Эти глаза видят больше, чем мои. И глубже, наверное…
«ЧТО Я В АФГАНЕ, НЕ ГОВОРИ»
1989 год и песня «Белый танец» Ирины Шведовой. Мне 14. Скоро появится «Ласковый май», а пока - Владимир Высоцкий с его умением сказать, Олег Митяев, большая виниловая пластинка «Время выбрало нас», а на конверте – красивые парни и список песен.
«Пронесётся пыль Афганистана, с вихрем чьи-то жизни прихватив. Пусть им вечным памятником станет этой песни о войне мотив»… Эти песни даже были модными. Недолго. И «Белый вальс» с его Офелией восьмидесятых, с понятием несправедливости и безысходности...
Помнится страх, пришедший с осознанием трагедии даже в тех масштабах, которые нам было позволено знать. Разбиралась в понятиях, спрашивала, читала: меня никогда не отпускала тема современных войн. Ведь, как оказалось, война в Афганистане не стала последней в истории нашей страны...
Песня «Ордена не продаются» - вот и конфликт признанных ветеранов Великой Отечественной и ветеранов-афганцев… А потом песни об Афгане переписывались на Чечню. И получалось довольно складно. Ведь мало что изменилось от войны к войне.
Песня Великой Отечественной «Огонёк» стала армейской. «Ковыляй потихонечку», «Ты только маме, что я в Афгане, не говори» зазвучали более современно в Чеченском конфликте. А в песнях всё честно: они рождались именно там, где ребят встречали боевые трудности. Это теперь они становятся общими, и образы в них больше похожи на собирательные. А Кандагар упоминается в песне или Грозный – для тех, кого не коснулись эти войны, и разницы особой нет.
Почему они не герои?
Равнодушие общества - вот что самое страшное для ребят, вернувшихся оттуда, с войн, которые названы современными. Сразу думаю о ветеранах Великой Отечественной. Не знаю ни одного, кто хоть на день забывал о том, что воевал. И неважно: плен, бой, госпиталь, предательство, трудности… Это часть жизни, которая уходит лишь вместе с человеком.
Но они говорили обо всём с гордостью, пусть и горькой. Были победителями. Совершили подвиг и спасли страну. Мы празднуем Великую Победу и говорим детям: «Помните: эти люди – воины!».
Ребята, вырванные из мирной жизни, привыкшие считать ветеранами своих дедов, попавшие волей судьбы в страшную кровавую заваруху, – чем они хуже? Почему их подвиг ставился под сомнение?
Опять читаю бабушкину повестку на фронт: «Явиться в военкомат… Добровольцем в Красную армию…». Серая бумажка, любовно вклеенная ею самой в альбом. Вспоминаю её рассказы о первых минутах в военкомате: мол, кто шёл туда добровольно, понять не могла - все призывались одинаково.
Та же история с солдатами-срочниками, попавшими в горячие точки планеты, оставившими в горах здоровье, душу, мысли, а то и жизни. Почему они не герои для молодого поколения? Почему в День воина-интернационалиста мало кто знает, кого нужно поздравить? Ведь они рядом с нами – живые!
Только взгляды у них глубже.
Только главная ценность – дружба.
Только верностью мерят любовь,
Только больше молчат с годами,
Не бросают в глупость словами.
В снах лишь в горы уносятся вновь…
Современные конфликты в школах не изучаются, потому как нет однозначного мнения на их счёт – кто победил в войне, кто развязал войну, кто виноват, кто ответит за искалеченное поколение мужчин и поломанные жизни потерявших их любимых? Может, всё же надо навести порядок хотя бы в наших головах и понять: война – не призвание? Воинам – почести и льготы. Раны болеть не перестанут. Металл, оставшийся в телах, никуда из них не денется. Так может, на него должны реагировать не только рамки на проходных?
Души, рвущиеся обратно, к горячим пескам, туманам и оставшимся там друзьям, успокоятся лишь пониманием и должным уважением.
Ольга Чудинова, работник культуры
P.S.
Привезёшь мне песчинку с земли, где была война,
Каплю влаги, что этой земле жизнь с запасом дарила щедро?
Взгляд и голос свой не забудь там, где горы обходит с луной тишина.
А у нас луна дремлет тихо в вершине кедра...
Привези тишины в ладонях, не разлей по дороге долгой.
Буду слушать, как эхо помнит жизнь, разбитую на осколки
Тишины, что суровые горы неохотно мешают утром
С шорохом шагов, разговором... Привези. Ведь тебе не трудно.
Друг, находящийся в командировке там, ответил: «Не привезу. Пусть боль и страх остаются тут, в этой тишине…».