Не успел закончиться учебный год, как началась подготовка к новому. Впереди немало ярких событий в образовательной сфере Лысьвы. Среди них – открытие ресурсного класса для детей со средней и тяжёлой умственной отсталостью.
ПЕРЕНИМАЕМ ОПЫТ
Почти пять лет государство развивает инклюзию. Индивидуальность каждого человека рассматривается как норма, а люди не делятся на группы в соответствии со своими особенностями. Разрабатываются и реализуются проекты по социализации и адаптации детей с особенностями здоровья к окружающему миру.
Так, в прошлом году благодаря общественной организации «Счастье жить» на базе Пермской средней общеобразовательной школы
№ 47 открылся ресурсный класс. Его ещё называют «классом без границ», что символично отражает деятельность этой образовательной программы.
Цель такого класса – создание и развитие условий, обеспечивающих инновационную практику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья для максимального удовлетворения их прав на доступное и качественное образование.
Модель класса непривычна для традиционных учебных программ. Она предполагает «мягкую» инклюзию с постепенным выводом «особых» детей в общеобразовательные классы с тьютором – специалистом, сопровождающим школьника в индивидуальном получении знаний. Подобный опыт уже успешно реализуется в Москве, Воронеже, Белгороде, Питере. Для Пермского края класс без границ - инновация.
Не более шести
Президент общественной организации «Счастье жить», доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина Анастасия ГИЛЁВА предложила администрации Лысьвы участвовать в этом проекте. Её идею поддержали.
- Новизна заключается и в том, что ресурсный класс предназначен не только для детей с расстройствами аутистического спектра (по опыту Московского проекта), но и для ребят с другими нарушениями, - пояснила начальник управления образования Лысьвы Лариса СТЕПАНОВА.
Класс делится на три зоны: зону для общих занятий, отдельные парты с высокими перегородками для индивидуальных занятий и «разгрузочный» зал – зону отдыха. Если в обычном классе во время урока уставший школьник не может выйти, то в ресурсном такая возможность у ребят будет.
Занятия у «особых» детей будут нетрадиционными: яркие карточки и наклейки, магнитные доски и многое другое помогут школьникам в получении знаний.
Благодаря финансированию по гранту общественная организация «Счастье жить» производит оснащение школы мебелью, сопровождает реализацию проекта, обучает педагогов-кураторов и обеспечивает методическими пособиями, специально разработанными под задачи класса.
- Ремонт класса выполняется в рамках госзадания школ и в затраты по проекту не входит, как и заработная плата учителей, - уточнила Лариса Степанова. - Класс должен быть укомплектован преподавательским составом согласно федеральным государственным образовательным стандартам и нормативам обучения детей с особыми потребностями.
По словам Ларисы Евгеньевны, сопровождать детей будут педагог-психолог, дефектолог, учитель-логопед и специалисты в зависимости от особенностей ребёнка. Например, со слабовидящим будет заниматься тифлопедагог.
- Мы организуем такой класс в начальной школе-детском саду, - рассказала она. - Сейчас решаем вопросы ремонта помещения, подбора кадров, а психолого-медико-педагогическая комиссия занимается набором детей. Их в классе будет не более шести…
Тема ресурсного класса как новой технологии включения «особых» детей в образовательную среду здоровых ровесников - сегодня одна из самых актуальных для родителей и специалистов. Хочется верить, что проект, который получил поддержку администрации губернатора Пермского края Максима РЕШЕТНИКОВА, будет успешно реализован в нашем городе.
Подготовила Ирина Попкова, студентка УрФУ
Фото автора и из архива Анастасии Гилёвой и Ларисы Степановой