На эту семью трудно не обратить внимание. Высокий и статный папа, красивая и хрупкая мама и их четыре не менее очаровательные дочки. Супругов Анастасию и Линара МАНИРОВЫХ называют образцовыми родителями: ведь в их доме всегда царят гармония и взаимопонимание, а для двух приёмных девочек с синдромом Дауна они стали самыми родными и близкими людьми.
МНОГО ДЕТЕЙ - СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ
Встретиться с семьёй мы договорились во время дневной прогулки: многодетной маме сложно найти свободную минутку. У Свято-Троицкого храма немноголюдно. Замечаю приближающуюся ко мне шеренгу из четырёх девчонок и «главнокомандующего» - саму Анастасию. Все держатся за руки и о чём-то разговаривают.
- Привет, - протягивая руку, говорит самая высокая девчушка. – Меня зовут Амина, а это – мои сёстры: Алина, Элина и Азалия.
Девчушки удивительно похожи друг на друга. Волосы каждой аккуратно заплетены в косы, а глаза – словно океаны: такие же выразительные, как и у Анастасии.
- Мама, дай хлеба, - просит Алина, - птички кушать хотят.
Анастасия достаёт из рюкзака буханку, делит на четыре куска и отдаёт детям. Пока дочки кормят голубей, собеседница садится на скамейку и поясняет: сейчас глава семейства занимается строительством, совмещая работу с получением высшего юридического образования, поэтому из-за загруженности прийти на встречу не смог.
- Мы с Линаром оба из многодетных семей: их в семье - трое, нас – шестеро, - объясняет желание иметь большую семью Анастасия. – Когда познакомилась с будущим мужем, сразу предупредила, что хочу взять ребят из детского дома.
А познакомилась пара 10 лет назад во время летней прогулки. Как говорит многодетная мама, Линар несколько кварталов ехал за ней на машине, затем попросил номер телефона. На следующий день молодые люди встретились и поняли, что это навсегда. На тот момент Линар Маниров хотел шестерых детей. Анастасия же была в сомнениях, но сейчас солидарна с мужем.
На начало отношений Манировым выпали тяжёлые испытания: две замершие беременности и год армии. Эти трудности сплотили пару ещё больше, и в 2012 году родилась первая долгожданная дочка Амина. Спустя ещё три года - Алина.
Амина, накормив голубей, начинает танцевать. Собеседница смеётся и говорит, что её старшая дочка восемь месяцев занимается художественной гимнастикой. Тут же подбегают Элина с Азалией. За спиной девчушки прячут свежесорванные цветы мать-и-мачехи. Азалия долго не решается протянуть букет маме, скромно стоя в сторонке.
- Азалия, что случилось? – собеседница подходит к дочке, нежно гладит её по голове, а затем поясняет: девочка ещё не привыкла к общению с людьми.
ВОКРУГ ВСЁ ИНТЕРЕСНО
Девчонки играют в догонялки. Сёстры бегают вместе, обнимаются, балуются. Анастасия с улыбкой смотрит на детей, а затем продолжает рассказ.
С 10-месячной Алиной и трёхгодовалой Аминой на руках она прошла школу приёмного родительства. Вскоре Манировы переехали в Нижегородскую область, где служил по контракту глава семейства.
- В 2016 году стала смотреть сайты детских домов, - рассказывает о первых шагах при усыновлении собеседница. – Вижу девочку с синдромом Дауна, и так она запала мне в душу!
Сомнения и переживания терзали молодую маму: как справиться с тремя детьми, один из которых с инвалидностью? Чему можно научить ребёнка с синдромом Дауна?. Пересмотрев более сотни анкет, Анастасия твёрдо решила: Элина будет их дочерью.
- Спасибо мужу: он поддержал меня в этом непростом решении, - говорит многодетная мама.
За несколько дней до Нового года супруги поехали в соседний город за девочкой.
- Когда Элина ехала домой, - вспоминает о первых совместных минутах собеседница, - то удивлённо смотрела во все стороны: за свою жизнь она ни разу не выходила из стен детдома.
Элине и сейчас на прогулке интересно всё: пролетел шмель и сел на цветок, – девочка бежит его разглядывать, рядом пролетела бабочка - Элина спешит поймать её.
АДАПТАЦИЯ ДЛИНОЮ В ГОД
- Как старшие отнеслись к появлению в доме ещё одного ребёнка? – интересуюсь у Анастасии.
- По-разному, - отвечает она. – Амина обрадовалась, нянчилась с удовольствием, Алина ревновала и обижалась.
Мама вспоминает: когда Элина просыпалась рано утром, то сидела на кровати с открытыми глазами и смотрела в одну точку. Анастасия понимала: так воспитывают ребят в детских домах.
- Утром сгребу её в охапку, обниму крепко-крепко, и она снова засыпает, - вытирая слёзы, вспоминает собеседница. – Сейчас Элина сама приходит утром, так и спим – в обнимку.
Интересуюсь у молодой мамы, сколько времени ушло на то, чтобы привыкнуть к ребёнку с синдром Дауна.
- Около года, - отвечает собеседница. – Было множество трудностей, с которыми приходилось сталкиваться каждый день.
Например, Элина не умела ходить на горшок и давилась твёрдой пищей, а кривоногость пришлось лечить курсами массажа. Адаптация у самой Элины прошла быстрее: девочка с лёгкостью нашла контакт с сёстрами, перенимала навыки и привычки от них. Старшие же заботились, учили разным играм.
У КАЖДОЙ - ОСОБЕННЫЙ ХАРАКТЕР
После окончания службы Линара и переезда обратно в Лысьву пара решила взять ещё одного ребенка с синдромом Дауна, чтобы Элине было комфортно, когда старшие сёстры вырастут. У приглянувшейся девочки из Казани было три порока сердца и несколько сопутствующих заболеваний.
- В голове уже был чёткий план по дальнейшему лечению, - говорит Анастасия. – Зубы чёрные – лечить, волосы короткие и ломкие – восстановить.
- И характер у Азалии тяжёлый, - наблюдая за бегающими дочками, говорит Анастасия. – Спокойно ведёт себя только со мной или с Линаром, со всеми остальными вредная и непослушная.
Женщина поясняет: сейчас у них адаптационный период, во время которого девочка проверяет границы дозволенного. Привычки Азалии из детского дома не дают Анастасии ощутить всю радость материнства. Азалия пока пуглива и избирательна в людях.
- Дочка может сесть и начать качаться вперёд-назад, - рассказывает она. - Это из-за того, что в детстве не была с мамой. В такие моменты стараюсь обнять, сильнее прижимая её к себе.
У всех девочек, как рассказывает многодетная мама, разный характер. Амина - спокойная и весёлая, а Алина – бойкая, этакий мальчик в юбке. Ласковая в прошлом и требовательная сейчас Элина любит командовать Азалией.
- Какие особенности есть у детей с синдромом Дауна? - с очередными вопросом пристаю к собеседнице.
- Таким малышам нужно больше времени на усвоение информации и приобретение навыков, - объясняет многодетная мама. – У них проблемы с речью и со здоровьем из-за слабого иммунитета. Даунятам нужно соблюдать строгую диету и реже болеть, иначе их развитие регрессирует.
Как объясняет Анастасия, такие «солнечные» дети учат радоваться любой мелочи: каждый их навык – шаг, слово, действие – большое достижение. Элина уже показывает хорошие результаты: девочка по имени называет сестёр, сама кушает и просится в туалет.
ЗА ДЕТЕЙ - ГОРОЙ
Распорядок дня у многодетной мамы расписан поминутно. Утром нужно отвезти ребят в садик и иногда свозить солнечных детей на реабилитационные занятия. Затем – домашние дела и немного времени на свои хобби: чтение книг и вышивку алмазных мозаик. После садика семья часто гуляет в Детском парке или в Свято-Троицком сквере, возят Амину на гимнастику, а вечером Манировы собираются за столом и общаются.
Дома супруги называют девчонок ласково: Амину – кисонькой, Алину – кнопкой, Элина у них солнышко, а Азалия – зайчонок. О чувствах Анастасия говорит скромно, но даёт понять: за своих детей она стоит горой. Об отношениях с дочками собеседница рассказывает улыбаясь:
- Папа у нас в семье – добрый и всё разрешает, балует, а мама – строгая, - признаётся женщина.
Манировы не говорят о далёком будущем, но охотно делятся ближайшими планами: построить большой дом, купить микроавтобус, родить сына и усыновить ещё одного ребёнка. Мечты у пары связаны с детьми: супруги хотят, чтобы у их дочерей была счастливая и наполненная яркими красками жизнь.
Подготовила Ирина Попкова, студентка УрФУ. Фото автора