Лысьва – город уникальный. Из-под крыла нашей «маленькой, но гордой птички» вышло немало замечательных, уникальных и неординарных людей. И пусть многие из них разлетелись по всей России и даже миру, время от времени они возвращаются на свою малую Родину. И спасибо нашим верным читателям, которые не забывают сообщить о подобных визитах журналистам «Искры»: вот, мол, уникальный человек вернулся в родные пенаты, не хотите ли пообщаться? Конечно, хотим!
«В УЧИЛИЩЕ ТЫ СТАНЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
Если бы не подсказка Галины ПОТЬКАЛО, мы бы так и не познакомились с Александром ЗЕМЦОВЫМ, уроженцем Лысьвы, а ныне – крымчанином, кадровым военным, полковником в отставке, всю жизнь занимавшимся испытанием авиационной и космической техники.
За 30 лет службы он провёл в воздухе более 3000 часов, из них половину – на испытаниях. Освоил более 30 типов самолётов, вертолётов и их модификаций. На его счету почти сотня государственных, серийных и контрольных испытаний различных образцов авиационных комплексов и вооружений. Он побывал на палубах почти двух десятков кораблей одиночного и группового базирования авиации, на которых избороздил просторы Тихого и Индийского океанов. Это военный штурман первого класса, штурман-испытатель первого класса, за безупречную службу и освоение новой авиационной техники награждённый орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» и многими медалями.
- В Лысьве не был 15 лет, - рассказывает Александр Анатольевич. – Хожу по городу с удовольствием, но сердце всё равно щемит: обидно, что стремительно ветшает и разрушается родной для меня Ленинский посёлок. А особенно радует встреча с родными и одноклассниками. Мы окончили школу № 11 в 1965 году, и многих приятелей я не видел почти 55 лет. Так приятно вновь встретиться и вспомнить минувшие дни!
Он родился в тяжёлое послевоенное время – в 1946 году в семье рабочих мартена. Папа, Анатолий Григорьевич, трудился сталеваром, а мама, Тамара Александровна – лаборанткой. Детей было трое: Александр и сёстры Елена и Наталья. С детства начал заниматься спортом, но особенно нравился футбол – играл за сборную города, в составе которой стал чемпионом Пермской области. Кстати, в будущем он повторил этот успех, став чемпионом области в составе футбольной команды Челябинского авиационного училища. Но как же парень из рабочей семьи, где кадровых военных никогда не было, вдруг решил резко поменять судьбу и буквально взмыть в небо?
- Во время школьного производственного обучения на заводе получил профессию электрослесаря. Всё шло к тому, что мне предстояло продолжить рабочую династию, но… В 1964 году нам, юношам выпускных классов, военком предложил связать судьбу с армией. Услышав, что Челябинское высшее военное краснознамённое авиационное училище штурманов приглашает абитуриентов, особенно не задумываясь, написал заявление о поступлении туда, - окунается в прошлое Александр Земцов.
Написать-то написал, но сомнения оставались. Даже когда пришла повестка из лётного училища, с выбором не спешил – был вариант остаться в городе и заниматься любимым футболом.
- Мои сомнения развеял тренер, Георгий Мельчиков. До сих пор помню его слова: «Саша, мне очень жаль отпускать тебя из команды, но если ты хочешь стать Человеком, езжай в училище!». И я поступил в Челябинск, в одно из старейших учебных заведений Военно-воздушных сил СССР. Первый год показался адом: строгая армейская дисциплина, ненавистная команда «Подъём!», ежедневные кроссы по два-три километра в любую погоду, курс молодого бойца, занятия в аудиториях, а также караулы, наряды, выполнение хозработ и многое другое. Всё это вызывало огромную усталость и щемящую тоску по гражданке, - вспоминает полковник в отставке.
ЗДЕСЬ ТЕХНИКУ УЧАТ ВОЕВАТЬ
После окончания училища в 1969 году приказом руководства Московского военного округа его направили в Липецк, в Центр боевого применения и переучивания лётного состава (ЦБП ПЛС).
- Чем занимается Центр? Если кратко: лётчики-испытатели учат самолёты летать, а в ЦБП технику учат воевать. Командование Липецкого центра направило меня в Воронежский полк штурманом в разведывательную эскадрилью исследовательского авиационного полка бомбардировщиков и разведчиков, на вооружении которой были сверхзвуковые самолеты, - вспоминает офицер. – Шло время, приходил опыт, а вместе с ним – профессиональное мастерство. Нам стали доверять более сложные полётные задания, привлекали к участию в тактических учениях, проводимых на территории СССР. В 1971 году родился сын Андрей. И, несмотря на неустроенность (жить приходилось на частной квартире) настроение было приподнятым: кроме работы мысли занимал этот маленький человек.
В 1973-м Александра Анатольевича назначили начальником штаба – заместителем командира бомбардировочной эскадрильи самолетов Су-24. По тем временам он был оборудован сложнейшими комплексами с бортовыми вычислительными машинами, мощным вооружением. Произошёл очередной качественный скачок в его лётной карьере. Первый был связан с переходом с тихоходного Ли-2 на реактивный Ил-28, а сейчас – с устаревшего Як-28 на самолёт нового поколения Су-24.
Его карьера в Липецком центре завершилась в 1975 году: он загорелся идеей перевестись в Ахтубинск, в Центр подготовки лётчиков-испытателей государственного краснознамённого научно-испытательного института Военно-воздушных сил им. В.П. Чкалова. Всё, что в Союзе летало, проходило испытания здесь.
- Это Мекка военной авиации, где оттачивается боевое применение новейших авиационных комплексов. Здесь из техники выжимают всё, на что она способна, не оставляя без внимания малейшие недоработки. А лётчиков и штурманов учат тому, за что в строевых частях отстраняют от полётов и отправляют под трибунал, - заверяет полковник.
КОСМОС БЕЗ БУДУЩЕГО
Об этом периоде жизни Александра Земцова можно говорить долго – историй хоть отбавляй. Правда, не все они позитивные. Лётчик-испытатель – профессия опасная, поэтому, к большому сожалению, друзей и боевых товарищей ему приходилось хоронить не раз. Правда, грустно заканчивались истории не только выдающихся людей, но и целых космических программ.
- 15 ноября 1988 года Советский Союз провёл успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран». Он совершил двухвитковый полёт вокруг Земли и в автоматическом режиме приземлился на посадочной полосе Байконура. Была открыта новая страница в освоении космоса. За «Бураном» стояло будущее и, казалось, никто не посмеет его отобрать. Но мы ошибались. Будущего не было ни у программы «Буран», ни у всей нашей страны, - рассказывает собеседник.
По словам Александра Анатольевича, космонавтов, которых готовили по программе «Буран», он знал лично – их подготовка тоже проходила в Ахтубинске. 27 кандидатов разделили на две группы летчиков-испытателей, военных и гражданских. планировалось, что многоразовые космические корабли будут использоваться не только в интересах обороны, но и народного хозяйства. Но «Буран» летал всего один раз и то в беспилотном режиме. А судьба «бурановцев» сложилось по-разному. На орбите побывали лишь семеро. Как ни странно, но злой рок прошёлся не только по самой космической программе, но и по людям: в течение нескольких лет один за другим скончались шесть лётчиков-испытателей из гражданского отряда «Бурана».
А в 2002 году погиб и сам орбитальный корабль: его разрубила пополам рухнувшая крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
ЗАЧЕМ КОРАБЛИ ИСКАЛИ ШТОРМ?
В июне 1978 года Александра Земцова перевели с Волжских степей к Крымскому побережью – на аэродром посёлка Кировское. Предстояло заниматься новым направлением – авиационными корабельными комплексами, противолодочным оружием, космическими объектами.
Наиболее сложным в испытаниях были корабельные программы по определению гидрометеорологических условий для взлёта и посадки вертолётов на палубы разных кораблей. Тяжёлые авианесущие крейсеры особых хлопот не доставляли: такую махину даже океану тяжело раскачать. А вот к кораблям одиночного базирования был особый подход. Сначала полёты выполняются в простых условиях: днём и ночью при умеренном ветре. Затем корабль ищет шторм, чтобы определить, при каком ветре и силе качки вертолёт ещё сможет держаться на палубе.
- Помню, наша бригада работала в Охотском море. Корабль швыряло из стороны в сторону, из-за качки половина экипажа лежала пластом. И нам было не сладко, но испытания никто не отменял. Спасались от этого ада только в воздухе. После полётов корабль специально укрывался от шторма в проливе Лаперуза, давая экипажу отдых. И так всю неделю, - вспоминает штурман-испытатель.
По словам Александра Анатольевича, с Крымом его связывает многое: здесь прошла большая часть сознательной жизни, здесь родились на свет внучата Санечка и Алёнушка. Кстати, Александр Земцов-младший пошёл по стопам деда: учится в Челябинском авиационном училище.
ИЗ КРЫМА – В КИЕВ И ОБРАТНО
Украинский период жизни полковника Земцова интересен особо: человек и без того неординарной профессии стал очевидцем событий по разделению двух стран, буквально на его глазах произошёл раскол между двумя братскими народами.
- Авиационная база в Кировском, на которой мы работали, подчинялась Ахтубинску. Когда началась «петрушка» с развалом СССР, мы долго не могли понять, что же с нами будет дальше. В итоге аэродром достался Украине. Работы практически не стало, ребята начали разъезжаться,– продолжает рассказ Александр Анатольевич. – В 1996-м закончилась моя военная карьера – уволился из Вооружённых сил, пройдя путь от курсанта до полковника, от штурмана экипажа до главного штурмана научно-испытательного Центра.
Кстати, в 1991 году командованием Научно-испытательного института им. В.П. Чкалова Земцов был представлен к присвоению почётного звания «Заслуженный штурман-испытатель СССР», но документы так и лежат в наградном отделе в Москве. Развал Союза похоронил многое, но он не смог уничтожить дело, которому были отданы лучшие годы его жизни.
После увольнения ему поступает предложение перебраться в Киев, где создавался Главный координационный центр авиационных работ по поиску и спасению МЧС Украины. Планировал поработать годика два, но они растянулись на 20 лет.
- Ещё одной веской причиной перебраться в Киев были коммунальные проблемы тогдашнего Крыма. Необходимость постоянно заправлять газовые баллоны, экономия света с 19 до 23 часов, отключения воды по три раза в сутки – старый водовод с нагрузками не справлялся. А зимой – неработающая котельная, холод и масляные радиаторы. В Киеве в 1997 году нас встретили хорошо, отношения между людьми были прекрасными, спокойная обстановка в городе. Работать в МЧС мне нравилось, летал и дружил с потрясающими ребятами, - ностальгирует собеседник.
С БАЛКОНА – ВИД НА СТРЕЛЕЦКУЮ БУХТУ
Первые «ласточки» антироссийского негатива промелькнули в 2004-м, но потом всё как-то улеглось. Тогда Александр Анатольевич с женой в шутку сказали: мол, как только Крым перейдёт к России, мы вернёмся назад – домой. Как в воду глядели…
А в 2014-м Киев заштормило. Квартира Земцовых находилась в центральном районе столицы Незалежной. Они видели, как на улицах всё чаще стали появляться оголтелые молодчики, почувствовавшие запах крови. На майдан не ходили – не за чем. По вечерам обычные граждане старались не выходить из дома – опасно. От антироссийских настроений коробило.
- Последней каплей стали слова товарища, которому я помог продвинуться по служебной лестнице, стать диспетчером центра координации авиационных работ. На одном из совещаний он сказал: «Почему Земцов работает у нас, если его невестка служит в российской армии?», - с горечью говорит полковник в отставке.
Они продали квартиру, дачу и двинулись в Крым через Днепропетровск, Харьков – вкруг Украины. Остановились в Севастополе. Но не всё так просто: пришлось получать вид на жительство, российское гражданство – маялись почти два года. Да и с военной пенсией были проблемы – Киев не отдавал личное дело, едва заслышав о «переселении» в Крым.
- Но всё разрешилось. Теперь живём свободно, с балкона смотрим на Стрелецкую бухту, в 200 метрах – Чёрное море, перед нами – знаменитое Нахимовское училище. Жить в Крыму нравится, да и коммунальные проблемы устранили. Надеемся, жить здесь будем долго. Но Лысьву всё равно не забываю, - улыбается Александр Анатольевич.
Фото Андрея Кудрина и из архива Александра Земцова
Социальные комментарии Cackle