- Славка, стреляй! Какого чёрта молчишь? Стреляй!.. От этого окрика Вячеслав АЛИКИН мгновенно очнулся, и пулемёт в его руках ожил. Первые же пули достигли цели: боевики стали отходить, бой сдвинулся к лесной зоне.
«ИЛИ МЫ ИХ, ИЛИ ОНИ НАС!»
Почти четыре часа 30 спецназовцев и 40 омоновцев бились с боевиками. Силы были неравны. Врагов в несколько раз больше. Они обоысновались в заброшенном селе Баба-Юрт под посёлком Ножай-Юрт и основательно подготовились к встрече с солдатами Российской армии.
В первые же минуты боя взорвали БТР: погибли водитель и наводчик. Сидевших на броне волной разбросало в разные стороны. Выведенная из строя техника, смерть товарищей (многие, в том числе и Вячеслав Аликин, видели её так близко впервые) дали перевес боевикам. Но умелые действия командира спецназовцев быстро изменили обстановку.
Каждый знал и помнил слова Бати: «Или мы их, или они нас!». Сражались парни отчаянно, и боевики отступили, оставив убитых и раненых. Впоследствии остатки банды в «зелёнке» уничтожал кемеровский спецназ.
По возвращении в часть Вячеслав ждал нагоняя от Бати за то, что замешкался в первые минуты боя. Но к удивлению услышал: «Молодец, быстро пришёл в себя и стрелял метко. С боевым крещением тебя, солдат!».
А солдату было 19 лет, шёл 2008-й. Вячеслав Аликин нёс службу по контракту, его часть находилась в Чечне. Раскладывая по полочкам свою недолгую жизнь, он, наверное, и сам ещё не понимал, как оказался в спецназе.
ДВА ГОДА В ЧЕЧНЕ
Родился и вырос Вячеслав в Лысьве, в рабочей семье. Учился в школе № 11. Как и все мальчишки, увлекался спортом: лыжи, коньки, футбол, походы по родному краю. Очень любил книги и фильмы о войне, о защитниках Отечества. И всегда говорил маме Татьяне Ивановне: «Буду военным». Но почему-то после девяти классов поступил в СПТУ № 6, в группу слесарей. Видимо, за компанию с друзьями.
Призыва в армию ждал с нетерпением. Пареньку всё казалось: там он найдёт своё место, там его ждёт что-то необычное. Месяц в Омском учебном центре ВВМВД пролетел незаметно. Старательного юношу определили в разведроту, что находилась в Ангарске. И вот первая командировка в Ингушетию.
Группа, в которую входил и лысьвенский парень, прибыла туда для зачистки от бандитов. Там совсем недавно произошёл военный конфликт между жителями Ингушетии и чеченскими боевиками. Видимо, Вячеслав Аликин проявил выносливость, военную смекалку, и по возвращении в часть его перевели в спецназ. А дальше - контракт и Чечня на два года.
За это время на его счету десятки боёв, но в памяти тот, первый. Старшему сержанту В.Д. Аликину он даже снится иногда. И крик командира в ушах: «Славка, стреляй!..». Засады, погони, перестрелки, прочёсывание квадратов (а они 20х20 км)… Сколько их было за два года службы!
28 мая 2010 года, в День пограничника, Вячеслав Аликин стоял на пороге родного дома. На груди - разные знаки отличия и медаль «За службу на Кавказе», а на голове краповый берет - символ доблести и чести спецназовца.
О берете стоит сказать отдельно. Не каждому спецназовцу суждено носить его, а мечтает о нём каждый. Но не все преодолевают испытания, которые нужно пройти. Это своего рода экзамен на стойкость, выносливость, мужество.
- В Смоленск летом 2009-го съехались 120 человек из разных уголков России. Перед этим желающих стать обладателями краповых беретов месяц тренировали в частях. Я проходил тренировку в Грозном, - рассказывает Вячеслав. – После, уже в Смоленске, ещё месяц тренировки. И вот главный день. Строй спецназовцев в полной экипировке с автоматами, в которых по одному патрону, перед комиссией.
Первое испытание - бег на 16 километров. Нужно преодолеть реки, овраги, болото и не запачкать оружие… К финишу нас пришло 18 человек. Затем штурм здания, спарринг с инструкторами (их трое, бьются по пять минут. А боец должен выдержать все 15 минут). Зачёт по теории…
Лысьвенский парень выдержал всё и в знак победы произвёл выстрел единственным патроном в автомате. Выстрелили ещё 12 спецназовцев.
Пять лет после демобилизации Вячеслав Аликин работал на металлургическом заводе, а хотелось чего-то особенного. Он вновь мечтал о службе в армии.
К ЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКНУТЬ
В 2015 году В.Д. Аликин был зачислен в штат тяжёлого авиационного крейсера «Адмирал Кузнецов» стрелком морской пехоты для обороны и охраны корабля. Баренцево море прошёл на авианосце вдоль и поперёк. В ноябре 2016 года экипаж направили в Сирию. Там моряки были почти полгода, доставили ценный груз - самолёты.
Второй раз Вячеслав побывал в Сирии летом следующего года. Группа спецназовцев доставила в Россию «грузы 200».
- К чему нельзя привыкнуть, так это к гибели боевых товарищей. Очень тяжело... - Вячеслав замолкает.
Зато в Мурманске его ждало приятное известие. Он, один из лучших стрелков морской охраны, стал участником военно-морского парада в День Военно-морского флота. Правда, тяжёлый атомный авианесущий крейсер «Пётр Великий» не смог пройти по Неве (не хватило глубины) - стояли в Кронштадте. Но воспоминания об этом дне самые прекрасные.
ОЧНУЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ
На его счету восемь командировок в Сирию. Последняя оказалась трагической. Возвращались с задания, операцию провели успешно. До базы оставалось несколько километров, и вдруг страшный взрыв потряс БТР. Подорвались на фугасе.
Вячеслав и ещё четверо парней сидели на левой стороне боевой машины. Их отбросило взрывной волной и изрешетило осколками. Очнулся он в госпитале. Там и узнал, что погибли водитель, наводчик и парни, что сидели на правой стороне. Всего пять человек.
Затем были больница в Мурманске, операция и отпуск для выздоровления дома. В канун нового, 2018 года он стоял на перроне лысьвенского вокзала, где его встречали парни из комитета боевых действий на Северном Кавказе А. Мухаметшин, А. Чарушин, Е. Михалев.
Надо отдать должное комитету и его председателю Евгению Михалеву: они отслеживают путь всех парней, которые прошли и проходят горячие точки, и вовремя протягивают руку помощи. На долю Вячеслава Аликина выпало столько испытаний, сколько человек вряд ли вынесет за всю жизнь, а ему всего лишь 30 лет.
- У меня ещё есть время вернуться в армию. Вот чуть подлечусь - и тогда…
Что тогда, собеседник не договаривает, но и так понятно. Он будет там, где сегодня ждут помощи от России и куда её приносят наши российские парни с такими горячими сердцами, как у Вячеслава Аликина. Этому парню, видимо, суждено быть спецназовцем. Ведь родился он 24 октября, в день, когда мы чествуем людей этой мужественной профессии.
Ангелина Веретенникова, член Союза журналистов России.
Фото из архива Вячеслава Аликина