«Очень хочу, чтобы детям и внукам не довелось попробовать военного хлеба»
Весна шагает по планете и будит к жизни всё живое. Распустятся под окнами первоцветы, приветствуя самый долгожданный праздник - День Победы. Всё меньше остаётся у нас ветеранов, живых свидетелей мая 1945-го... Зачастую это скромные и трудолюбивые люди без особых регалий и наград, но им досталось немало горя и лишений. Расскажу об одном из них.
В 14 лет стал настоящим колхозником. Юнус Мифтахович Мифтахов родился в Татарии, в селе под г. Зеленодольском. Семья - восемь человек. Жили очень скромно, по тогдашним меркам - бедно. В хозяйстве были корова, лошадь, овцы, куры. Отец, вернувшийся с германской войны раненым в левую руку, работал как мог: клал сельчанам печи, зимой катал валенки.
Маленькому Юнусу рано пришлось узнать трудовую жизнь: в шесть лет он уже пас овец и коров вместе с другими ребятами. В восемь пошёл учиться, окончил пять классов.
В 1938 году семья вступила в колхоз. Лошадь и корову увели со двора, жить стало ещё труднее. В 14 лет Юнус бросил учёбу, пошёл работать в колхоз. Началась война, мужчин забрали на фронт, и вся тяжёлая работа легла на плечи женщин и подростков.
- В 14 лет я стал настоящим колхозником: пахал на лошади поле, боронил, а осенью на жатке убирал урожай, - вспоминает ветеран. - Вместе с женщинами грузили тяжёлые 80-килограммовые мешки на подводы, везли сдавать в заготзерно. На трудодни получали совсем мало, семья голодала. Тяжело заболела мать. Мне приходилось работать и по дому…
А смерть ходила рядом. В 1944-м, в 17 лет, юношу призвали в армию. После трёхмесячных курсов подготовки в Ульяновске направили в Литву, на Балтийский фронт. Война подходила к концу, но оставшиеся в лесах группы немецких солдат ожесточённо сопротивлялись. Несколько раз Юнус Мифтахович участвовал в перестрелках.
- Я немца лицом к лицу не видел, но под пулями в окопе лежал, - рассказывает он. - Убили моего друга Файзылова, ранили Наумова. Смерть ходила совсем рядом.
Когда объявили о капитуляции Германии, меня направили для прохождения дальнейшей службы в Калининград, в 1-ю Московскую дивизию. Там я участвовал в параде Победы. Это было волнующее незабываемое событие!
До сих пор помню всех однополчан: замполита Прохорова, командира роты капитана Лавренюка, командира взвода Дурнева, помощника командира взвода - старшего сержанта Соколова, командира отделения Никифорова. Это были храбрые воины. И хотя мы были разных национальностей, жили как братья, помогали друг другу.
Скоро мне исполнится 93 года. Многих сослуживцев теперь уже нет в живых, но я помню всех друзей…
...В дальнейшем Юнус Мифтахович продолжил службу в 135-м отдельном батальоне связи. Связистам приходилось несладко: нужно было носить на себе тяжёлое оборудование, да и прокладывать провода связи приходилось в самых разных местах, иногда с риском для жизни. Беспокоили и «лесные братья». К слову, в январе 1946-го по всей Прибалтике действовали 419 националистических антисоветских отрядов и групп общей численностью около 65 тысяч человек.
- Однажды мы втроём искали обрыв провода. Отошли на значительное расстояние от расположения своей части. Неожиданно невдалеке показался отряд вооружённых людей, одетых в гражданское, - вспоминает ветеран. - Мы поняли, что наткнулись на «лесных братьев». Скрываться или бежать было уже поздно. Мы понимали, что живыми нас не отпустят, и стали готовиться к худшему.
Они люто ненавидели не только русских, но и всех в форме красноармейцев, были очень жестоки. Мы с друзьями встали спиной к спине, взяли винтовки в руки и приготовились дать последний бой. Было так обидно погибнуть после Победы! Помощь пришла не-
ожиданно: мимо проезжала машина офицеров КГБ, и они нас отбили.
Судьба привела в Лысьву. В 1951 году Юнус Мифтахович демобилизовался в звании младшего сержанта. Поехал в Казань, где 16 лет работал на авиационном заводе. Там же выучился на токаря. Завербовался на три года на Север. По окончании, получив три тысячи рублей зарплаты (огромные деньги по тем временам: каменный дом в Лысьве стоил пять тыс. руб.), отправился в гости к другу в Лысьву.
- После войны у меня не осталось никого из родных: отец и мать ушли друг за другом, старший брат погиб под Сталинградом, младшая сестра пропала без вести, - вздыхает Юнус Мифтахович. - Я был один и не знал, куда податься. Вот так судьба и привела меня в красивый уральский город, в котором я осел.
Он работал в железнодорожном цехе грузчиком 11 лет. Тепло вспоминает начальника цеха Бабина, его заместителя Самарина, старшего десятника Усть-Качкинцева. Трудовую биографию продолжил на мартене канавщиком.
Женился в 1955-м, сам построил дом и всё в нём. Выработал горячий стаж и вот уже 43 года на заслуженном отдыхе. Но без дела не сидел: плотничал потихоньку - кому баньку срубить, кому конюшню. Строил клуб в Обманке-2.
У него пять внуков. Дети и внуки преданы родной земле, живут в Лысьве и районе. Он доволен судьбой:
- Я честно прожил жизнь. Работал не покладая рук, отдал воинский и гражданский долг Родине. Очень хочу, чтобы детям и внукам не довелось испробовать военного хлеба - «чернушки», как мы его называли. Пусть у них всегда будет мирное небо над головой…
Людмила Балагурова, лауреат премии им. Г. Занадворных
Социальные комментарии Cackle