Рассказом об Иване Павловиче Ястребове мы начинаем серию публикаций о лысьвенцах-лауреатах главной премии страны
Лысьва не была прифронтовым городом. Здесь день и ночь дымил завод, в цехах шёл свой бой – за металл, снаряды, взрыватели. Сотни тысяч снарядов, бомб, мин, стальных нагрудников. Миллионы противогазов, котелков. И, конечно, легендарная лысьвенская каска.
Сталинская – Ленинская - Государственная. Каски для фронта изготавливал только Лысьвенский металлургический завод. Поэтому можно понять, какая ответственность ложилась на каждого причастного к разработке и выпуску этой продукции! И конфигурация каски должна была быть обтекаемой, чтобы пули и осколки рикошетили, отскакивали от её округлой поверхности. И металл нужен был особо прочный. При этом шлем имел ограниченный вес – не более 800 граммов.
В 1943-м за коренное усовершенствование технологии производства средств защиты бойцов несколько заводчан получили звания лауреатов Сталинской премии III степени. В год 75-летия Победы будет справедливо вспомнить славных земляков, замечательных специалистов и руководителей производства касок. Кто же создавал шедевры защитного снаряжения? Как сложилась их жизнь после войны?
800 граммов – и баста! Иван Павлович Ястребов непосредственно участвовал в теоретических и производственных исследованиях при создании каски СШ-40. Он работал на заводе с 1936 года, после окончания Уральского политехнического института. Начав мастером, за 10 лет вырос до зам. главного инженера. В июне 1937-го его назначили руководителем конструкторско-технологической группы, а затем начальником специального техбюро завода, которое он возглавлял до начала Великой Отечественной.
В эти годы завод переходил с мирных на военные рельсы, создавалось разветвлённое спецпроизводство. Оно составляло 70% валовой продукции. Значительных размеров достиг выпуск боеприпасов, взрывателей, осколочно-фугасных снарядов, авиабомб, стальных шлемов, лужёных котелков и другой армейской продукции.
Перед лысьвенским заводом (кодовое название - завод № 700) поставили задачу сконструировать новую каску, которая была бы легче по весу и не менее чем на треть лучше по пулестойкости. Группа специалистов в содружестве с одним из ленинградских НИИ с огромным энтузиазмом взялась за выполнение этого поручения.
«Задача стояла непростая: довоенные образцы касок пули прошивали с лёгкостью, а увеличивать вес шлема было нельзя: 800 граммов – и баста!» - писал И.П. Ястребов. С большим уважением он вспоминает коллег: «Образцы творческого труда показали конструкторы Александр Филин, Надежда Чекменёва, Василий Зверев, Павел Ромашов, Анна Молчанова, высококвалифицированные технологи Евгений Ширинкин, Иван Ромашихин, Валентина Пластинина, технологи и рабочие цеха № 8 под руководством Василия Онянова и другие».
Ведущий технолог техотдела Валентина Григорьевна Пластина вспоминала: «Иван Павлович Ястребов, тогда молодой талантливый инженер и руководитель, следил за ходом работ, вникал во все детали, направлял и воодушевлял на творческие искания. Взыскательно относился к состоянию технологической документации и к её своевременному доведению до цехов».
Каска под руководством И. Ястребова (СШ-40) была разработана в 1940 году. Группа технологов, сталеваров и конструкторов завода, возглавляемая Иваном Павловичем, упорно работала над её созданием несколько лет. В 1939-м, наконец, получили необходимую марку стали - И-1.
«Спасибо, уральцы, за каску!» Когда началась Великая Отечественная, Ивана Павловича назначили начальником отдела, которому отводилась важная роль в производстве продукции оборонного назначения, в том числе касок. Под его руководством выросли, сплотились, дружно работали замечательные кадры. Он значительно укрепил технологическую службу. Были созданы институт ведущих технологов при техотделе и технологические группы в цехах.
Были освоены детали для пороховой укупорки зажигательных и светящихся авиабомб, стальные нагрудники, армейские котелки, детали снаряда для «Катюши». И эта продукция во многом повлияла на исход Великой Отечественной войны в целом и Сталинградской битвы в частности. Уже в 1942-м за производство боеприпасов завод № 700 получил орден Ленина, а в 1945-м – орден Отечественной войны I степени.
«Обстановка на заводе была строгой, творческой, с повышенной ответственностью каждого. Все трудились столько часов в сутки, сколько было нужно. Смелое творчество, технический риск, подтянутость и организованность являлись ценными качествами для решения задач, которые ставились Государственным Комитетом Обороны и успешно решались коллективом», - писал Иван Павлович. За годы войны было выпущено 10 миллионов касок, которые спасли жизнь сотням тысяч советских воинов. За разработку средств индивидуальной защиты бойцов и командиров Красной армии Иван Павлович Ястребов в 1943 году удостоен Сталинской (Государственной) премии.
Однако главной своей наградой он считал благодарственные письма с фронта: «Спасибо, уральцы, за каску! Она спасла мне жизнь...».
И критика – во благо Лысьвы. Послевоенный период жизни Ивана Павловича связан с работой в партийных и советских органах. В 1946-50 гг. Ястребов парторг ВКП(б) завода № 700, первый секретарь Лысьвенского горкома партии. Около 10 лет он занимал руководящие должности в Молотовском обкоме КПСС.
Позже знаменитый земляк в течение 36 лет руководил отделом тяжёлой промышленности и энергетики ЦК КПСС. В период его работы в стране наиболее интенсивно вводились в эксплуатацию новые шахты и домны, прокатные станы, строились крупнейшие электростанции, магистральные газопроводы. Он дал путёвку в жизнь многим талантливым людям. Был депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов.
15 лет, проведённые в Лысьве, оставили неизгладимый след в душе Ястребова. Несмотря на колоссальную занятость, он постоянно поддерживал связь с лысьвенцами, интересовался жизнью завода. Бывший первый секретарь горкома партии В.Ф. Юрин тепло писал в газете «За передовую металлургию»:
«В докладе Л.И. Брежнева на очередном пленуме ЦК прозвучала критика за медленное строительство нового металлургического производства на лысьвенском заводе. Инициатором этой критики был И.П. Ястребов. Только позднее мы осознали, что это значило для нашего завода. Ведь уже через месяц действовал штаб во главе с первым секретарём обкома партии Б.В. Коноплёвым. К выполнению работ были привлечены не только все строительно-монтажные тресты области, но и наиболее квалифицированные монтажники со всего Урала. Министры и их заместители посещали стройку и решали вопросы ускорения работ чуть ли не еженедельно. Неимоверным напряжением сил заводчан, строителей и монтажников первая линия хромирования и лакирования жести через год была сдана в пуско-наладочные работы».
В марте 1980-го Иван Павлович посетил Лысьву, чтобы посмотреть новый комплекс, обсудить вопросы дальнейшего развития завода. Посетил не только новые цехи, но и те, с которыми были связаны военные годы. Побывал на мемориале Славы. По его просьбе в музее состоялась встреча с теми, с кем он работал в годы войны. Она была очень душевной, эмоциональной и тёплой.
Современники И.П. Ястребова отмечают, что «он никогда не был чиновником, хотя долгие годы и занимал ответственные посты в государстве. А ещё был порядочным человеком и потому авторитет имел невероятный. Никогда не оставлял без внимания просьбы и пожелания не только руководителей, но и простых рабочих. Каждая такая просьба бралась на контроль, доводилась им до логического завершения, даже если для этого требовалось добиться решения министра или правительственных органов».
Иван Павлович умер в Москве в 2002 году. Ему был 91 год. Похоронен на Кунцевском кладбище. Труд талантливого руководителя отмечен высокими наградами: двумя орденами Ленина, тремя - Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции и многими медалями. Но в истории Лысьвы он остался одним из создателей новой для того времени солдатской каски.
Нина Миронова, лауреат премии им. Г. Занадворных / Фото из архива городского музея:
Иван Павлович Ястребов.
Военная продукция завода № 700.
Март 1980 г. Встреча тружеников, работавших на ЛМЗ в годы Великой Отечественной войны
1980 г. Иван Ястребов с бывшими коллегами на мемориале Славы
Справка
Премию имени «вождя народов» как высшее поощрение советских граждан вручали с 1940-го по 1953-й. Её фонд формировался из личной зарплаты секретаря ЦК партии, председателя Совнаркома И.В. Сталина (за каждую должность ему начислялось 10 тыс. руб. в месяц) и гонораров за издание книг в СССР и за рубежом.
Сталинская премия вручалась, как правило, раз в год – 21 декабря, в день рождения Иосифа Виссарионовича. Премия первой степени – 100 тыс. руб., второй – 50 тыс., третьей – 25 тыс. Её размер и количество лауреатов много раз менялись, и всегда в сторону увеличения. Лауреатам вручался нагрудный знак, присваивалось почётное звание.В годы Великой Отечественной войны почти все лауреаты перечисляли премиальные деньги в Фонд обороны.После ХХ съезда КПСС (1956 г.) и разоблачения культа личности «вождя народов» учредили Ленинскую премию, фактически заменившую Сталинскую, а затем и Государственную премию СССР.
Продолжение – в следующих номерах.
Социальные комментарии Cackle