Формула успеха Владимира Митрофанова - ледяное спокойствие в любой ситуации
Потолок ледяной, полумрак колючий, лишь шагнёшь за порог – сразу иней… После июльской духоты замкнутое пространство морозильной камеры не просто освежает – остужает. Таких камер в компании «Ледяной магнат» четыре: в холоде заперты тонны мороженого! А начиналось всё с картонных коробок с пломбиром, привезённых Владимиром МИТРОФАНОВЫМ из Ижевска в начале 1990-х.
Ящик со снеговиком. Коренной лысьвенец Владимир Митрофанов карьеру начинал вполне традиционно для города: после профтехучилища № 6 трудился в листопрокатном цехе. Привычный уклад жизни сломался в начале 1990-х. Ему только пошёл четвёртый десяток, но за спиной уже был «горячий» стаж на захандрившем металлургическом заводе. Закрыты мартен и «первая жесть», начались сокращения персонала. В общем, полная «перестройка» всему.
Пришлось переквалифицироваться и зарабатывать на хлеб альтернативными способами: бывший прокатчик ремонтировал крыши и укладывал плитку. Решение заняться торговлей в те годы никого не удивляло: к этому виду бизнеса в стране, где замирало производство, приходило большинство начинающих предпринимателей. А вот выбор ниши – это история о том, как важно оказаться в нужное время в нужном месте.
В 1992 году в гараже универсама № 1 Владимир Николаевич, подрабатывавший водителем, услышал разговор экспедиторов: какой-то новый товар разошёлся за считанные минуты. Сверхпопулярным продуктом оказалось ижевское мороженое.
- Пошёл к директору магазина Нине КОНЬКОВОЙ, она в ответ: попробуй, сам привези, - вспоминает собеседник. - Ну, деньги из загашника достал, поехал за продуктом в Ижевск.
В столице Удмуртии на лысьвенца посмотрели косо, но пару сотен коробок мороженого выделили. В Лысьве спрос превысил предложение: через считанные минуты эскимо разобрали. И это зимой! Так Владимир Митрофанов сменил горячий стаж на холодный.
Но как перевозить и продавать капризный продукт в тёплое время года? У начинающих предпринимателей в ту пору не было ни подходящего транспорта, ни склада.
- Как-то по делам ездили с товарищем в Киров. Смотрим: на улице торгуют мороженым. Как не тает в 30-градусную жару? – продолжает Владимир Николаевич. – Технология оказалась простейшей: обычные фанерные ящики изнутри обшили слоем пенопласта: получился этакий термос.
Старшее поколение горожан наверняка помнит плоды этого спонтанного «промышленного шпионажа»: на заре 1990-х мороженое в Лысьве продавали из синих квадратных ящиков со снеговиками на боках. А ассортимент четвертьвековой давности по сегодняшним меркам натурально был спартанским: мороженое в вафельном стаканчике да эскимо в жёлто-голубой обёртке.
Не понять нынешнему поколению: в прежние годы радовались не разнообразию, а самому наличию товара!
Пельмени и льды. Прошло всего несколько лет, и на рубеже тысячелетий россияне привыкли к новым формам торговли: на смену рынку пришли магазины частников. Развивалась и компания, получившая название «Ледяной магнат».
На ранних этапах рыночной эволюции осталась торговля из картонных коробок и самодельных фанерных ящиков: их быстро заменили качественные холодильники и морозильные камеры. Склад предприимчивый горожанин арендовал на площадях городского молокозавода, располагавшего подходящим оборудованием.
- Тогда не было ни офиса, ни компьютеров: накладные заполняли в кабинах грузовиков, - улыбается, вспоминая, лысьвенский «ледяной магнат».
Менялось и содержимое морозилок. Речь даже не об ассортименте – разновидностей фруктовых «льдов», пломбирных брикетов, вафельных конусов и эскимо появились десятки. Заметно изменился состав продуктов. Даже тает теперь мороженое при другой температуре: спасибо новому поколению добавок и консервантов.
К слову, в начале 2000-х прогресс породил ещё одно знаковое для ассортимента и культуры потребления наших людей событие: производители начали массово осваивать выпуск революционного товара.
- Как-то на базе загружаемся мороженым, смотрим: привезли новый продукт - пельмени фирмы «Олимп». Созвонились с их представителями, договорились взять на пробу 10 тонн. Новинка разошлась просто на «ура!». В те годы «КамАЗ»-рефрижератор за ними два-три раза в месяц ездил.
Готовые «хлебные уши» оказались на пике популярности благодаря глубинным изменениям в жизни россиян. Лысьвенцы исключением не стали: из-за возросшей бытовой загруженности всё меньше людей хотят тратить время на приготовление пищи. Вот и растёт популярность и ассортимент замороженных продуктов: котлет, шницелей, вареников, голубцов… «Ледяной магнат», следуя за вкусами и нуждами потребителей, постоянно расширяет номенклатуру.
Как не прогадать с выбором? Владимир Николаевич советует смотреть на срок годности: чем он меньше – тем лучше. Если те же пельмени готовы ждать кастрюли с кипятком всего несколько месяцев, значит, «химии» в них немного: можно брать.
Но как бы ни менялся ассортимент котлет и купатов, основной товар компании – мороженое. Даже несмотря на явную сезонность продукта: летом спрос в четыре-пять раз выше, чем зимой.
- Но и в июле всё зависит от погоды: в недавнюю жару за день в точках Лысьвы и Чусового моментально расходилось по пять тонн мороженого, - приводит статистику Митрофанов.
По его наблюдениям, от сезона зависит и структура спроса: летом в почёте фруктовые льды, а зимой лучше расходятся здоровенные «поленья» и классика на все времена – пломбир в вафельном стаканчике и жёлто-голубое ижевское эскимо.
Классика на все времена. 22 августа «Ледяному магнату» исполнится 25 лет. За это время компания имела дело с 10 тысячами наименований продукции!
- Думал ли тогда, что всё будет так? – Владимир Николаевич на мгновение задумывается. – Всегда стремился к лучшему. Когда маленький был, смотрел на «Москвич» и думал: вырасту – куплю. Но получилось так, что сразу сел в более современные «Жигули».
Сегодня его компания – один из крупнейших в Пермском крае поставщиков «заморозки». В давних партнёрах значатся гиганты-производители мороженого – «Челны Холод» из Набережных Челнов, ижевский «Милком», в прошлом году заключён контракт с красноярской «Славицей».
Продукция поставляется не только лысьвенским предпринимателям, но и в торговые точки Чусовского и Октябрьского районов, Кудымкара, Соликамска, Краснокамска и Перми.
- В краевой столице недавно открыли базу, развитием этого направления плотно занялась дочь Вероника, - рассказывает Митрофанов. – В планах – покупка земли и оборудования. С арендой связываться не хочется: своё всегда лучше…
Давно не нужно ездить за товаром в мегаполисы Татарстана и Удмуртии: операторы вечером заполняют заявки, а утром у склада «Ледяного магната» разгружаются фуры с пломбиром и эскимо. Их перегрузят в несколько малотоннажных грузовичков и развезут по региональным точкам продаж. Наступили благодатные времена, и о приключениях 1990-х остаётся лишь вспоминать?
- С мороженым никогда спокойной жизни не бывает! – смеётся Владимир Николаевич. - Вдруг в жару какой-нибудь датчик в морозильной камере из строя выйдет, а в ней товара - на несколько миллионов?
Это значит, что зимой и летом остаётся одно: сохранять ледяное спокойствие. А как иначе? Как бы ни менялись марки холодильников, неизменным остаётся одно – спрос на классический пломбир в вафельном стаканчике…