Не все уважительно относятся к насущным нуждам людей с инвалидностью, ещё больше ограничивая их и без того ограниченные возможности
Десять лет назад лысьвенец Сергей ПЕРЕСТОРОНИН (на снимке) потерял зрение, а спустя год обрёл нового друга — собаку-поводыря Харпи. Теперь без верного лабрадора угольного цвета
никуда не ходит, потому что пёс - его «глаза».
Не просто животное. Собака-поводырь — специально обученное животное. Она помогает незрячим и слабовидящим передвигаться по городу, избегая препятствий. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов» (ФЗ
№ 181, ст. 15, п. 7) человек с ограничениями по зрению в сопровождении поводыря может беспрепятственно посещать любые общественные места и свободно пользоваться транспортом.
По этому же закону собаки-проводники считаются техническими средствами реабилитации. Проще говоря, поводыри – не просто домашние питомцы. Они столь же необходимы незрячему, как, скажем, инвалидам с нарушениями двигательного аппарата - кресла-коляски, протезы, костыли.
Интересно, как лысьвенские предприниматели соблюдают права инвалидов и соблюдают ли вообще?
Не приехали и через час. На прошлой неделе мы с Сергеем Геннадьевичем провели эксперимент под кодовым названием «С собакой на поводке». Чтобы уехать от дома мужчины (район рынка) в одно из городских кафе, позвонили в пять местных служб такси. Только в двух из них диспетчеры приняли заявки, но предупредили: либо машину придётся ждать очень долго, либо никто из водителей не согласится на такую поездку.
Слова сотрудниц подтвердились: ни через 10 минут, ни даже через час машины так и не приехали. В трёх других службах такси заявки попросту не приняли. На вопрос о законности таких действий грубо и с полной уверенностью ответили: «Мы ничего не нарушаем!».
К слову, «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (ФЗ № 259, ст. 21.1) закрепляет право на перевоз собаки-поводыря при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение. То есть инвалиду понадобятся личные документы и ветпаспорт на четвероногого. Если же водитель всё-таки приехал, но, увидев животное, просит дополнительную плату, помните: это незаконно. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 11.24) предусматривает наказание в виде штрафа для руководителя транспортной организации, если им не создана доступность услуг для инвалидов.
Звонить за сутки. Впрочем, отказываются обслуживать незрячих с их собаками-поводырями не только местные службы автоперевозок, но даже социальное такси. Хотя, казалось бы, именно оно ориентировано на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Председатель местной организации общества слепых Татьяна КУТЯВИНА говорит: прецеденты с отказами уже были.
Как пояснила начальник отдела социальной помощи и обслуживания лысьвенского ТУ Минсоцразвития Елена КИРИЛЛОВА, диспетчер будет прав, если не примет заявку на поездку инвалида в пункты назначения, не утверждённые нормативными документами.
- В Лысьве услугу социального такси оказывает индивидуальный предприниматель, - добавила Елена Юрьевна. – Заявки принимают по телефонам 3-03-03, 3-03-33, 3-00-00 с 08.00 до 22.00 ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни. Но за 24 часа до планируемой поездки. Если вы собрались поехать по делам с собакой-поводырём, желательно предупредить об этом диспетчера такси заранее. Также стоит сообщить ему, если звонок поступает от инвалида на коляске.
В случае со службами такси закон срабатывает не всегда, поскольку расходятся интересы разных социальных групп. И каждая из них находит аргументы в свою пользу. Инвалиды возмущены: мол, почему нарушают их права?! А водители, которые работают в такси на личных, а не на «фирменных» машинах, ставят превыше всего чистоту и порядок в авто. Их мотивация такова: транспорт куплен на собственные средства, а значит, только я решаю, кого везти…
По-особенному. Но закон о собаках-поводырях касается не только транспорта. Интересно, пустят ли лысьвенца со спецчетвероногим в магазин? В рамках эксперимента проверили и это. В качестве «места назначения» выбрали сетевой магазин на ул. Чапаева. Без косых взглядов покупателей не обошлось, странно смотрели на слепого с поводырём и продавцы. Зато охранник Евгений ЧУДИНОВ подошёл к Сергею и предложил помощь.
Евгений поясняет: запрещать вход в магазин с собакой-поводырём незрячему нельзя. Да и чисто по-человечески это будет неправильно…
Часто ли незрячие посещают магазины, торговые центры или точки общепита вместе с хвостатыми помощниками? Татьяна Кутявина отмечает: чаще всего люди с инвалидностью предпочитают сидеть дома или собираться только в кругу близких и друзей.
Об этом рассуждает и управляющая сетью кафе в Лысьве Елена МЕРКУРЬЕВА. Правда, с небольшим дополнением: если бы в заведении появился «особенный» клиент, его обслуживание было бы особо комфортным и внимательным, ориентированным на потребности человека с ОВЗ.
Жаль, что не все предприниматели уважительно относятся к насущным нуждам людей с инвалидностью, ещё больше ограничивая их и без того ограниченные возможности...
А может, всё это следствие миролюбивого настроя самих инвалидов? Вероятно, чтобы законы действовали не наполовину, а предприниматели не только допускали людей с ОВЗ в магазины и кафе, но и позволяли им пользоваться любым видом транспорта, нужно более решительно отстаивать свои права?! Ведь, как показывает опыт, законы начинают действовать лишь в том случае, если есть прецеденты и судебная практика...
Кстати…
Специально отобранные опытными кинологами щенки в первый год жизни попадают в семью волонтёров. Регулярно приезжающий тренер обучает собаку базовым навыкам, в основном ничем не отличающимся от обычных команд, которые знают многие домашние псы.
Когда животному исполняется год, оно покидает временную семью и переезжает жить в кинологический центр, в котором в течение следующих шести месяцев проходит специальный курс. Помимо обучения особым навыкам у будущих поводырей развивают стрессоустойчивость, абсолютную уравновешенность в любой ситуации и доброту к людям. Только после этого собак передают их новым хозяевам.