8 февраля – День российской науки
Серьёзному открытию предшествует долгая работа
А есть ли настоящие учёные в нашем городе? Отвечу буднично: конечно! Пример тому – кандидат физико-математических наук Варвара ГОРДЕЕВА. Диалог с ней о том, как люди становятся учёными, по-прежнему ли в России живут «лучшие в мире мозги» и о многом другом мы публикуем накануне профессионального праздника самых умных людей нашей страны.
Умная – это голова или сам человек?
- Варвара, скажите, учёными становятся? Или рождаются сразу с таким вот устройством головы?
- Одно не исключает другого, скорее дополняет. Вся загвоздка в правильном определении типа своего мышления и в дальнейшей целеустремлённости. Нелишними будут упорство, последовательность в развитии природных качеств. Ну и постоянное обучение и самообразование.
Я вот, к примеру, со школы была о-о-о-о-очень сосредоточенным человеком! Если увлекусь темой или занятием, мне хоть потолок падай - буду сидеть и делать до результата.
- Физика и математика для меня, гуманитария, что-то запредельно сложное: сродни китайскому алфавиту. Вам действительно ещё со школы нравятся все эти законы, доказательства, выводы, «километровые» формулы и тому подобное?
- Ну, не скажу, что была влюблена во всё это. Вовсе нет. Мне в школе больше импонировали иностранные языки. Математика и физика просто шли хорошо, без больших проблем. Я штудировала немецкий, сосредотачивала много сил на этом предмете. Дальнейшие планы связывала с ним. Но выбор при поступлении в педагогический вуз сделала в пользу точных наук. Хотя знание иностранных языков потом тоже пригодилось.
- Ну, в аспирантуру-то уже осознанно отправились? Вошли во вкус всех этих физико-математических «дел»?
- После института и в мыслях аспирантуры не было. Учёба давалась достаточно тяжело. Параллельно с чистой теорией нужно было учить педагогику и кучу других дисциплин, потом практика. Так сказать, выполнила «программу-максимум» – окончила вуз «для мамы» - и со спокойной совестью вышла замуж…
Но, посидев дома, поняла: мне чего-то буквально физически не хватает. Не поверите - тех самых формул, расчётов, выстраивания теорий решения разных научных задач! Теоретическая физика в процессе учёбы в вузе давалась легче всего, и я снова отправилась в родной «пед».
Большая наука
- И ваши поиски привели...
- …к преподавателю кафедры теоретической физики ПГГПУ Андрею Витальевичу Люшнину. Впоследствии он руководил моей научной работой. Путь туда был долгим, через институт «соискательства», который сегодня в высшей школе упразднён. Жила в Лысьве, работала на «Приводе» техническим переводчиком, параллельно занимаясь научной работой. В 2010 году поступила в аспирантуру, уже наработав кое-что для будущей диссертации. В феврале 2015-го успешно защитила кандидатскую.
- И всё, путь в большую науку был открыт?
- Ну да! (смеётся). Прям на блюдечке с каёмочкой! Все, кто возвращается в вуз спустя время, считается «человеком с улицы». Ибо может и навыки утратить, и знания подрастерять. Сначала пришлось поработать околонаучным «негром». Полгода реферировала монографию моего научрука, потом поручили делать какие-то расчёты, проверили, помню ли методику. И только затем была научная работа.
В процессе учёбы в аспирантуре повезло: в 2012 году мой руководитель выиграл грант на научный проект и предложил мне зарплату из этих средств. Смогла, уволившись с завода, полностью посвятить себя науке. В рамках проекта мы представляли свои исследования и изыскания на разных научных форумах. Это колоссальный опыт, прекрасная возможность установить связи в научном мире. Так мне удалось поучаствовать в международных конференциях в Германии, Гонконге, Сингапуре, поездить по России - в Санкт-Петербург, Новосибирск...
- Так вы и оказались участницей большой международной научной работы?
- Почти. На одной из конференций в Германии, буквально в кулуарах, познакомилась со своим будущим «работодателем». Но в проект попала не через него…
В 2017-м совершенно случайно наткнулась на объявление о том, что в «Технионе» (крупный технологический институт в Израиле) имеется вакансия учёного-специалиста по гидромеханике тонких плёнок (как раз моё направление). Подала туда заявку. Через полгода после подробных онлайн-собеседований уже оформляла визу.
В тренде экологические проекты
- Что из себя представляет проект?
- Ну, во-первых, у него оказалось два учредителя: «Технион» (Израиль) и «Университет Калгари» (Канада). Два года официально работала так: каждые полгода переезжала из Израиля в Канаду и обратно. В Израиле занималась теорией. В Канаде находилась экспериментальная установка, результаты работы которой мне нужно было верифицировать.
В числе прочего нужно было исследовать новый тип эмульсий с помощью нового типа микроскопа. В России не нашла упоминания о таком, поэтому назову его условно - фотонно-силовым. На нём проверялись некие силы, нужно было построить теорию взаимодействия двух микрочастиц в условиях микроскопа, выяснить, насколько они притягиваются или отталкиваются…
- Скажите простыми словами: в чём суть этой научной работы?
- О науке – простыми словами (хохочет)?! Давайте попробуем. Мой проект был частью другого большого проекта в области энергетики, энергосберегающих технологий. Руководитель этой масштабной работы, профессор Брайант, выиграл грант правительства Канады. Цель проекта – переход на эффективные энерговозобновляемые источники. Для этого канадцы активно создают новые материалы, в том числе так называемые топливные ячейки*, которые сейчас на острие технологической науки.
В Калгари есть химический факультет, занимающийся разработкой таких материалов с электропроводящими свойствами. Эта страна долго была «законодателем мод» в «нефтянке», сейчас делает прорыв в изысканиях по энергоэффективности. Как сказала бы молодёжь, они «топят» за экологию, за уменьшение вреда от «хвостовых» прудов (следствие добычи и производств переработки нефти, испорченные земли, где ничего не растёт – прим. автора). Это и есть суть проекта, если коротко…
- Хорошо. Проект окончен, вы «осели» в Лысьве, работаете на «Приводе». Будет ли дальше наука в вашей жизни?
- Думаю, да. Это же затягивает, это интересно... Сейчас с коллегой из Бийска вынашиваем одну идею... Но всё зависит от грантов из РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований - прим. автора).
- Занятие наукой - это скучно?
- Скучно, конечно (лукаво смотрит из-под очков)! Но и весело тоже. Когда в итоге долгих расчётов получаешь результат и представляешь на конференции, а коллеги его оспаривают, из принципа хочется доказать, что добился не фигни, а чего-то крутого! Поиск аргументов - увлекательное занятие. Хотя мотивация у нас очень отсрочена. Стоящему открытию предшествует долгая и нудная работа.
Это касается любой области науки. Неоднократно было такое во время учёбы в университете: испишешь формулами толстенную тетрадь, а потом обнаруживаешь погрешность в расчётах… в самом начале! Наука – это один процент озарения и 99% – труда. Яблоко Ньютона и таблица, пришедшая Менделееву во сне, - только сверкающая вершина айсберга...
У нас мозги, у них - технологии
- Как вы считаете, правда, что за рубеж утекло и утекает много русских «мозгов»? И не миф ли это вообще – об уникальности русских «мозгов»?
- По поводу утечки – не подсчитывала. Мне, к примеру, и в России вполне комфортно в научном плане. А по поводу того, что на Западе совершенно искренне считают русских учёных лучшими в мире, – факт. В особенности в сфере естественных и точных наук. Тут работает мощный «задел» советской научной школы. В том же «Технионе» неустанно восхищаются новейшими научными статьями и достижениями русских ученых. Очень сожалеют, что масса работ в самых прорывных сферах науки – на русском языке. «Придётся, наверное, ваш русский учить!» – на полном серьёзе высказался как-то в диалоге мой коллега-химик. – Как вам в голову приходят такие нестандартные ходы и пути решения?».
Я тоже вполне серьёзно считаю: людям, которые хотят заниматься фундаментальной наукой, комфортнее в России. На Западе эффективнее всё, что связано с технологиями и их продвижением.
Не скажу точно в процентах, но у большого количества западных технологий в основе русские научные разработки. До сей поры в нашей средней школе изучают физику на уровне первого курса западного вуза, и это не преувеличение. Нам бы как-то вот этот задел удержать, с советскими базовыми образовательными принципами. Тогда есть шанс, что Россия по-прежнему останется страной великих учёных.
/Фото из архива Варвары Гордеевой
Пресс-портрет
Варвара Юрьевна ГОРДЕЕВА. В Лысьве живёт с 2007 года. Малая родина - посёлок Полазна (Добрянский район). Окончила физфак Пермского пединститута (преподаватель физики и информатики). Кандидатскую диссертацию «Механика жидкости, газа и плазмы» защищала в 2015 году на базе пермского классического университета (ПГНИУ). Работала в лысьвенском филиале ПНИПУ - сначала научным сотрудником, затем преподавала физику, информатику, гидравлику, некоторые разделы математики, была доцентом на кафедре естественных наук (общенаучных дисциплин). Кандидат наук, физик-теоретик. Сфера научных интересов - на стыке физики и химии (гидромеханика тонких металлических плёнок). Сегодня трудится в отделе расчётов конструкторского бюро ООО «Электротяжмаш-Привод».
Наша справка
*Топливные ячейки (элементы) - электрохимические устройства, которые теоретически могут иметь высокий коэффициент преобразования химической энергии в электрическую, могут её постоянно производить - надо только подводить топливо и окислитель: например, кислород.