В этот день служившие в погранвойсках обязательно поднимают бокал в честь тех, кто в наряде
Их часто называют просто - «зелёными фуражками». Им выпала честь защищать самую длинную госграницу в мире - протяжённостью 61 тыс. км. 28 мая российские пограничники отмечают профессиональный праздник. Каково это – быть на страже безопасности государства?
Владимир ПОТАПОВ
Призвали меня 8 мая 1984 года. Сначала попал в Панфиловский погранотряд (Восточный округ), затем дослуживал в Афганистане.
Эта территория встретила нас недружелюбно: за неделю до прибытия там прошли бои, где в засаде погибли 19 парней. Знакомство с Афганистаном началось с траурного митинга, что, естественно, подкосило наш дух. Но особенно запомнились не тяготы службы - лежащие всюду осколки авиабомб, боевые операции, - а сельское хозяйство (вспашка полей на волах) и ремесленничество (работа в кузнице).
На сверхсрочную не остался. Пришёл из армии и через день встретил на рынке мужа сестры. Стоим, разговариваем, и тут подходит моя сестра с коляской. Тянет супруга за рукав: мол, пойдём скорее домой. Муж удивился, что она никак не реагирует на меня, объяснил ей, с кем разговаривает. Не узнала! Говорит, так меня изменила армия.
Немного освоившись на гражданке, устроился на ЛМЗ, где проработал восемь лет. Сейчас тружусь на горнолыжном комплексе, до пенсии остался год.
Племянник, кстати, тоже пошёл в пограничные войска. Теперь всегда 28 мая поднимаем тост за тех, кто в наряде. Или, как говорят, «за тех, кто с двадцати», ведь в 20.00 на всех заставах страны наступают новые пограничные сутки.
На снимке – 120-миллиметровый миномёт в походном положении. Владимир Потапов – второй справа. / фото из архива Владимира Потапова
Виктор КРАСИЛЬНИКОВ
Судьба с раннего детства сводила лицом к лицу с пограничными войсками. В них служили мой отец-фронтовик, встречавший Победу в Бресте, и учитель физкультуры, научивший нас бегать марафоны, стрелять по мишеням. К слову, тренировки были не только на уроках: моя школа находилась за семь километров, поэтому ежедневно преодолевал по 15 км.
Перед армией окончил училище, получил квалификацию тракториста и водительские права. Грезил, конечно же, об автомобильных войсках. Но попал на границу: в июле отправили на службу в Забайкальский край, на границу с Монголией. Помню как сейчас: две недели везли в эшелоне, затем 45 километров на машине до города Кяхты, а после мы три недели жили в учебном пункте. По распределению попал в стрелковый отряд, но удалось договориться с командиром и перейти в автовзвод. Первой машиной стал ГАЗ-69, на котором я возил офицеров штаба, старшин.
Погода Забайкалья запомнилась надолго: летом жара, зимой жуткие морозы. Однажды отправили нас в полной боевой готовности на марш-бросок за 36 километров. Пробежали половину, и старшина скомандовал: «Перемотать портянки!». Сапоги-то сняли, а голенища белые - настолько промёрзли!
К слову, служить приходилось в напряжённой политической обстановке. Однажды оцепляли вокзал для проезда поезда Москва - Пекин, а пассажиры из Китая вышли на платформу и начали устраивать беспорядки. В другой раз не стали их выпускать, так они все окна повыбивали. А ведь ещё совсем недавно пели, что наши государства – братья по духу навек...
На исходе первого года службы уже возил начальника штаба, с ним же и уехал в Читинскую область, на границу с Китаем. Перебросили в степи, где не было никаких условий: машины на улицах, мы в палатках, а вместо столовой – стол и крыша. Спали в обмундировании, не разуваясь, пищу съедали за считанные секунды – зимой она моментально замерзала.
В 1967-м, когда отношения с Китаем ещё сильнее накалились, полковник решил проехать по всем ротам и поднять боевой дух солдат. На левый фланг дороги не было – можно было проехать только на лошадях. Едем. Снега по самый буфер, позади вторая машина (вдруг первая увязнет?), но всё-таки пробрались.
Летом, кстати, часто «ходили» на машинах по низководью. Один раз поехали куда-то на «Волге». Вперёд речку проехали легко – воды было мало. Когда возвращались назад, дожди уже наполнили русло. Двигаться в объезд – прибавить километров 300. А по воде до части всего 40. Снял ремень вентилятора, заткнул масляный щуп, чтобы вода не попала в двигатель, и «бухнулся» в реку. Едем, молимся, чтобы водой не затопило салон «Волги». И ведь не подвела машина: ни одной капли в салон не попало! На другой день ехали на ГАЗ-69. Только «зашли» в речку, как в салоне вода до груди набралась. А полковнику какого-то генерала встречать. Переживали, конечно, все: как это – в мокрой одежде такого человека забирать?
Много смешных моментов, конечно, вспоминается. Полковник мой хорошим мужиком был. Под конец службы предлагали пойти в сержантскую школу. Написал домой письмо, на которое отец ответил: мол, возвращайся домой, хватит армии. Уволили 27 декабря, а на самолёт не успел. Так и встречал Новый год в аэропорту.
Дальше был бы Афганистан. Может, и хорошо, что вернулся. Кто знает, вдруг уже и в живых бы не было? А так пригодился Родине: 15 лет работал водителем автобуса, ещё четыре года - механиком. Более 23 лет, до пенсии, - в подсобном хозяйстве АТП.
/ Фото из архива Виктора Красильникова
Историческая справка
28 мая 1918 г. декретом Совета народных комиссаров учреждена охрана границы РСФСР.
История пограничной службы России уходит корнями в далёкое прошлое. Борьба со степными кочевниками заставляла русские княжества возводить на подступах к владениям богатырские заставы, а также приграничные крепости-города.
Во второй половине XIV века в связи с частыми набегами татар на южных и юго-восточных окраинах Московского княжества стали выставляться сторожевые отряды (сторожа) и станицы, которые высылали конных наблюдателей. Позже стали возводить засечные черты и пограничные укреплённые линии.
В 1571 г. появилось «Уложение о станичной службе», регламентировавшее права и обязанности стражи и порядок охраны рубежей, а спустя три года назначен единый начальник над сторожевой и станичной службами и созданы пограничные таможни. В октябре 1782 г. указом императрицы Екатерины II был учрежден институт «Таможенной цепи и стражи» для охраны границ и осуществления пограничного контроля.
30 марта 1918 г. при Наркомате финансов РСФСР было создано Главное управление пограничной охраны, в 1919 г. переданное в ведение Наркомата торговли и промышленности. На пограничную охрану возлагалась борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы. В 1946 г. пограничные войска переданы в ведение вновь созданного Министерства государственной безопасности СССР, а в 1953 г. – Министерства внутренних дел (МВД) СССР.
С октября 1992-го погранвойска включены в состав Министерства безопасности. 30 декабря 1993 г. создана Федеральная пограничная служба – Главное командование пограничных войск Российской Федерации, позже переименованная в Федеральную пограничную службу.
Сейчас пограничная служба РФ – структурное подразделение ФСБ России. В обязанности служивых входят защита и охрана госграницы, экономических и иных законных интересов страны, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны России запасов анадромных видов рыб.
По информации портала «Воинская часть»