Про почётных заслуженно
У Сергея ПЕТРОВА и Алексея КРИВОШЕЕВА разные специальности, но в их профессиональных путях много похожего. Нынче на одну общую деталь станет больше: обоим присвоено звание «Почётный металлург».
В Советском Союзе многое было типовым. В том числе – карьерные пути. После школы значительное число выпускников выбирали профессиональные училища, нередко ещё на последних курсах трудоустраиваясь на заводы. Если должность была по душе, после службы в армии молодые люди возвращались на знакомое место. Такое положение дел и называется уверенностью в завтрашнем дне.
Так сложилась профессиональная судьба и у оператора поста управления «ММК-Лысьвенский металлургический завод» Сергея ПЕТРОВА. На производстве он с октября 1984 года. Правда, после службы в СА он успел потрудиться и на турбогенераторном производстве. На родной металлургический завод вернулся спустя год . И больше не помышлял о том, чтобы унести трудовую книжку в отдел кадров другого предприятия.
Да и внутри огромного ЛМЗ на другие специальности почти не смотрел. Говорит, когда-то была мысль податься в оцинковщики, но передумал. С середины 1980-х поменялось только официальное название должности: когда-то операторы участка именовались лакировщиками.
Шли годы, появились современные камеры окраски, установили вторую головку для более оперативной смены эмали, поменялись её поставщики (например, раньше это были немецкие или югославские, теперь – отечественные). Кстати, новый владелец завода уделяет внимание не только техническому оснащению производства, но и комфорту служащих: например, недавно появились климатические установки.
Значительно выросла скорость работы: например, если в былые годы лист металла, шириной 1000 мм, шёл в камеру со скоростью 30-40 метров в минуту, то сегодня полоса в 1250 мм летит вдвое быстрее.
Неизменным остался принцип работы с металлом. Тянутся километры стальной полосы, крутятся валки, тонким слоем поверх грунта и оцинковки наносящие эмалевое покрытие. Здесь главное – чтобы его толщина оставалась равномерной: непрокрасы или, напротив, чрезмерно большая толщина пользы не принесут.
- Покрасочная камера мне как родная! – смеётся Сергей Андреевич. - Тяжёлый труд? У нас-то нормально, а вот у ребят на третьей линии в верхней камере летом температура может подбираться к 50 градусам.
Лудильщик Алексей КРИВОШЕЕВ на ЛМЗ с 1989 года:
- После окончания техникума и службы в армии долго над выбором трудоустройства думать не пришлось, - вспоминает он. – У товарища мать работала в заводской лаборатории, сказала: идите на завод, начальник цеха Вакиль Кильматов ждёт! Долго не думал, устроился резчиком холодного металла.
В первые свои заводские годы он успел сменить пару должностей, но довольно быстро и окончательно укоренился на участке, называемом «химподвалом». Несмотря на несколько несерьёзное «имя», это важнейший пункт производственной цепочки.
Главная задача лудильщика – поддержание концентрации раствора, его циркуляции и температурных режимов. Именно после этого участка стальная полоса надёжно защищена от коррозии слоем цинка. За это её и ценят потребители по всей стране и за её пределами.
- Наш участок основной? – Алексей Николаевич не думает ни мгновения: - Нет, у нас на заводе все участки важные!
При этом о настоящем и будущем металлургического производства он думает масштабно: говорит, было бы отлично, если бы увеличилось производство листа для нужд автомобильной промышленности, да и забытое сегодня хромирование наверняка нашло бы потребителя.
Напоследок речь заходит о престижности заводских специальностей. Сегодня, как и в былые годы, производство – это не только стабильный заработок, но и надёжная карьерная лестница. Лучшим подтверждением этого заключения Кривошеев считает постоянно увеличивающееся количество молодёжи на производстве. Рано или поздно и кто-то из них получит важное ведомственное звание.
Андрей Кудрин/ Фото: Андрей Кудрин, «Искра»
«Обожаю, когда дети ставят в тупик вопросами!»
Ежегодная муниципальная премия им. А.В. Зануцци присуждается за выдающиеся успехи на благо родного города. Нынче она вручена заместителю директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского творчества Любови ФЕДОТОВОЙ. Больше 37 лет посвятила она развитию учреждения, выпестовав при этом не одну сотню талантливых детей.
Стал первым домом. Её кабинет больше похож на архив: на рабочем столе – кипы документов и папок. Выдают творческую натуру хозяйки особенные часы: на их циферблате вместо обычных чисел – фотографии с новогодних сказок и сезонных представлений. Вот Любовь Николаевна в образах Снеговичка, Василисы Прекрасной, акулы, медведя... Всех её ролей за десятки лет во Дворце не перечислить!
В Дом пионеров юная Люба пришла, будучи пятиклассницей. Начинала творческий путь в вокальном ансамбле «Радуга» (педагог Ольга Андреева). После окончания школы работала вожатой на летних площадках, а осенью поступила в Пермский государственный гуманитарный педуниверситет, получила образование учителя истории и обществоведения. Поработав в горкоме комсомола, устроилась культорганизатором в Дом пионеров. Говорит, сначала было просто интересно. А потом работа стала делом всей жизни.
- Временами Дворец был важнее дома: при той активной творческой работе часто не хватало времени на семью. Очень благодарна, что домашние понимали причину, поддерживали меня, - рассказывает Любовь Николаевна. – Помню как сейчас: в январе была моя первая «ёлка». С детьми из «Юного затейника» писали сценарий, подбирали реквизит. За несколько месяцев подготовки похудела на шесть килограммов!
Первый блин оказался не комом, но переживать за каждое из подготовленных мероприятий педагог не перестала. Спустя десяток лет Любови Николаевне предложили занять более высокую должность, предполагающую, в основном, работу с документами. С прежнего «бойкого места» уходила со слезами на глазах...
Яхт-клуб и крутящаяся сцена. Интересно, изменились ли дети за сорок лет? Моя собеседница утверждает: детство у всех одинаковое – со своей эмоциональностью, непосредственностью и целеустремлённостью. Да, есть дети из другой реальности – погружённые в телефоны, соцсети... Но таких, по мнению педагога, во Дворце единицы.
- Обожаю, когда ребята ставят в тупик вопросами! - улыбается женщина. – Порой такими каверзными, что потом весь вечер ищешь ответ. А ещё нынешнее поколение нравится вариативностью: могут принять несколько точек зрения.
Каким она видит Дворец спустя годы? Любовь Федотова фантазирует:
- На берегу пруда стоит небольшое здание – там уютно расположился яхтклуб. Повыше – теплица, где трудятся биологи и экологи, выращивают растения, занимаются в лаборатории. Планерная школа продолжает жить, а её воспитанники – летать! Начинает работу дельтапланерный клуб...
А ещё она «намечтала» новые гаражи и крутой транспорт для автомотоклуба, помещение для фитнеса, зрительный зал, оборудованный крутящейся сценой и морем прожекторов, большим экраном, мягкими креслами.
Неизменным, уверена собеседница, будет одно – дети: такие же талантливые, такие же красивые, и такие же невероятно любознательные.
Ирина Попкова/Фото: Ирина Попкова, «Искра»
Социальные комментарии Cackle