Итоги учебного года, или Размышления о том, почему профориентация школьников должна стать частью социальной политики промышленных предприятий
Конец учебного года – время итоговых педсоветов, выпускных в детских садах и школах. Заканчивает работу большая часть школьных летних площадок. С этого момента дети переводятся в следующий класс – становятся старше. А для нас, руководителей, наступает пора подводить итоги минувшего учебного года и готовиться к новому.
Вернулись из онлайна. Для нас главное - что этот год прошёл не в онлайн-режиме. После нескольких месяцев дистанционного обучения мы были просто счастливы открыть с сентября школы и детские сады.
Несмотря на ограничения и сложности для взрослых (педагоги весь год ходили по разным классам, не могли проводить очные родительские собрания), большинство детей учились достаточно комфортно. Пишу о большинстве, так как на составление расписаний всё-таки жаловались, мы не всегда могли довести их до идеального состояния. В новом учебном году учтём все предложения родителей.
Лучше, больше, сытнее. В этом году все учащиеся начальных классов стали питаться бесплатно. Инициатива Президента страны была подкреплена и финансами, и серьёзным контролем: надзорные органы активно проверяли школьные столовые. Родители не только задавали вопросы на горячей линии, но и сами участвовали в контрольных мероприятиях.
Муниципальный совет родителей по питанию работал активно и эффективно. Руководит им начальник отдела общего образования Галина Горошникова. Её главный консультант и помощник – Инна Самокрутова. Благодаря их стараниям родители могут посмотреть меню на сайте школы.
Требования к этому процессу серьёзно поменялись, и мы их выполняем неукоснительно. При этом отрабатываем каждое предложение родителей. Например, стали учитывать особенности питания детей с аллергодерматозами в детсадах - и обращений на эту тему почти не стало.
Спасибо Интернету! Из-за пандемии COVID-19 работа с родителями ведётся онлайн и по телефону. Понимаю: личного общения этим пока не заменить, потому родительские тревоги, вопросы и пожелания периодически и не всегда по адресу всплывали в Сети, вызывая бурное обсуждение.
Каждый случай приходилось комментировать и разъяснять. Принимать огонь на себя - этого нынче было сколько угодно. Но онлайн-общение принесло и хорошее: мы услышали мнения родителей, которые никогда и нигде не проявляли себя, не задавали вопросов. Благодаря Интернету стали чаще проводить опросы, зачастую анонимные, а потому отражающие реальную картину мира.
Ещё одно удачное детище современных технологий - «ЭПОС»: электронный дневник, домашние задания и связь с учителем в одной упаковке. Весь год мы уверенно пребываем в «топе» по качеству этой работы в крае, а несколько месяцев были абсолютными лидерами. Спасибо педагогам, родителям и ученикам, что поняли и приняли ещё одну норму.
О детях и для детей. Ежегодный семейный форум удалось провести на нескольких площадках. Откровенно говорили с родителями о проф-
ориентации, о молодёжных объединениях, о ЕГЭ и поступлении в вузы, о медиапедагогике, блогерстве и киберспорте, о страшных темах – буллинге и суицидах.
Кстати, в этом году официально заработала ежедневная скорая психологическая помощь «Мы рядом» - волонтёрский проект наших педагогов-психологов под крылом Центра научно-методического обеспечения.
Там же, в ЦНМО, появился киберконсультант для детей. Поворот методцентра в сторону ребёнка не случаен. Методисты и лично руководитель учреждения Кристина Малахова первыми переключились на новые направления работы в школах и детских садах, чтобы потом стать хорошими «тренерами, тренирующими тренеров».
В образовательном квартале. В этом учебном году на карте Лысьвы появился новый детский сад «Крылатые качели», который вместе с новой школой сформировал образовательный квартал. Все трудности и радости рождения мы пережили. Началась самая сложная работа, связанная с инфраструктурными вопросами: стоянки, скверы, газонная трава, контроль за выполнением гарантийных обязательств подрядчиками...
Например, в детском саду ещё раз настроили систему открывания-закрывания окон, подкрасили и перештукатурили места, где краска легла неровно или отслоилась. Гарантия действует пять лет, поэтому будем улучшать здания до бесконечности.
Муниципалитет ведёт большую работу по строительству сквера между школой и детсадом: выкорчевали старые деревья, разровняли территорию. В Крылатовском переулке будут автостоянка, сквер, автодорога и тротуары. Не стану писать про ремонт дороги на ул. Балахнина: уверена, что вопрос решится в ближайшее время.
ЕГЭ, ОГЭ, ГВЕ... В период сдачи экзаменов принято писать о лучших результатах - это предмет гордости и особой радости. Но начну с другого. Обращаюсь к каждому выпускнику 2021 года. Ребята, помните: выпускной экзамен - это не сравнение с кем-то, а оценивание того, что вы сделали лично, без помощи взрослых. Это экзамен на взрослость. Он важен, но не определяет всю вашу жизнь.
Кто-то, получив невысокий, как ему кажется, балл за ЕГЭ, окончит вуз с красным дипломом, а кто-то решит, что жизнь - это семья и работа. Это будет уже ваш выбор, не зависящий от родителей и педагогов.
Поздравляю с окончанием школы! Пусть впереди будут успех, осознанность, надёжные спутники и наставники!
Теперь к главной теме. Подытоживая работу за минувший год, мы не только пишем отчёты, переводим в цифры качество образования и подсчитываем соотношение отличников к троечникам. Мы стараемся сделать общий анализ деятельности за год, понять, куда двигаться дальше, на какое направление надо поднажать.
Просматривая данные о выпускных классах, обратила внимание на красноречивые цифры. В этом году 666 девятиклассников сдавали ОГЭ. Из них 14 получили аттестаты особого образца, шестеро заработали сто баллов по русскому языку, а один выпускник набрал 92 балла по математике.
Но в десятый класс пока подано всего 160 заявлений. Кто-то пребывает в раздумьях, но многие нацелены на учёбу в учреждениях среднего профессионального образования. Например, на 40 мест увеличился приём в медицинский колледж, активно идёт набор в политехнический. Отрадно, что всё больше ребят выбирают среднее профобразование, желая как можно скорее осваивать профессии.
Кстати, в этом году рекордное количество медалистов – 21! Но далеко не все одиннадцатиклассники решили поступать в вуз: из 306 ребят сдавать ЕГЭ решили 266. Напомню: с прошлого года от сдачи ЕГЭ можно отказаться и написать ГВЭ (государственный выпускной экзамен), а с ним поступать в учреждения среднего профобразования.
То есть интерес ребят к рабочим специальностям растёт. И этот интерес важно поддержать, дав школьникам возможность профессионального самоопределения.
Ничего сверхъестественного не требуется. Тема не нова. Ещё недавно наш город, имея несколько градообразующих предприятий, спокойно мог организовать и содержать учебно-производственный комбинат, где школьники в обязательном порядке осваивали профессиональные или предпрофессиональные программы обучения. Каждый выпускник школы бонусом к аттестату получал профессиональные навыки и понимание, что стоит за словами «завод», «фабрика», «слесарь», «электромонтёр», «эмалировщица».
Летом школьники стопроцентно трудоустраивались, имея возможность не только укрепить знания и умения по той или иной профессии, но и заработать. Подобная форма взаимодействия была одним из обязательных направлений социальной политики предприятий.
Сегодня промышленные площадки Лысьвы менее масштабны, но их стало больше. Это факт. Шаг за шагом, проект за проектом бизнесмены и руководители поворачиваются в сторону кадровой политики: им нужны грамотные молодые специалисты. И очень часто таковых в городе не оказывается.
Есть прекрасный опыт пермских школ. В партнёрстве с предприятиями они разрабатывают специальные учебные программы. Благодаря им среднестатистический ученик получает массу социальных практик и опыта в том профессиональном направлении, которое интересно предприятию и ребёнку.
Приведу пример. Зашла недавно в кофейню на Комсомольском проспекте: замечательный дизайн и красивая вывеска с информацией о том, что реклама и оформление сделаны руками учащихся школы «Точка дизайна». Другой пример: во время практики на предприятии учащиеся в течение недели разрабатывали проект перестановки станков в цехе для того, чтобы рабочим было удобнее передвигаться во время работы. Впечатляет?
Управление образования, руководство школ Лысьвы ищут пути взаимодействия с предприятиями нашего города. Иногда находим: на системный проект со школами и даже детским садом искренне отозвалось ООО «Электротяжмаш-Привод». Надеемся, в школе № 16 появится уникальный инженерный класс. Старшеклассники нового лицея «ВЕКТОРиЯ» тоже сопро-
вождаются предприятием.
Устанавливается контакт с ООО «ММК-ЛМЗ», с УК «Лысьвенские заводы». Эти предприятия поддерживают инженерные и робототехнические соревнования и форумы, проводят экскурсии.
Понимаю: полноценное шефство вряд ли возродится, но совместные профориентационные проекты необходимы Лысьве как воздух! Ведь крепкая промышленность – будущее города. А какая промышленность без кадров? Кто придёт на заводы через пять лет? И придёт ли? Время разговоров ушло, настало время действовать.
Ничего сверхъестественного не требуется: нужно создать единую систему профориентации. Вот что мы предлагаем в неё включить: экскурсии и профессиональные пробы, создание специальных (инженерно-технических, медицинских, экономических и других) классов, целевое обучение будущих работников, профориентационные игры и олимпиады, участие предприятий в дополнительном образовании школьников, партнёрство в разработке и реализации проектов, например, по профессиональному самоопределению детей с ОВЗ. Очень серьёзная тема. И нужная! Без помощи предприятий никак.
Особо отмечу летнюю занятость с 14 лет - и как меру соцподдержки, и как профориентацию. К сожалению, в прошлом году только в «Лысьва-теплоэнерго» (спасибо им!) устроили четырёх детей сотрудников на работу летом по программе ЦЗН. Нынче к ним подключились «Лысьвенские заводы». Вместе они трудоустроили 15 подростков. Надеюсь, их почин поддержат другие предприятия и предприниматели.
Уважаемые руководители и собственники предприятий! Убеждена: вам, как и мне, важно развитие предприятий и нашего города. Говорю только от своего имени, так как, если честно, мало кто из моих коллег верит в светлые идеи социального партнёрства. Предлагаю доказать обратное, найти немного времени, встретиться и обсудить эту тему. И новый учебный год начать уже в прочном союзе. Поддержкой общественного совета по вопросам образования мы заручились.
Кстати, у меня и у руководителей образовательных учреждений появилась большая надежда на депутата Заксобрания Илью Шулькина. Мы успели провести много встреч с Ильёй Григорьевичем: разговоры состоялись и с руководителями, и с коллективами, и отдельно с молодыми педагогами. Депутата не щадили: говорили, требовали, жаловались, предлагали. Вопреки ожиданиям он не спасовал, не отвечал общими фразами, а включился в работу над решением ряда проблем. Не посулил золотых гор, а именно предложил совместно решать проблемы и делать Лысьву лучше.
Думаю, совместными с ним усилиями мы сдвинем с мёртвой точки вопросы не только профориентации и социального партнёрства, но и благоустройства территорий школ и детских садов (на это не всегда хватает средств).
Уверена: интерес к Лысьве и её процветанию должен начаться с одновременного развития производства и учреждений образования. Вместе мы сможем многое!
Лариса Степанова, начальник управления образования администрации ЛГО.
- Главным успехом минувшего учебного года в Лысьве считаю введение в строй нового детского сада «Крылатые качели». Вместе с новой школой он создал образовательный квартал. Теперь наша задача обустроить его, сделать удобным для детей и родителей, превратить в новую точку притяжения.
Отмечу также пристальное внимание руководителей школ и детсадов, педагогов к вопросу питания ребят. Знаю: в Лысьве каждое замечание и предложение родителей не остаётся без внимания. Это позволило выполнить все требования к организации питания, а они сейчас весьма высоки.
Лысьва – один из краевых лидеров по внедрению системы «ЭПОС». Представляю, каких усилий стоило педагогам, родителям и детям сделать её частью учебного процесса! Вы не только справились, но и сделали это на высочайшем уровне.
Высоких результатов добиваются не только дети. Педагоги тоже постоянно самосовершенствуются, что позволяет лысьвенскому образованию занимать лидирующие позиции в Пермском крае. Об этом говорят и оценки выпускников, и результаты предметных олимпиад и конкурсов.
Согласен с начальником управления образования Ларисой Степановой: профориентационную работу необходимо усилить. Выстраивание прочных связей между школами и предприятиями – залог успешного развития промышленности Лысьвы.
Илья Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края
/ Фото: Марина Решетникова, «Искра», и из архива Ильи Шулькина
Социальные комментарии Cackle