23
Декабря
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

ЛЫСЬВЕНСКАЯ "ТЯГА". ПОКАЖИТЕ, ГДЕ ЛУЧШЕ. Лысьвенским машиностроителям – 60

12.07.2008Валентина КОКШАРОВАЕсть повод

- Где работаешь?
- В «ТЭМО», - по привычке отвечают приводовцы-«тэмовцы». А еще короче – в «тяге». И всем все понятно.  Производству тягового оборудования для тепловозов всего-то лет  десять. До недавнего времени  это было самостоятельное предприятие в составе  машиностроительного холдинга  «Привод». Сейчас оно влилось в «Лысьваэлектротяжмаш-Привод» и снова, как много лет назад, стало структурным подразделением большого и единого предприятия.

РЕФОРМЫ БЫЛИ НЕ СТРАШНЫ

А  начинал все Виктор Степанович Тетюев, возглавивший «Привод» в 36 лет и более 20 лет стоявший у руля местного промышленного гиганта.  Сегодня он – президент ООО «Лысьваэлектротяжмаш-Привод» и, как называют его приводовцы, легенда предприятия. Когда-то он пешком пришел в Лысьву из села Покровка Березовского района и остался здесь насовсем. Техникум, армия, завод, институт.  Мастер, старший мастер, начальник  участка, цеха, замдиректора, директор, президент. Что  еще к этому добавить?  Пожалуй, только один факт, и очень существенный: Тетюев  не просто удержал на плаву лысьвенский машиностроительный холдинг в годы перестройки и развала экономики. Он умело встроил его в новые рыночные отношения, сохранил бренд, партнеров, рынки  и бизнес в целом.
Однажды в пресс-клубе «Искры» он признался, что «Приводу» реформы были не страшны, потому что он постоянно жил в условиях экспериментов:
- Если проанализировать жизнь завода, уверенно могу сказать, что это всегда было динамично развивающееся и быстро реагирующее на проблемы - раньше говорили «страны», а теперь  рынка – предприятие.  И, заметьте, в постоянных поисках и экспериментах. В советские времена это делалось по приказу министерства, а сейчас мы уже сами в своем акционерном обществе экспериментируем по разным направлениям. 
Возобновление  в 1995 году производства электрооборудования для тепловозов в самый кризисный для российской экономики период тоже можно отнести  к экспериментам, и достаточно смелым. Это было время всеобщих неплатежей, задержек зарплаты, жуткой нестабильности и неопределённости. Именно в тот период Виктор Тетюев задумал техническое перевооружение и модернизацию производства для выпуска тяговых генераторов. Вкладывались колоссальные деньги, рабочим объяснили: мол, это производство будущего. Кризис не вечен. Сегодня выпуск тяговой техники поставлен  на добротную основу. Отправка первых двух комплектов (комплект - это набор электрооборудования: тяговый генератор, возбудитель, шесть тяговых двигателей, стартёр-генератор и вспомогательные машины. Без всего этого такая махина, как тепловоз, и с места не сдвинется – прим. ред.) оборудования в Коломну стала для коллектива настоящим праздником. Правда, сейчас об этом редко  кто вспоминает. За десять лет много воды утекло, и людей сменилось немало. Зайдешь в цех -  кругом молодые лица.

У-ВА-ЖА-ЕМ!

- Ребята, что вы знаете  об истории «Привода» и о его известных в Лысьве людях? Тетюев - не в счет, поскольку его знают даже школьники, – остановила я группу молодых рабочих (см. снимок вверху). 
Они спешили на проходную после смены, но  остановились, расшумелись, разбалагурились. Оказались все с одного участка - крупномеханического. Смеются: мол, знаем, что «Приводу» скоро стукнет 60 лет и что он, несмотря ни на что,  был, есть и будет. А известных заводу и городу приводовцев много. Да вон в цехе, дескать, у нас токарь-карусельщик Иван Иванович Староверов. Вот это профессионал! Поучиться у него - большая честь. У-ва-жа-ем! И пошли. 
Подошедший старший мастер участка Андрей САМАРИН (на снимке), глядя вслед уходящим рабочим, похвалил их:
- Хорошие парни.  Толковые, профессионалам не уступают.
Сам Андрей Аркадьевич  на «Приводе»  не один год.  Историю завода и  его знаменитых людей знает по рассказам родителей.  Отец Аркадий Павлович, считай, всю жизнь  мастерил в кузнечно-сварочном, а мама Таисья Николаевна, которая нынче  отметила 75-летний юбилей, долгие годы проработала начальником бюро инструментального хозяйства в сборочном цехе. Активистка была, и сейчас с удовольствием рассказывает, как весело и дружно раньше жили и работали. 

ЛЮДИ ПРОСТО УНИКАЛЬНЫЕ

За 60 лет на заводе родилась не одна династия. В ПТЭО, например, - семьи Микрюковых: она вдвое старше предприятия. Юрий Аркадьевич, фрезеровщик (на снимке), перечисляет:
- На турбинке мать работала, потом сестра Наталья пришла и до сих пор трудится укладчицей. Жена Валентина Григорьевна работает в группе размножения документации. Сейчас здесь сын Евгений и сноха. Да таких семей на заводе немало.
Сам Юрий Аркадьевич более тридцати лет назад впервые открыл дверь в цех, который тогда назывался механосборочным,  а участок – мелкомеханическим. У человека одна запись в трудовой книжке. После окончания ПУ-6  устроился на ТГЗ  и вместе с  ним прошел дорогой взлетов и падений,  объединений и разъединений половину его пути. Поэтому  историю завода знает не с чужих слов – она реализовалась в его собственной судьбе.
- Знаете, кого бы я отметил как гордость предприятия? В кузнечно-сварочном цехе  работал Виктор Лакомов, Герой Социалистического Труда.  Там вообще было много высококвалифицированных рабочих. Но Героя получить – это надо заслужить.  
 Руководитель производства тягового электрооборудования  Дмитрий ЗЫРЯНОВ (на снимке) в новой должности всего полгода, но послужной список у него – позавидуешь. Он тоже из династии – Зыряновых. Когда-то его отец  Владимир Александрович в должности главного инженера отвечал за всю техническую политику завода. Поэтому, наверное, когда сыну пришлось  выбирать в жизни путь, колебаний особых не было – техникум. Потом – Уральский политехнический институт. Дмитрий Владимирович не скрывает: очень хотелось остаться в  Екатеринбурге. Столица Урала, заманчивые перспективы. Но родители настояли: в Лысьве – не хуже. Уступил. Три года работал  мастером на сборочном участке сборочного цеха, потом - ведущим специалистом  службы качества, начальником механосборочного цеха, начальником производства гидрогенераторов, теперь вот - здесь.
- История «Привода»?  И про первую машину знаю, и по то, как строился завод. Все 60 лет – это история развития производств и строительства.  Люди?  Их много. Рабочие, конструкторы, технологи, руководители. Кто  из электромашиностроителей не помнит В.З. Рябова, С.Г. Тимошка?  Много слышал о Ю. Верхотурове, Н. Таренко, Б. Угловских, А. Еловских – специалисты такого уровня были, что не прибавишь,  не убавишь.  Да и  у нас  есть  люди просто уникальные. Иван Иванович Староверов, например. Их немного, а хотелось,  чтобы было больше.

ОТДЫХАТЬ НЕКОГДА

Приводовцы о приводовцах, спроси любого, рассказать могут многое: и о предприятии, и о тех, кто живет и работает рядом.  Народ открытый. Проблем своих не скрывали: говорили о зарплате, о том, что  заказов  полно, а работать порой некому. Остро не хватает квалифицированных станочников. Но о предприятии – только с гордостью: мол, покажите, где  лучше?
Андрей НАЙДЕНОВ (на снимке), электромонтер по специальности, а сейчас  - слесарь-сборщик, «Привод» для себя открыл менее двух лет назад. А если учесть, что парень приехал в Лысьву из Ханты-Мансийского округа и до этого поработал в Перми, но не на машиностроительном предприятии, то можно предположить, каковы были его первые ощущения от завода и новой работы. 
Первый вывод: здесь можно добиться многого, но надо учиться. Благо что далеко ездить не нужно – филиал политехнического университета тут же, в городе.  Второй: кто еще, как не предприятие с его большими возможностями, способен помочь преодолеть еще одну проблему – жилищную? Третий: но для этого необходимо стать профессионалом. С ними разговаривают по-другому.  А дел здесь невпроворот – хоть круглые сутки из цеха не выходи.
Дмитрий Зырянов подтверждает:
- Перспективы большие. Сегодня встают на ноги тепловозостроительные заводы, которые во времена перестройки снизили объемы, сменили собственников.  Рынок тягового электрооборудования растет, и даже главный конкурент – харьковский завод - при всем желании не в силах удовлетворить потребности тепловозостроителей. У нас сегодня  проходят испытания головных образцов элетродвигателей для электровоза. Большие заявки от луганского и брянского заводов. В Свердловской области встает на ноги завод  электровозов в Верхней Пышме. Так что отдыхать некогда.

НАША СПРАВКА

Тяговая тематика в истории лысьвенского машиностроения - не новая. В советские времена выпускали генераторы и возбудители для тепловозов. Однако в те времена  экономика работала по принципу специализации и кооперации. По постановлению министерства производство тяговых двигателей из Лысьвы полностью передали на харьковский машзавод, чтобы делать весь комплект электрооборудования на одном предприятии.
С развалом Союза в России не осталось ни одного предприятия, производящего тяговое оборудование, и тепловозостроительные заводы в Коломне, Брянске попали в настоящий цейтнот. Закупки им приходилось делать на Украине, а это уже другая страна. Тогда на уровне правительства приняли решение об организации производства в России. Тетюев ухватился за эту идею и предложил свои услуги. В своё время были на заводе и документация, и оснастка, но за ненадобностью всё выбросили: последний генератор произвели в 1984 году. Поэтому пришлось начинать всё заново. Заказчику был необходим такой же тяговый двигатель, какой собирали в Харькове. Заводские конструкторы заново взялись за разработку  документации, строители и технологи  - за  модернизацию  производства.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

16 апреля губернатор края Дмитрий Махонин выступил с ежегодным посланием об итогах и планах социально-экономического развития региона
Не упустите возможность воспользоваться господдержкой, чтобы подарить детям незабываемые каникулы
задал Президент в послании к Федеральному Собранию
Яндекс.Метрика