ЛЫСЬВЕНСКАЯ "ТЯГА". ПОКАЖИТЕ, ГДЕ ЛУЧШЕ. Лысьвенским машиностроителям – 60
12.07.2008Валентина КОКШАРОВАЕсть повод- Где работаешь?
- В «ТЭМО», - по привычке отвечают приводовцы-«тэмовцы». А еще короче – в «тяге». И всем все понятно. Производству тягового оборудования для тепловозов всего-то лет десять. До недавнего времени это было самостоятельное предприятие в составе машиностроительного холдинга «Привод». Сейчас оно влилось в «Лысьваэлектротяжмаш-Привод» и снова, как много лет назад, стало структурным подразделением большого и единого предприятия.
РЕФОРМЫ БЫЛИ НЕ СТРАШНЫ
А начинал все Виктор Степанович Тетюев, возглавивший «Привод» в 36 лет и более 20 лет стоявший у руля местного промышленного гиганта. Сегодня он – президент ООО «Лысьваэлектротяжмаш-Привод» и, как называют его приводовцы, легенда предприятия. Когда-то он пешком пришел в Лысьву из села Покровка Березовского района и остался здесь насовсем. Техникум, армия, завод, институт. Мастер, старший мастер, начальник участка, цеха, замдиректора, директор, президент. Что еще к этому добавить? Пожалуй, только один факт, и очень существенный: Тетюев не просто удержал на плаву лысьвенский машиностроительный холдинг в годы перестройки и развала экономики. Он умело встроил его в новые рыночные отношения, сохранил бренд, партнеров, рынки и бизнес в целом.
Однажды в пресс-клубе «Искры» он признался, что «Приводу» реформы были не страшны, потому что он постоянно жил в условиях экспериментов:
- Если проанализировать жизнь завода, уверенно могу сказать, что это всегда было динамично развивающееся и быстро реагирующее на проблемы - раньше говорили «страны», а теперь рынка – предприятие. И, заметьте, в постоянных поисках и экспериментах. В советские времена это делалось по приказу министерства, а сейчас мы уже сами в своем акционерном обществе экспериментируем по разным направлениям.
Возобновление в 1995 году производства электрооборудования для тепловозов в самый кризисный для российской экономики период тоже можно отнести к экспериментам, и достаточно смелым. Это было время всеобщих неплатежей, задержек зарплаты, жуткой нестабильности и неопределённости. Именно в тот период Виктор Тетюев задумал техническое перевооружение и модернизацию производства для выпуска тяговых генераторов. Вкладывались колоссальные деньги, рабочим объяснили: мол, это производство будущего. Кризис не вечен. Сегодня выпуск тяговой техники поставлен на добротную основу. Отправка первых двух комплектов (комплект - это набор электрооборудования: тяговый генератор, возбудитель, шесть тяговых двигателей, стартёр-генератор и вспомогательные машины. Без всего этого такая махина, как тепловоз, и с места не сдвинется – прим. ред.) оборудования в Коломну стала для коллектива настоящим праздником. Правда, сейчас об этом редко кто вспоминает. За десять лет много воды утекло, и людей сменилось немало. Зайдешь в цех - кругом молодые лица.
У-ВА-ЖА-ЕМ!
- Ребята, что вы знаете об истории «Привода» и о его известных в Лысьве людях? Тетюев - не в счет, поскольку его знают даже школьники, – остановила я группу молодых рабочих (см. снимок вверху).
Они спешили на проходную после смены, но остановились, расшумелись, разбалагурились. Оказались все с одного участка - крупномеханического. Смеются: мол, знаем, что «Приводу» скоро стукнет 60 лет и что он, несмотря ни на что, был, есть и будет. А известных заводу и городу приводовцев много. Да вон в цехе, дескать, у нас токарь-карусельщик Иван Иванович Староверов. Вот это профессионал! Поучиться у него - большая честь. У-ва-жа-ем! И пошли.
Подошедший старший мастер участка Андрей САМАРИН (на снимке), глядя вслед уходящим рабочим, похвалил их:
- Хорошие парни. Толковые, профессионалам не уступают.
Сам Андрей Аркадьевич на «Приводе» не один год. Историю завода и его знаменитых людей знает по рассказам родителей. Отец Аркадий Павлович, считай, всю жизнь мастерил в кузнечно-сварочном, а мама Таисья Николаевна, которая нынче отметила 75-летний юбилей, долгие годы проработала начальником бюро инструментального хозяйства в сборочном цехе. Активистка была, и сейчас с удовольствием рассказывает, как весело и дружно раньше жили и работали.
ЛЮДИ ПРОСТО УНИКАЛЬНЫЕ
За 60 лет на заводе родилась не одна династия. В ПТЭО, например, - семьи Микрюковых: она вдвое старше предприятия. Юрий Аркадьевич, фрезеровщик (на снимке), перечисляет:
- На турбинке мать работала, потом сестра Наталья пришла и до сих пор трудится укладчицей. Жена Валентина Григорьевна работает в группе размножения документации. Сейчас здесь сын Евгений и сноха. Да таких семей на заводе немало.
Сам Юрий Аркадьевич более тридцати лет назад впервые открыл дверь в цех, который тогда назывался механосборочным, а участок – мелкомеханическим. У человека одна запись в трудовой книжке. После окончания ПУ-6 устроился на ТГЗ и вместе с ним прошел дорогой взлетов и падений, объединений и разъединений половину его пути. Поэтому историю завода знает не с чужих слов – она реализовалась в его собственной судьбе.
- Знаете, кого бы я отметил как гордость предприятия? В кузнечно-сварочном цехе работал Виктор Лакомов, Герой Социалистического Труда. Там вообще было много высококвалифицированных рабочих. Но Героя получить – это надо заслужить.
Руководитель производства тягового электрооборудования Дмитрий ЗЫРЯНОВ (на снимке) в новой должности всего полгода, но послужной список у него – позавидуешь. Он тоже из династии – Зыряновых. Когда-то его отец Владимир Александрович в должности главного инженера отвечал за всю техническую политику завода. Поэтому, наверное, когда сыну пришлось выбирать в жизни путь, колебаний особых не было – техникум. Потом – Уральский политехнический институт. Дмитрий Владимирович не скрывает: очень хотелось остаться в Екатеринбурге. Столица Урала, заманчивые перспективы. Но родители настояли: в Лысьве – не хуже. Уступил. Три года работал мастером на сборочном участке сборочного цеха, потом - ведущим специалистом службы качества, начальником механосборочного цеха, начальником производства гидрогенераторов, теперь вот - здесь.
- История «Привода»? И про первую машину знаю, и по то, как строился завод. Все 60 лет – это история развития производств и строительства. Люди? Их много. Рабочие, конструкторы, технологи, руководители. Кто из электромашиностроителей не помнит В.З. Рябова, С.Г. Тимошка? Много слышал о Ю. Верхотурове, Н. Таренко, Б. Угловских, А. Еловских – специалисты такого уровня были, что не прибавишь, не убавишь. Да и у нас есть люди просто уникальные. Иван Иванович Староверов, например. Их немного, а хотелось, чтобы было больше.
ОТДЫХАТЬ НЕКОГДА
Приводовцы о приводовцах, спроси любого, рассказать могут многое: и о предприятии, и о тех, кто живет и работает рядом. Народ открытый. Проблем своих не скрывали: говорили о зарплате, о том, что заказов полно, а работать порой некому. Остро не хватает квалифицированных станочников. Но о предприятии – только с гордостью: мол, покажите, где лучше?
Андрей НАЙДЕНОВ (на снимке), электромонтер по специальности, а сейчас - слесарь-сборщик, «Привод» для себя открыл менее двух лет назад. А если учесть, что парень приехал в Лысьву из Ханты-Мансийского округа и до этого поработал в Перми, но не на машиностроительном предприятии, то можно предположить, каковы были его первые ощущения от завода и новой работы.
Первый вывод: здесь можно добиться многого, но надо учиться. Благо что далеко ездить не нужно – филиал политехнического университета тут же, в городе. Второй: кто еще, как не предприятие с его большими возможностями, способен помочь преодолеть еще одну проблему – жилищную? Третий: но для этого необходимо стать профессионалом. С ними разговаривают по-другому. А дел здесь невпроворот – хоть круглые сутки из цеха не выходи.
Дмитрий Зырянов подтверждает:
- Перспективы большие. Сегодня встают на ноги тепловозостроительные заводы, которые во времена перестройки снизили объемы, сменили собственников. Рынок тягового электрооборудования растет, и даже главный конкурент – харьковский завод - при всем желании не в силах удовлетворить потребности тепловозостроителей. У нас сегодня проходят испытания головных образцов элетродвигателей для электровоза. Большие заявки от луганского и брянского заводов. В Свердловской области встает на ноги завод электровозов в Верхней Пышме. Так что отдыхать некогда.
НАША СПРАВКА
Тяговая тематика в истории лысьвенского машиностроения - не новая. В советские времена выпускали генераторы и возбудители для тепловозов. Однако в те времена экономика работала по принципу специализации и кооперации. По постановлению министерства производство тяговых двигателей из Лысьвы полностью передали на харьковский машзавод, чтобы делать весь комплект электрооборудования на одном предприятии.
С развалом Союза в России не осталось ни одного предприятия, производящего тяговое оборудование, и тепловозостроительные заводы в Коломне, Брянске попали в настоящий цейтнот. Закупки им приходилось делать на Украине, а это уже другая страна. Тогда на уровне правительства приняли решение об организации производства в России. Тетюев ухватился за эту идею и предложил свои услуги. В своё время были на заводе и документация, и оснастка, но за ненадобностью всё выбросили: последний генератор произвели в 1984 году. Поэтому пришлось начинать всё заново. Заказчику был необходим такой же тяговый двигатель, какой собирали в Харькове. Заводские конструкторы заново взялись за разработку документации, строители и технологи - за модернизацию производства.